Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Сотникова Алла Пантелеевна

Программа для работы с одарёнными детьми направлена на формирование креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Введение

Ведущим компонентом в структуре ФГОС становятся Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования. Ответственность образовательного учреждения заключается в создании необходимых условий для успешной образовательной деятельности педагогов и детей. Образовательное учреждение обязано гарантировать шанс на успех каждому ребенку.

Ориентация ФГОС на реализацию парадигмы деятельностного развития — одна из важнейших особенностей (и глубинный смысл!) введения нового образовательного стандарта. Основным результатом такого обучения становится развитие личности

школьников на основе их включения в учебную деятельность, обеспечивающего их активное и осознанное участие в этой деятельности, направленной на овладение системой универсальных и предметных учебных действий.

Как известно, ФГОС устанавливает три группы таких результатов и соответствующих им учебных действий: личностных, метапредметных и предметных. Обобщенные согласованные запросы семьи, общества и государства, выраженные в общих положениях Стандарта (раздел 1 Стандарта), и в первую очередь в так называемом «портрете выпускника начальной школы».

Актуальность

PISА – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.

Последний цикл исследования PISA был проведен в 2018 году, основное внимание

в нем было уделено оценке функциональной грамотности в области чтения и выявлению

тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы.

У PISA три основных направления: чтение, математика, естественные науки. У детей определяется один из шести уровней функциональной грамотности. Первый – пороговый, шестой – самый высокий. Последний раз PISA проходило в 2018 году. И результаты российских школьников были средними. Менее 10% на четвертом уровне, а пятого и шестого уровня нет. И 20% российских детей не достигают порогового.

 Исследование креативного мышления станет новым дополнительным направлением с 2021 года.

К 2024 году российские школы должны войти в десятку сильнейших по версии Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся

 (Programme for International Student Assessment, PISA). Работа по этому направлению ведется

в соответствии с майским указом Президента РФ.

Ориентиром на ступени НОО может стать международное исследование PIRLS.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

По Лэндри креативность – метод эксплуатации культурных ресурсов, т.е. материала для создания и цикловой реактуализации базовых ценностей; многогранная изобретательность, способность оценивать ситуацию и находить пути решения сложных комплексных необычных задач; способность посмотреть на ситуацию под неожиданным углом, интеллектуальная позиция, раскрывающая весь спектр возможностей и определенный подход к проблеме, который направлен на поиск новых сторон решений; предпосылка для создания инновации.

Креативность проявляется при наличии трех факторов: среда креативности, умение творчески мыслить, навыки креативного решения проблем, ключевые компетенции.

Креативность – одна из характеристик одаренных людей.

Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

И наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

На основании указанных выше факторов программа ставит цель – развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем создания условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в школе.

Задачи – развитие параметров креативности.

Показатели креативности

Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи.

Этот показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей

Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся в качестве кружка 1 раз в неделю.

Параллельно работа по развитию креативности ведется на уроках.

Срок реализации программы 4 года.

Программа разработана для учеников 1 – 4 классов, направлена на развитие одаренных детей, доступна всем детям, проявившим заинтересованность.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков.

Индивидуальные особенности учащихся могут быть оценены при сравнении данных вербальных и фигурных тестов. Дети с низкими баллами по вербальной шкале и высокими - по фигурной часто испытывают трудности при выполнении тестов на интеллект и в школьном обучении, хотя некоторые учителя интуитивно относят их к одаренным. Среди более образованных и успевающих в школе детей часто встречаются противоположные случаи: высоких показателей творчества в вербальной сфере и низких — в наглядно-образной.

Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям.

Краткий тест. Фигурная форма

Стимульный материал по ссылке

https://www.b17.ru/foto/uploaded/520e7b31a19268973ba03498cf69516d.jpg

Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер. Не следует проводить одновременное тестирование в больших  группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15-35 человек, т. е. не более одного класса. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 - 10 человек. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один. Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 – 20 минут. Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

   «Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

Инструкции к тестовым заданиям

   После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. (Не следует забывать об указании даты, это важно при проведении повторных тестирований.) Младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и разладите детям листы с уже заполненными графами. После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

   «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить нашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка. Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения».

