Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа на тему

Бондаренко Полина

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odaryonnyy_rebyonok.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №10»

Рассмотрено                                                              Утверждаю_______________

на заседании МО                                                                   Директор  МАОУ «СОШ №10»

учителей начальной школы                                                    Ефимова В.В.

Протокол №8 от 14.05.13,

утверждено на педагогическом

совете 29.08.13, протокол №11

Программа работы с одарёнными

детьми в начальной школе

Разработчик программы руководитель МО учителей начальной школы, куратор работы начальной школы, учитель

Бондаренко А.А.

Пермь 2013

  1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
  2. Концепция работы с одарёнными детьми……………………………………3
  3. Цели и задачи программы……………………………………………………...4
  4. Принципы программы…………………………………………………….........5
  5. Основные направления работы…………………………………………….….5
  6. Стратегия работы с одаренными детьми……………………………………..5
  7. Формы работы с одаренными обучающимися…………………………........6
  8. Кадровое обеспечение программы……………………………………………..6
  9. Методическое обеспечение системы работы с одарёнными детьми……....7
  10. Основные задачи и формы работы с одарёнными…………………………...8
  11. Основные приёмы работы с одарёнными детьми…………………………....8
  12. Этапы работы……………………………………………………………………..8
  13. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»……...9
  14. Ожидаемые результаты……………………………………………………........10
  15. Примерное календарно-тематическое планирование работы учителя по реализации программы………………………………………………………….10

Реализация начального этапа программы работы с одарёнными детьми.11

1.Пояснительная записка

На этапе модернизации образования важно осветить  проблему одарённых детей. В чём она заключается?  Она имеет важное значение, поскольку от умения работать с данной категорией детей зависит будущее нашей страны. Не дать засохнуть пробивающемуся зелёному росточку – архиважная задача учителя, наставника, родителей – всех тех людей, кто сопровождает ребёнка с самых ранних этапов жизни до момента поступления в школу. Важность проблемы одарённых детей заключается и в том, что учитель в полной мере несёт ответственность за образование именно этих детей, способных в будущем руководить страной, крупными предприятиями, да и просто состояться в профессии.  

            Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

            В детских коллективах учитель, психолог с помощью различных диагностик или визуально всегда может выявить одарённых детей в каком-то определённом направлении или во многих. Это также находит подтверждение участия детей в различных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, а также в урочной и внеурочной деятельности. Однако, часто можно наблюдать, что возможности и способности творческих обучающихся не всегда в полной мере удается реализовать. Почему такое происходит?  Необходима целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми, которая позволит более эффективно управлять формированием наиболее важных характеристик личности:  гибкости ума, внимания, памяти, воображения, умения делать выводы и умозаключения.  Правильно обозначенные формы работы по развитию одарённости детей значительно улучшит показатели качества образования.

В нашем общеобразовательном учреждении на педагогических советах, заседаниях методического объединения учителей начальной школы постоянно встаёт вопрос о необходимости системной работы с категорией «одарённые дети». Это желание работать становится главным условием реализации программы.     

2.Концепция работы с одарёнными детьми.

 

Программа  работы с одарёнными детьми предполагает формирования портрета не только выпускника начальной школы, заложенного в основной образовательной программе начального общего образования, но и взрослого человека, стоящего на ступеньке выхода из школы в жизнь. Реализация этой программы предполагает портрет такого человека, который владеет способами сохранения и развития себя как личности, способной решить не только свои  индивидуальные запросы, но и решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, быть успешным в школе, в дополнительном образовании, в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

-имеют высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют высокую познавательную потребность;

- испытывают радость от умственного труда.

Одарённый ребёнок, обладая разными способностями не в равной степени может их реализовать по целому ряду причин: отсутствие волевых установок, отсутствие заинтересованного наставника и др.

Итак, по наблюдениям или в результате разного рода диагностик можем выделить следующие группы одарённых детей:

1)      дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях  (чаще  в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2)      дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки ( в подростковом возрасте);

3)      учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие  яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (можно наблюдать в начальной школе, но полную реализацию при соответствующих условиях – в  старшем школьном возрасте).

