Роль и место дидактических игр в образовательном пространстве младшего школьника
статья по теме

Подкорытова Ольга Владимировна

В статье рассмотрены некоторые аспекты научно-методического подхода к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. А также ценность, роль и место  игры в формировании учебной деятельности у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igry.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и место дидактических  игр в образовательном пространстве младшего школьника.

  Личностный  подход, лежащий в основе организации современного образовательного процесса,  предполагает исходную ориентацию педагогов в свойствах и качествах личности, которые  многообразно представлены уже у дошкольника, а тем более – у младшего школьника.

   При поступлении в школу , дети, как говорят психологи оказываются  в новой «социальной ситуации развития» . Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая сменяется учебной, что часто  отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является  дидактическая игра. Именно она позволяет «размыть»  грань между игрой и учебой.

    Этапные периоды детства (с характерной для каждого своей основной формой жизнедеятельности) не отделены друг от друга  жесткими границами.  Так непосредственно-эмоциональное общение порождает нашу мимику. Предметное детство (когда с игрушкой связана определенная работа рук ребенка) приводит к жестикуляции, пантомиме  Игровое детство одаривает ребенка наглядно-образным мышлением. Соединяясь с отвлеченным и словесно-логическим, оно существует  уже вне предметного мира, но сохраняет его реальность и необходимую с ней связь.

   Вот, почему А.С.Макаренко говорил, что каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Вот почему у нас на слуху слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что мы все родом из детства.

    Имея  ввиду психофизиологические особенности ребенка младшего школьного возраста, учителю начальных классов приходится  владеть не только методами и приемами формирования учебной деятельности школьников, но и технологиями организации и проведения игр.  

      Особенности игровых технологий, используемых в работе с младшими школьниками, состоят в том, что они сочетают в себе функции пропедевтики,  профилактики и коррекции недостатков учебной деятельности детей, формируют  психофизические функции ребенка, развивают их интеллектуальные умения, личностные качества.    Поэтому естественное сочетание игры и учебной деятельности связано с успешностью решения проблемы преемственности в обучении и развитии детей и одновременно с решением  проблемы формирования содержательных и процессуальных составляющих знаний и умений учащихся. Не меньшее значение имеет и то, что взаимодействие игры и учения конструктивно сказывается на умении учиться, самостоятельно приобретать знания, что необходимо как в школе, так и за ее пределами на протяжении всей жизни.

   Дидактическая игра-это форма обучения, в которой одновременно  действуют два начала: учебное(познавательное) и игровое (занимательное). Специфическими признаками  дидактических игр является их преднамеренность, планируемость,  наличие учебной цели и предполагаемого результата.  В отличие от учебных заданий, в дидактической  игре, познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно-учащиеся овладевают новыми знаниями и повторяют пройденное,  играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована для играющего, мотивом его выполнения становится естественное стремление играть.

     Так, например, дидактические игры  по математике    рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала,  развитие внимания, памяти, логического мышления, умения  обобщать и  классифицировать, развивать вычислительные навыки. Также  они ведут к систематизации жизненного опыта, повышают интерес к предмету.

   Правильное (продуктивное) чтение и безошибочное письмо  требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими и графическими умениями и навыками.  Дидактические игры в период обучения грамоте помогают  успешному овладению звуками родного языка, запоминанию графического облика букв,  формированию навыка плавного слогового  чтения у начинающего читателя,  расширению поля зрения и совершенствованию навыка распознавания букв, слогов, слов.    

        В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, проводит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.  А  анализ игры, подведение результатов  формирует навыки контроля, самоконтроля, оценочные действия.    Через  систему дидактических игр, типовых учебных заданий, содействующих достижению поставленной цели и решению образовательных задач, происходит  формирование  познавательных, коммуникативных, регулятивных умений у  младшего школьника.

      Кроме того, в игре (в том числе в самостоятельной) дети демонстрируют самые разнообразные игровые качества,  непосредственно связанные с особенностями темперамента и характера, условиями воспитания.  Поэтому  наблюдение за детским поведением позволяет учителю  определить, к какому типу игроков относится каждый из них:  добродушные игроки, игроки-таланты, организаторы, вожаки, а также  подражатели, выскочки, хвастуны и др. Это позволит   правильно выстраивать собственную тактику игрового воздействия.

    Характер игровой деятельности учащихся зависит от места  игры на уроке или в системе уроков. При этом надо заметить , что игра может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа, а также во внеурочной деятельности учащихся.

    Если игра используется на уроке введения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий и т.д.   В  этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание  детей на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приемов, В системе уроков по теме следует подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, поисковую и контролирующую.

     Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой индивидуальной. Применения той или иной также может соотноситься с типом урока. Так  при объяснении нового материала или первичным закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной.

      Ценность игры в  образовательном пространстве  ребенка  очевидна, поэтому педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее  влияния на развитие младшего школьника. Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно и целесообразно соотнесено  с другими видами его деятельности, эффективно и дозированно использовано. Правильно подобранную и умело проведенную игру следует считать таким же важным  и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.  Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой необходимо для адаптации к изменяющимся ситуации и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон их развития. Гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.  

       Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал:  «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток  представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Использованная литература:

1.Н.Я.Чутко «Формирование учебной деятельности в начальной школе» Москва «Просвещение» 2007г.

2.О.А. Степанова  «Дидактические игры в начальной школе»  Москва «Творческий центр» 2005г.

3.Т.К.Жигалкина «Игровые и занимательные задания по математике» Москва «Просвещение» 1989г

4. Н.К.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «Вако» 2006 г

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологии для младших школьников

Материал содержит методические рекомендации по проведению экологических игр с младшими школьниками на природе и в классе....

Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»

В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....

Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников

Доклад по теме" Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников"...

Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Статья на тему "Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматриваются вызовы современных технологий дополненной реальности и возможности их применения в образовательной среде. Описываются возможности Интернет-сервисов в работе учителя и классног...