Задание теста формулируется следующим образом: "На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 14 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой".

    Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее: "Я заметил(а)', что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем  возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. ' Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее". Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, и листы быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

* Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста.

Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

Указатель оценки теста

БЕГЛОСТЬ. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

ГИБКОСТЬ. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их "XI". "Х2" и т. д. Однако это потребуется очень редко.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев.

Премиальные баллы за оригинальность ответа. Всегда встает вопрос об оценке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:

 за объединение двух рисунков ........................................... 2 балла,

    за объединение трех-пяти рисунков .................................. 5 баллов,

    за объединение шести-десяти рисунков .......................... 10 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность, но всему заданию.

РАЗРАБОТАННОСТЬ. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Качественная оценка результатов приведена по ссылке

https://www.b17.ru/article/kreativnost/

Интерпретация результатов тестирования

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают, что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Содержание

Способы развития креативности во внеурочной деятельности и дополнительном образовании

Одна из форм работы с одарёнными детьми – это предметные олимпиады, которые способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.

Олимпиады – универсальный учебный инструмент. В начальной школе – это возможность выявить потенциал ребенка, показать ему многообразие знаний, которые можно получить в школе, а также научить нестандартно подходить к решениям.

Одним из главных плюсов для учителя является возможность обнаружить скрытый интеллектуальный потенциал учеников, который редко проявляется на обычных уроках. Причем узнать об этом можно не только во время самого состязания, но в момент подготовки к школьной олимпиаде. Благодаря этому педагог может узнать о важных талантах детей. Это поможет в дальнейшем выстраивать верную учебную тактику и работу с классом.

Другое преимущество – повышение заинтересованности школьников в изучении предметов. Во время олимпиады ученики открывают для себя новые грани математики, литературного чтения, русского языка и других дисциплин. Ведь оказывается, что знания не всегда ограничиваются привычными действиями и фактами. Кроме того, положительные результаты участия в олимпиаде станут еще одним источником вдохновения школьника.

Третий значимый момент – налаживание более тесных и доверительных взаимоотношений с ребятами и их родителями. Любая олимпиада для начальной школы требует индивидуальной подготовки. Зная сильные стороны и предрасположенности учеников, учитель подбирает нужные соревнования и помогает на них настроиться. Такое внимание к школьникам неизбежно улучшает дальнейшие коммуникации с ними и с их родителями.

В свою очередь, для младших школьников олимпиады необходимы также по нескольким причинам:

Расширение кругозора. Задания в олимпиадах всегда затрагивают интересные необычные ситуации, о которых школьники не задумываются во время стандартных уроков.

Повышение интеллектуального уровня. Любая олимпиада – это не только момент непосредственного решения заданий. Сначала ученик готовится к соревнованию, затем проходит его, а после вместе с учителем и родителями анализирует результаты участия в олимпиаде. На всех стадиях школьник получает новые знания по предметам, а также развивает полезные качества: ответственность, смелость, тщательность, настойчивость, внимательность, спокойствие.

Развитие чувства солидарности, а также правильного понимания соперничества. В первую очередь олимпиада для начальной школы – это соревнование с самим собой: ученик должен улучшить все свои знания и умение логически, но при этом нестандартно мыслить. Однако нельзя забывать о том, что в олимпиаде всегда есть победители и проигравшие. А значит, дух соперничества со сверстниками играет далеко не последнюю роль. Педагогу важно заранее объяснить участникам, что такое здоровая конкуренция и почему нужно уважать соперников.

Самопознание. Сам школьник часто не знает, на что он способен, пока не столкнется с олимпиадными заданиями. Самостоятельно решенные задачи не только повышают самооценку, но и позволяют поверить в себя, а, главное, получить мотивацию для дальнейшего развития и участия в олимпиадах.

Способы вдохновить ребят на участие в олимпиадах для начальной школы.