Наша задача, школьных учителей – создать такие условия для оптимального развития одарённых детей и тех, чьи способности ещё не проявились, является одним из главных направлений работы.

3.Цели программы

1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей в каждом классе начальной школы как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации, включая реализацию приоритетного IT-направления  в нашей школе.

2. Формирование УУД обучающихся: организация научно-исследовательской, информационно-коммуникативной, проектной деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения в соответствии с ФГОС.

3.Формирование  системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми (возобновить аутсорсинговую систему работы с психологом)

4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

 

Задачи программы

1.Определение форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор методов и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

   4.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, конференциях, творческих выставках,  конкурсах разных уровней.

 

4.Принципы программы

            1. Использование оптимальный уровень сложности и трудности заданий для  обучающихся.

2.  Формирование теоретические знания.

3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций,  викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к  личностно-творческой саморелизации в разных областях.

 

5.Основные направления работы

  • Естественно-научное
  • Художественно-эстетическое
  • Духовно-нравственное
  • ИКТ-технологическое

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

 

6.Стратегия работы с одаренными детьми

1)  Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы детей на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

2)  Создание  условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Консультации.

2. Самообразование обучающихся в избранной ими области умственной деятельности.

3.  Работа с источниками получения информации, воспитание компьютерной грамотности талантливых детей.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Ведение исследовательской и проектной деятельности учащихся.

           6. Реализация в полной мере программ внеурочной деятельности в начальной школе.

3)  Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Использование в практике работы с детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

           3. Углубленное изучение отдельных предметов во внеурочной деятельности и в реализации программ дополнительного образования.

 

4) Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Постоянное пополнение информации об участниках и победителях разного рода конкурсов, олимпиад на плазменной панели (3 этаж) и в киосках программы «LMS-школа», установленных на каждом этаже школы.  

2. Еженедельно, при проведении школьных линеек освещать итоги состязаний, выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.

 3. Отправление благодарственных писем родителям, вынесение благодарностей на общешкольных и классных родительских собраниях.

 

7.Формы работы с одаренными учащимися


- групповые или индивидуальные занятия в классах, а также в параллелях с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- спецкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;

8. Кадровое обеспечение программы

  1. Руководство и контроль администрации
  2. Работа методического объединения учителей
  3. Реализация программы учителями классов (внеурочная, проектно-исследовательская деятельность)
  4. Специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования)

9. Методическое обеспечение программы

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правоове обеспечение:

  • О проведении  туров олимпиад разного уровней
  • О проведении предметных и метапредметных  недель
  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские или авторизованные программы спецкурсов, программ внеурочной деятельности, программ дополнительного образования)

Организационно-методическое обеспечение

1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, посещении курсов, видеоконференций, дистанционного обучения, вебинаров и т.п.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

3. Мониторинг работы по реализации программы

 Методическая работа учителя

  • Постоянное самообразование;
  • Повышение профессионального мастерства;
  • Участие в работе семинаров, взаимопосещения уроков и занятий внеурочной деятельностью;
  • Участие в разных формах методической работы: педагогические чтения, семинары, педагогические советы, конференции, заседания МО;
  • Проведение открытых занятий;
  • Ведение и пополнение банка материалов для проведения олимпиад, интеллектуальных конкурсов;
  • Систематическое проведение занимательно-познавательных мероприятий с обучающимися своего класса;
  • Совершенствование своих знаний ИКТ, работа в проблемных группах по освоению  smartnotebook, SMART Response, office 365, облачные технологии в образовании и др.

