Главные вкладки

    Программа работы с одарёнными детьми
    материал на тему

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx40.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»

    Программа работы с одарёнными детьми

    МБОУ «НОШ п. Центральный»

                                                                                    Разработчик: О. Н. Мишина,

                                                                        зам. директора по УВР

     МБОУ «НОШ п. Центральный»

    Актуальность проблемы

    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его

    способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей.

    Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

    Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса).

    Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)

    Проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

    Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МБОУ «НОШ п. Центральный» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

    • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
    • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
    • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

    Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

    Цели работы с одаренными детьми

    • выявление одаренных детей;
    • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
    • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

    Задачи программы: 

    • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
    • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
    • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
    • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
    • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
    • развитие творческого и логического мышления учащихся;
    • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

    Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    2. Описание модели работы с одаренными детьми

     

    Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

    Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

    - внедрение передовых образовательных технологий;

    - укрепление материально-технической базы;

    - нормативно-правовое обеспечение деятельности;

    - формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

    - повышение профессионального мастерства педагогов;

    - организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

    - научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

    предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

    План работы с одарёнными детьми.

     

    п/п

    Мероприятия

    Дата

    Ответственные

    1.

    Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

    в течение года

    Зам. директора по УВР

    Рук-ль МО

    2.

    Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

    Сентябрь

    Учителя начальных классов

    3.

    Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности.

    сентябрь

    Рук-ль МО

    4.

    Консультации с учителями по вопросам: -успеваемости, - уровня трудности заданий, - индивидуальных способностей школьников.

    В течение года

    Зам. директора по УВР

    Рук-ль МО

    5.

    Проведение работы с родителями по вопросам: - круг интересов учащихся, - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей.

    в течение года

    Учителя начальных классов

    6

    Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке и во внеурочной деятельности (кружки «Умники и умницы», «Почемучка», «Информатика в играх и задачах»)

    в течение года

    Учителя начальных классов

    7.

    Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

    в течение года

    Учителя начальных классов

    8

    Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, проектах различных направлений и уровней

    в течение года

    Учителя начальных классов

    .9

    Подготовка и проведение предметных недель

    По плану МО

    Рук-ль МО

    10.

    Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»

    в течение года

    Учителя начальных классов

    11

    Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в конкурсах, олимпиадах, проектах различных направлений и уровней

    Декабрь, май

    Рук-ль МО

    12

    Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

    В течение года

    Зам. директора по УВР

    Рук-ль МО

    Учителя начальных классов

    13.

    Формирование банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

    в течение года

    Библиотекарь

    14

    Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2017 -2018 уч. год.

    май

    Зам. директора по УВР

     

    Главные принципы реализации программы.

    • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
    • Гуманизм в межличностных отношениях.
    • Научность и интегративность.
    • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
    • Применение принципов развивающего обучения.
    • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

    Основные направления и содержание деятельности.

    На уроках и во внеурочной деятельности предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

    - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

    - задания с отсроченным вопросом,

    - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

    - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

    - решение частично-поисковых задач разного уровня,

    - творческие задачи.

    Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний .Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

    Направления деятельности:

    - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

    - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам  различных уровней;

    - проведение массовых мероприятий;

    - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

    Условия успешной работы с одаренными учащимися.

    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОО.

    Формы работы с одаренными учащимися.

    • объединения дополнительного образования;
    • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
    • кружки по интересам;
    • конкурсы и фестивали;
    • спортивные соревнования
    • интеллектуальный марафон;
    • участие в олимпиадах.

    Методическая работа педагога: 

    • заниматься самообразованием;
    • повышать профессиональное мастерство;
    • посещать занятия других педагогов;
    • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
    • проводить открытые занятия;
    • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися

    Работа с родителями.

    Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, а именно:3кл. - КВН по русскому языку.

     Консультации «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы», «Развитие интеллектуальных способностей ребенка».

    4 кл. Интеллектуальный марафон.

    Семейная игра «Кто хочет стать миллионером».

    Лекция «Развитие личности ребенка». Общественный смотр знаний.

     

    3. Результаты реализации Программы

     

    Ожидаемые результаты

    Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

    • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
    • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
    • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
    • сформировать банк данных «Одарённые дети».

    Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

    Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием обучающиеся будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру

    Прогнозируемые результаты:

    - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

    - призовые места или дипломы в олимпиадах различных уровней.

    - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

    - развитие творческого и логического мышления учащихся;

    Учащиеся должны уметь: 

    • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
    • определять учебную задачу;
    • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
    • владеть своим вниманием;
    • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
    • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
    • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
    • самостоятельно мыслить и творчески работать;

    владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

     

     Приложения

    План программы

    «Сопровождение ребёнка, имеющего интеллектуальную одарённость».

    Цель: развитие незаурядных интеллектуальных способностей и

    творческой активности одарённого ребёнка.

    Задачи:

    1. Создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
    2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
    3. Развитие познавательной активности, творческого мышления, наблюдательности и воображения.

    Вид деятельности

    Сроки

    1. Проведение педагогической диагностики с целью выявления детей с повышенными интеллектуальными способностями.

    В течение четверти и по необходимости в течение года.

    2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком.

    Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

    С момента выявления одарённого ребёнка.

    3. Привлечение к работе факультативов, кружков.

    В течение года.

    4. Беседы с родителями по вопросам воспитания одарённого ребёнка в семье.

    По запросу.

    5. Обеспечение ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

    Постоянно.

    6. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития интеллектуальной сферы. Подготовка к участию в олимпиадах.

    В течение учебного года.

    7. Создание «Портфеля достижений»

    Постоянно.

    План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные артистические способности». Цель:гармоничное развитие учащихся с артистическим талантом. Задачи:

    1. Создание условий для реализации артистического потенциала одарённого ребёнка.
    2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
    3. Развитие артистических способностей.
    4. Развитие эстетического вкуса.

                    

    Вид деятельности

    Сроки

    1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко

    В течение четверти и по необходимости в

    выраженными артистическими способностями.

    течение года.

    2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком.

    Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

    С момента выявления одарённого ребёнка.

    3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», театрализованные постановки, «Конкурс чтецов», «Мини - сценки» и т.п.)

    Периодически по

    индивидуальному

    плану.

    4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики.

    Постоянно.

    5. Привлечение к работе студий, кружков.

    В течение года.

    6. Подготовка к участию в театрализованных представлениях, репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

    В течение года.

    7. Совместное посещение с детьми театров и выставок.

    Регулярно.

    8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

    Постоянно.

    9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.

    При необходимости.

    10. Создание «Портфолио достижений».

    Постоянно.

    План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные художественные способности». Цель:гармоничное развитие учащихся с художественным талантом. Задачи:

    1. Создание условий для реализации художественного потенциала одарённого ребёнка.
    2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
    3. Развитие художественных способностей.
    4. Развитие эстетического вкуса.        

    Вид деятельности

    Сроки

    1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными художественными способностями.

    В течение четверти и по необходимости в течение года.

    2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым

    С момента выявления

    ребёнком.

    Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

    одарённого ребёнка.

    3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», художественных выставок, «Конкурс рисунков», выпуск стенгазет и т.п.)

    Периодически по

    индивидуальному

    плану.

    4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики.

    Постоянно.

    5. Привлечение к работе студий, кружков.

    В течение года.

    6. Подготовка к участию в художественных представлениях, выставках, конкурсах.

    В течение года.

    7. Совместное посещение с детьми театров и выставок.

    Регулярно.

    8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

    Постоянно.

    9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.

    При необходимости.

    10. Создание «Портфолио достижений».

    Постоянно.

    План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные спортивные способности». Цель:гармоничное развитие учащихся со спортивными способностями. Задачи:

    1. Создание условий для реализации спортивного потенциала одарённого ребёнка.
    2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
    3. Развитие спортивных способностей.
    4. Привитие здорового образа жизни.        

    Вид деятельности

    Сроки

    1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными спортивными способностями.

    В течение четверти и по необходимости в течение года.

    2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком.

    Дифференцированный подход при усвоении учебной

    С момента выявления одарённого ребёнка.

    программы.

    3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий: спортивных праздников, соревнований, конкурсов.

    Периодически по

    индивидуальному

    плану.

    4. привлечение учащихся к проведению комплекса утренней зарядки, физминуток на уроках.

    Постоянно.

    5. Привлечение к работе спортивных секций и кружков.

    В течение года.

    6. Подготовка к участию в соревнованиях, конкурсах.

    В течение года.

    7. Совместное посещение с детьми соревнований.

    Регулярно.

    8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

    Постоянно.

    9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.

    При необходимости.

    10. Создание «Портфолио достижений».

    Постоянно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

    Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

    Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

    Программа работы с одарёнными детьми

    программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

    Программа работы с одарёнными детьми

    Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

    Программа работы с одарёнными детьми

    Программа  работы с одарёнными детьми...

    Программа работы с одарёнными детьми

    Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...