Анонсировать олимпиаду заранее. Психологи рекомендуют заблаговременно рассказывать школьникам о важных событиях учебного года, в которых они могут поучаствовать. Это помогает развивать навык целеполагания. Оптимально первый раз упомянуть о грядущей олимпиаде за 2 месяца. Затем на уроках вы можете делать отсылки к теме и возможным заданиям олимпиады. Тогда ребенок будет воспринимать ее как естественную часть образовательного процесса, а не какое-то страшное стороннее мероприятие, которого лучше избежать. Во время анонса олимпиады сосредоточьтесь на известных вам подробностях. Подробнее опишите весь процесс подготовки к школьной олимпиаде и формат участия. Все должно быть максимально понятно и просто. Учитывайте возраст школьников: малышам стоит преподносить событие в игровом формате.

Дать интересное задание из олимпиады прошлых лет. Вспомните об олимпиадах, которые предшествовали этой. Расскажите, как это было интересно, сколько ребят уже участвовало, как много нового они узнали. Показывайте задания из прошедших олимпиад. Ни в коем случае не запугивайте учеников, не концентрируйте их внимание на сложностях. В начальной нужно делать ставку на удовольствие от процесса участия. Например, попробуйте задействовать в вашем рассказе об олимпиаде героев мультфильмов и сказок. Это удобнее сделать, если параллельно вы демонстрируете школьникам презентацию. И не забывайте о юморе.

Снять страхи. Причиной нежелания участвовать в олимпиадах часто бывают страхи. Это актуально абсолютно для любого возраста. Ученики могут бояться, что на олимпиаде не будет учителя и родителей, все будет непонятно, а если не справишься, то будут ругаться. Такие страхи нужно прорабатывать с каждым учеником индивидуально. Оставьте потенциальных участников на 5 минут после урока и обсудите все, что может стать причиной стресса. Кстати, большим плюсом сегодня является многообразие онлайн-олимпиад. Многим ребятам гораздо комфортнее быть наедине с компьютером в привычных условиях, чем находиться в классе под надзором учителя. Кроме того, после опыта онлайн-соревнования школьникам может стать легче участвовать в очном состязании.

Вдохновить родителей. Обсудите олимпиаду с родителями. У них должно быть четкое понимание, чему она посвящена, когда пройдет, что нужно от них и от ребенка, что зависит от результатов участия в олимпиаде. Сосредоточьте их внимание на моральной поддержке и вдохновении школьника. Они должны со своей стороны рассказать малышу о том, как здорово принимать участие в таких мероприятиях. Кроме того, нужно показать, что они любят его в любом случае, просто потому что он их ребенок. А олимпиада – это хороший способ получить новый опыт, друзей и весело провести время. Важно не создавать суеты и нервозности.

Хвалить учеников. Обязательно отмечайте участников олимпиад, независимо от результатов. Даже просто участие в олимпиаде достойно уважения и должно быть подчеркнуто педагогом. Важно поощрять школьника не чем-то материальным, например, игрушкой, а поддерживать его заинтересованность и хвалить именно интеллектуальные достижения. Потому что самая сильная внутренняя мотивация для дальнейшего развития – это удовольствие от получения новых знаний и поиска решений. В случае поражения психологи советуют дать ребенку пережить все эмоции. Не стоит сразу отвлекать его и переключать внимание. Нужно дать ученику осознать случившееся и его причины. Это происходит на этапе обратной связи: подробно разберите причины успеха и неудач ученика, обсудите задания, которые были, а также какие факторы стресса помешали (не уследил за временем, устал, были неудобные парты, испугался и так далее). От успеха беседы зависит дальнейшее желание школьника участвовать в олимпиаде. Сосредоточьте внимание малыша на положительных моментах прошедшего соревнования. Проговорите, какой в следующий раз будет подготовка к школьной олимпиаде, что вы вместе сможете придумать нового, что ему понравилось из заданий, что было интересно.

Материал для работы, направленной на развитие креативности школьников, находится на платформе Учи.ру.

Учи.ру – это онлайн-платформа, где школьники изучают математику, информатику и другие предметы в интерактивной форме. Эта платформа создана в рамках Концепции развития математического образования РФ.

На платформе Учи.ру проходят олимпиады:

- по математике («Плюс», «Заврики», «BRICSMATH»)

- межпредметная «Дино-олимпиада» с заданиями по математике, русскому языку и окружающему миру

- «Русский с Пушкиным»

- «Юный предприниматель и финансовая грамотность»

Олимпиадные задания не обычные, они помогают взглянуть на предмет шире и с разных сторон, тренируют внимание, логику, пространственное воображение. Достаточно обладать знаниями на уровне школьной программы, чтобы справляться с олимпиадными заданиями.

Сначала новая олимпиада появляется в режиме пробного тура. Пробный тур длится две недели. В это время желающие могут решать задачи как угодно долго, не спешить, исправлять свои ответы. Затем проходит основной тур, во время которого на решение всех заданий даётся 60 минут.

На сайте есть архив олимпиадных заданий прошлых лет. Там хранится много интересных задач по математике, экономике и русскому языку. Олимпиады и подготовка к ним бесплатны для участников.

Кроме олимпиад на сайте есть математические игры и мультфильмы.

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника, в том числе олимпиадным задачам «Я люблю математику».

Яндекс.Учебник. С помощью сервиса учитель может выдавать классу задания, сразу разделяя их по группам в зависимости от уровня подготовки учеников, их темпа и утомляемости. Также есть возможность отправлять индивидуальные самостоятельные работы.

Отдельное внимание разработчики уделили аналитике. Педагог видит, кто приступил к работе, над каким заданием сейчас трудится, сколько потратил времени на выполнение, с какой попытки решил задачу. Причём статистику можно посмотреть как по всему классу, так и детализировать, чтобы увидеть данные по конкретным ученикам. Все результаты система проверяет автоматически, поэтому задача учителя — не самостоятельно выверять ответы, а проанализировать полученные результаты. Другими словами, педагог получает данные, на основе которых может трансформировать тактику обучения отдельных учеников.

Использовать задачи ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.  

Ученики младших классов лучше всего справляются с задачами по ТРИЗ на интуитивном уровне, не обращаясь к конкретным приемам, чтобы не отдаляться от содержания в угоду форме. Предложите ребятам поразмышлять над стихотворением «Наша Таня громко плачет», задавая наводящие вопросы. Как Тане достать мяч? А если нет палочки, сачка, некого попросить? Другое интересное задание: составить загадку про иглу, предварительно выяснив, что она острая, блестит, похожа на стрелу и так далее. Важно вместе рассуждать, искать лучшие решения. Подтолкнуть к решению может игра «Не да, а нет»: в ней на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, нужно ответить «нет». Всегда ли автомобиль быстрее пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре.

Ребят постарше (4 класс) можно познакомить с приемами для решения задач ТРИЗ: ПОПС-формулой, моделью «Элемент - имя признака - значение признака», приемом «Создай паспорт» методом маленьких человечков и так далее. Им можно предлагать решать глобальные задачи: как сократить количество пластика в океане или решить проблему космического мусора? Интересно ученикам будет и улучшить (хотя бы теоретически) то, что уже существует: например, сделать кастрюлю, из которой не сбегает молоко.

Креативное мышление развивается в безопасной и расслабленной обстановке. Еще один важный момент: задания на креативность не должны оцениваться.

Для того чтобы решить задачу в реальной жизни, мы обращаемся либо к изученному шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всем этим навыкам можно научить ребенка на школьных уроках.

Способы развития креативного мышления на уроках

Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри. Они совершенно разные, но оба могут двигаться, бывают разноцветными и так далее. Обсуждение можно продолжить, добавив третье постороннее понятие и предложить составить с ними высказывание.

Другой классический способ развития ассоциативного мышления — попросить за 1–2 минуты вспомнить как можно больше тематических слов: растений, видов движения, космических понятий. Из этого можно сделать тематическую игру в слова.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Иллюстрировать

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма. Можно не только рисовать от руки, но и использовать изображения из интернета, коллажи. Другие идеи: проиллюстрировать пословицу с помощью фигур или сделать скульптуру из многогранников. Интересные пословицы можно «изображать» даже с помощью эмоджи, не забывая про их переносный смысл. Все это способствует развитию воображения.

Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение приключений Гарри Поттера, историю для новой части мультика «Мадагаскар» или альтернативное окончание любимой сказки. Собрав истории всех детей класса, можно сверстать целую книгу. Тут важно помнить, что многим детям бывает страшно делиться своими идеями со сверстниками, поэтому лучше разделить класс на группы или пары. Командная работа поможет избежать травмирующей ситуации сравнения.

Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения. Во время знакомства с произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла: спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Кроме того, такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.

Инсценировать

Продолжая работу с текстом и развитием воображения, можно предложить детям творчески пересказать прочитанное, добавив детали и события, или сделать это от первого лица, пробуя разные интонации. Следующий этап – драматизация в любом из ее проявлений: чтение по ролям, пантомима, постановка спектаклей.  

Играть

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.  Можно использовать и ролевые, и настольные игры. Так, под классную работу можно адаптировать настольные игры «Диксит» или «Имаджинариум». Или поделиться на команды и освоить настольную игру «Пора спать»: по цепочке придумывать по картинкам историю, а затем так же по очереди вспоминать ее с самого начала. Это учит детей связной речи и созданию повествования с опорой на изображения. Придумывая свободный сюжет, но отталкиваясь от образа, ребенок не боится ошибиться, сделать что-то не так. В игре он встает в авторскую позицию и волен делать то, что считает нужным: ведь он создатель истории. Игровой контекст при этом обеспечивает безопасную среду для экспериментов.

Можно использовать и так называемые «кубики историй»: они похожи на игральные, только вместо точек на гранях — изображения предметов (велосипед, часы, сова, театральные маски). Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Можно придумывать одну историю на всех, продолжая мысль друг друга.

Рассказы по картинкам можно превратить в полезную традицию. Например, каждый четверг устраивать мозговой штурм, выбирая для учеников три картинки и предлагая составить по ним историю, придумать, что было до событий на картинке и после них. Опять же, будет полезнее, если дети станут создавать истории в парах. Это не только стимулирует творческую активность детей, но и делает более благоприятной атмосферу в коллективе.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией. Например, можно предложить ребятам попробовать пробежать по коридору как Буратино, как Незнайка, как Кощей Бессмертный. Или поиграть в традиционную игру «Крокодил».

Решать головоломки и ребусы.

Для развития креативности используются, в частности, задания по математике. Развивая математическую грамотность, развиваем креативность мышления.

Можно использовать следующие средства работы с материалом.

1. Математика = реальность

Показывать связь изучаемых тем математики и реальной. При рассказе о долях можно вспомнить рецепты блюд: например, в каком соотношении разводят сухое молоко с водой. И лучше разбираться вместе с калькулятором доходности вкладов на любом из банковских сайтов.

Обычно учитель в своей методической копилке имеет ряд таких практических примеров использования математики в жизни. Чтобы пробудить интерес к математике, важно следить за новыми тенденциями и не отставать от реальности. Чтобы регулярно обновлять свои примеры, имеет смысл делиться идеями с коллегами на методических объединениях в школе или на различных профессиональных форумах, а лучше привлекать к этому своих учеников.

2. Домашние задания из взрослой жизни

Цель уроков математики – не решить как можно большее количество заданий из учебника. Важнее сформировать жизненный опыт, который поможет будущему взрослому не растеряться, когда придется оплачивать электричество или рассчитывать стоимость доставки мебели на второй этаж загородного дома. Иными словами, применять математику в жизни.

Поэтому в качестве домашнего задания можно предложить ребенку, например, найти дома счетчик электроэнергии. Какой он: двухтарифный или трехтарифный? Ученик может снять показания, записать их, узнать стоимость киловатт-часа, рассчитать, сколько нужно заплатить, попробовать передать показания.

Можно попросить ребят представить, что они улетают в другой город и распределить между багажным отделением и ручной кладью чемодан, сумку с ноутбуком, коробку и фикус, ознакомившись с правилами авиакомпании.

3. Фокусы + шифры

Для развития креативности важно использовать игровые методы, какого возраста бы ни были дети. Например, можно показать ребятам математический фокус. А потом вместе разобраться, магия это или математика, и как именно он работает.

Чтобы вызвать интерес к математике, можно устроить «шпионский» урок: придумать с классом шифр на основе математических вычислений и обмениваться сообщениями. Можно поделиться шифром с коллегами или оставить ребятам тайное послание в чате в WhatsApp.

4. Цифры * «цифру»

Нынешнее поколение обожает гаджеты. Поэтому практические любое задание, которое нужно выполнить онлайн, априори интереснее того, которое нужно записать в тетради. Да и информация с экрана современными детьми воспринимается лучше.

Поэтому одна из рекомендаций – обратиться к онлайн-ресурсам: например, Яндекс.Учебнику. Все они соответствуют ФГОС и подходят практически под любой УМК. Задачи по математике разного уровня сложности. Часто они посвящены самым актуальным явлениям современности: дронам, экзоскелетам, популярным персонажам. Часть заданий разработана с упором на функциональную грамотность: это значит, что за цифрами и формулами стоит жизненная ситуация, которая «улавливается» ребенком. Есть много заданий на определения числовых характеристик данных и представления этих данных в виде графиков, таблиц, диаграмм.

Чтобы достичь максимального результата, важно учить математической грамотности всех детей — а, значит, делать это непосредственно на уроках. При этом лучше всего не уходить от программного содержания, а использовать его потенциал: например, «достраивать» задачи, придавая им реальный (и более интересный для учеников) контекст. Куда движется автомобиль, зачем, с какой скоростью он мог бы двигаться по автомагистрали М-4? Однако прикладной математикой тоже не стоит ограничиваться, ведь «чистая» математика формирует абстрактное мышление и даёт возможность реагировать на интеллектуальные вызовы.  

В учебном плане отражены олимпиады, пробные туры и олимпиадные задания которых разбираются на занятиях с одаренными детьми. Вначале каждого учебного года проводится анкетирование родителей, цель которого собрать информацию об особенностях одаренности ребенка и о пожеланиях родителей к развитию способностей ребенка. В течение учебного года проводятся информационные встречи с родителями обучающихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1-2

Диагностика

2

1

1

Тест Торренса

3 - 6

«Дино-олимпиада»

4

4

7 - 10

«BRICSMATH»)

4

4

11 - 14

«Плюс»

4

4

15 - 18

«Русский с Пушкиным»

4

4

19 - 22

«Юный предприниматель и финансовая грамотность»

4

4

23 - 26

«Заврики»

4

4

27 - 30

«Я люблю математику»

4

4

31 - 32

Брейн-ринг

2

2

33 - 34

Итоговая диагностика

2

2

Итог

34 часа

Тест Торренса

Дополнительно для учеников 4 класса

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Задачи ТРИЗ

1

1

2

Марсоход

1

3

Вода в трубе

1

4

Безопасный бассейн

1

5

Лекарства для космонавтов

1

6

Одуванчики

1

7

Корм для рыбок

1

8

Лёд на проводах

1

Итог

8

https://4brain.ru/triz/zadachi.php

Предполагаемый результат

Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

Результативное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных чемпионатах.

Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.

Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов

одаренности.

Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми,

склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Создание банка данных, включающих в себе сведения об одаренных детях.

Формирование системы работы с одаренными детьми.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Формирование системы поощрения одаренных детей.

Нормативно - правовая база и методическое обеспечение

Конвенция ООН о правах ребенка

ФЗ от29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

    Положения, локальные акты, приказы по школе.

Программы занятий внеурочной деятельности, кружков.

Материалы, освещающие работу с одаренными детьми, секций.

Список литературы

1 Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей.- Волгоград :Учитель, 2011

2 Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей.

М., 1962

3 Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991

4 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.- М. Просвещение,2011г.

5 Григорьев Д.В.Программы внеурочной деятельности. М. Просвещение,2011г

6 Касперская О.В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми. -

Волгоград :Учитель, 2011

7 Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984

8 Матюшина А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей – М.

Омега –Л.2008

9 Щедрова Е.Ф. Развитие одаренных детей Волгоград :Учитель, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...