Формы работы с родителями

  • Индивидуальные консультации по организации занятий для одарённого ребёнка
  • Родительские собрания по тематике «Одарённый ребёнок»
  • Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы” (все классы начальной школы)
  • Беседы психолога по теме «Одарённые дети»
  • Семейные чтения и клубы

10 Основные задачи и формы работы с одарёнными детьми

  1. Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  2. Повышение степени самостоятельности учащихся.
  3. Расширение познавательных возможностей учащихся.
  4. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Широкое использование ИКТ (smartnotebook, SMART Response, электронных учебников) на уроках и внеурочной деятельности.
  • Дополнительные образовательные услуги в рамках реализации программ с освоением ИКТ «Построй свою историю», «Web-истории с LEGO», «Открываем мир науки», «Азбука компьютерных волшебников, «Основы Робототехники», работа клуба «Авангард»
  • Школьные предметные недели, проводимые методическим объединением учителей с проведением олимпиад
  • Школьные метапредметные недели с проведением олимпиад и интеллектуальных марафонов и игр
  • Школьные конференции исследовательских работ
  • Районные конференции исследовательских работ младших школьников «Юный исследователь», организованные и проводимые на базе МАОУ «СОШ №10»
  • Индивидуальные консультации
  • Работа в малых группах
  • Организация занятий внеурочной деятельности
  • Кружки, студии, объединения
  • Интеллектуальные турниры и интеллектуальные игры в школе и в районе
  • Классно-урочная работа (работа в парах, разноуровневые задания, дискуссии)
  • Конкурсы и викторины
  • Защита плакатов на различную тематику
  • Ролевые игры
  • Мозговые штурмы, блиц-турниры
  • Проектирование

11. Основные приёмы работы с одарёнными детьми

  • Пресс-конференции
  • «Привлекательная цель», «Удивляй» (на мотивационном этапе работы)
  • «Диалог с текстом и автором произведений»
  • «Разные мнения»
  • Игра «Да-нет»

12. Этапы работы

1 этап: диагностико- прогностический, методологический 2013-2016 годы)

    пополнение банка данных по одаренным детям;

    банка творческих работ учащихся;

    банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

    банка диагностических материалов

 

2 этап: деятельностный (2013-2014 годы)

     Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.

     Организация системы научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

    Активное внедрение и использование информационно-коммуникативных технологий.

   Проведение выставок детского творчества.

3 этап: констатирующий (2014-2015 годы)

  Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.

 Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».

 

13. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» 

на 2012-2015 г. г.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

ежегодно

Ежегодно,  педагог-психолог

2.

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

ежегодно

Зам.директора по УВР

 

3.

Организация патронажа между способными учащимися и учителями, ведущими уроки

ежегодно

Зам.директора по УВР

 

4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

педагог-психолог

5.

Расширение сети курсов по выбору, программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования  с учетом  способности и запросов учащихся

Конец учебного, начало нового учебного года

 

Администрация

6.

Организация и проведение школьных олимпиад, участие в олимпиадах разного уровня

Октябрь - апрель

 

Администрация

7.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Зам.директора по УВР

 

8.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2013 г

Администрация, классные руководители

9.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

с 2013 года

Администрация

10.

Проведение предметных и метапредметных  недель

Ежегодно

Администрация

11.

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

учителя

12.

Аналитический отчет

Ежегодно май

Зам.директора по УВР

 

13.

Представление результатов работы, проведения мероприятий на школьных линейках,   на школьном сайте и других СМИ  по работе с одаренными детьми.

 

Зам.директора по УВР

 

 

 

14.Ожидаемые результаты

 1.Активизация инициативы и творчества обучающихся в разных областях наук;
 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.

 4. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.

5. Повышение качества образования и воспитания школьников.

15. Примерное календарно-тематическое планирование работы учителя по реализации программы

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

2

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

3

Планирование работы

Сентябрь

План

4

Составление карты одарённости детей:

  • тип одарённости
  • способности ребёнка
  • определение креативности  обучающегося
  • экспертная оценка одарённости

Октябрь

Ноябрь

Карта одарённости

5

Еженедельные  индивидуальные и групповые занятия

В теч. года

Банк данных

6

Предметная школа (выбор занятий по интересам)

В теч. года

Участие

7

Участие в конкурсах творческих работ

По графику

Участие

8

Интеллектуальный марафон для учащихся 1-2 классов

Март

Участие

9

Проведение предметной олимпиады  по краеведению

Февраль

Участие

10

Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги»

Февраль

Исследовательские работы

11

Городская НПК младших школьников

Март, на базе ОУ

Исследовательские работы

12

Участие во всероссийских конкурсах:

  • «Русский медвежонок»
  •  «Кенгуру»
  • «Совёнок»
  • «ЧИП»
  • «Почемучка»
  • « Интеллект экспресс»
  • «Фактор роста»
  • «Ёж» и др.

в т.г.

Ноябрь

Февраль

Март

Март

Апрель

в т.г.

Сертификаты

13

Подведение итогов

Май

Анализ работы

Реализация начального этапа программы работы с одарёнными детьми (результаты)

Фамилия, имя участника

Мероприятие

Место

Уровень

Руководитель

1

Вилюжанина Полина

Цветкова Анастасия

Рязанова Дарья

Вечтомова Карина

Сырвачев Егор

Гутов Степан

 НПК младших школьников Свердловского района города Перми «Юный исследователь»

Призовые места

Бондаренко А.А.

2

Горбунов Егор

Королёв Егор

НПК младших школьников Свердловского района города Перми

1,2 места

Распопова Н.А.

3

Кожин Никита

Сунгатуллин Марат

Ваганова Полина

Участники ежегодного городского фестиваля детских проектов «VIP-выдумываем, изобретаем, проектируем»

Феденёва О.Н.

4

Вечтомова Карина

Краевая интеллектуальная интернет-игра «Умники»

номинация «За упорство и пытливость в познании краеведения» -благодарственное письмо

Бондаренко А.А.

5

Кошкин Евгений

Пермякова Софья

Сырвачев Егор

Краевая интеллектуальная интернет-игра «Умники»

участие

Бондаренко А.А.

6

Команда класса 1 «Б» класса

Городской проект «Космические дали» при поддержке ОАО «Протон-ПМ»

3 место

Бондаренко А.А.

7

Команда класса 3 «Б» класса

Городской проект «Космические дали-2013» при поддержке ОАО «Протон-ПМ» на сайте http://web2edu.ru/

1 место

Чикилева И.А.

8

Команда класса 2 «Б» класса

Городской проект «Космические дали-2014» при поддержке ОАО «Протон-ПМ» на сайте http://web2edu.ru/

1 место

Бондаренко А.А.

9

Загородских Алексей

Чиж Илья (участники по 8-10 человек от каждого класса начальной школы)

Краевая региональная олимпиада «Рысёнок»

Призовые места

Чикилева И.А.

10

Работа программ внеурочной деятельности: «Инфознайка», «Прекрасное рядом», «Мастерская игрушек», «Я и моя семья», «Вежливые ребята», «Прикладное творчество», танцевальный кружок, «Маленькие россияне», «Грамотейка», «Юный исследователь», «Путешествие с Совёнком», «Юный пермяк», «Подмостки Прикамья».

11

Реализация программ дополнительного образования «Умники и Умницы», «Занимательный русский язык», «Язык родной, дружи со мной», «Занимательная математика».

Реализация программ с освоением ИКТ: «Построй свою историю», «Web-истории с LEGO», «Открываем мир науки», «Азбука компьютерных волшебников, «Основы Робототехники», работа клуба для обучающихся начальной школы «Авангард»

12

Ежегодное участие в международных интеллектуальных олимпиадах классами начальной школы в полном составе «Кенгуру», «Медвежонок», «Почемучка»

13

Ежегодное участие команд 4-х классов в предметных и метапредметных межрайонных олимпиадах, проводимых городской проблемной группой «Светлячок»

14

Ежемесячное участие обучающихся начальной школы  в конкурсах, олимпиадах а также на разных сайтах России работе в них учителей  http://ap.nsportal.ru/ - проект для одарённых детей, http://infourok.ru/,  http://nic-snail.ru/, http://web2edu.ru/, http://цоиконкурс.рф/, http://www.coikonkurs.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://nsportal.ru/,

Список использованной литературы

  1.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.
  2.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. – 79 с.
  3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий:М.1984 – 171 с.
  4.  Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. – 279 с.
  5.  Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .- 127 с.
  6.  Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991. – 376 с.
  7. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества....