Программа работы с одарёнными детьми
материал на тему

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ»

Программа работы с одарёнными детьми

МБОУ «НОШ п. Центральный»

                                                                                Разработчик: О. Н. Мишина,

                                                                    зам. директора по УВР

 МБОУ «НОШ п. Центральный»

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его

способностей - это особо значимая задача обучения одарённых детей.

Одарённость - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Общая одарённость (проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса).

Специфическая одарённость (музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская, техническая, художественная, артистическая и др.)

Проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МБОУ «НОШ п. Центральный» в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы: 

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;
  • развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Принципы работы педагога с одаренными детьми: 

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

2. Описание модели работы с одаренными детьми

 

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

План работы с одарёнными детьми.

 

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций.

в течение года

Зам. директора по УВР

Рук-ль МО

2.

Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

Сентябрь

Учителя начальных классов

3.

Формирование банка данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно - познавательной деятельности.

сентябрь

Рук-ль МО

4.

Консультации с учителями по вопросам: -успеваемости, - уровня трудности заданий, - индивидуальных способностей школьников.

В течение года

Зам. директора по УВР

Рук-ль МО

5.

Проведение работы с родителями по вопросам: - круг интересов учащихся, - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей.

в течение года

Учителя начальных классов

6

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке и во внеурочной деятельности (кружки «Умники и умницы», «Почемучка», «Информатика в играх и задачах»)

в течение года

Учителя начальных классов

7.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

Учителя начальных классов

8

Участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, проектах различных направлений и уровней

в течение года

Учителя начальных классов

.9

Подготовка и проведение предметных недель

По плану МО

Рук-ль МО

10.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»

в течение года

Учителя начальных классов

11

Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в конкурсах, олимпиадах, проектах различных направлений и уровней

Декабрь, май

Рук-ль МО

12

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

В течение года

Зам. директора по УВР

Рук-ль МО

Учителя начальных классов

13.

Формирование банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекарь

14

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2017 -2018 уч. год.

май

Зам. директора по УВР

 

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Основные направления и содержание деятельности.

На уроках и во внеурочной деятельности предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

- задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний .Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам  различных уровней;

- проведение массовых мероприятий;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОО.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и фестивали;
  • спортивные соревнования
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога: 

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
  • проводить открытые занятия;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися

Работа с родителями.

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, а именно:3кл. - КВН по русскому языку.

 Консультации «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы», «Развитие интеллектуальных способностей ребенка».

4 кл. Интеллектуальный марафон.

Семейная игра «Кто хочет стать миллионером».

Лекция «Развитие личности ребенка». Общественный смотр знаний.

 

3. Результаты реализации Программы

 

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием обучающиеся будут принимать участие в олимпиадах по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах различных уровней.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

Учащиеся должны уметь: 

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

 Приложения

План программы

«Сопровождение ребёнка, имеющего интеллектуальную одарённость».

Цель: развитие незаурядных интеллектуальных способностей и

творческой активности одарённого ребёнка.

Задачи:

  1. Создание условий для развития и гармонизации незаурядных интеллектуальных способностей у детей.
  2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
  3. Развитие познавательной активности, творческого мышления, наблюдательности и воображения.

Вид деятельности

Сроки

1. Проведение педагогической диагностики с целью выявления детей с повышенными интеллектуальными способностями.

В течение четверти и по необходимости в течение года.

2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком.

Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

С момента выявления одарённого ребёнка.

3. Привлечение к работе факультативов, кружков.

В течение года.

4. Беседы с родителями по вопросам воспитания одарённого ребёнка в семье.

По запросу.

5. Обеспечение ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

Постоянно.

6. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития интеллектуальной сферы. Подготовка к участию в олимпиадах.

В течение учебного года.

7. Создание «Портфеля достижений»

Постоянно.

План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные артистические способности». Цель:гармоничное развитие учащихся с артистическим талантом. Задачи:

  1. Создание условий для реализации артистического потенциала одарённого ребёнка.
  2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
  3. Развитие артистических способностей.
  4. Развитие эстетического вкуса.

                

Вид деятельности

Сроки

1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко

В течение четверти и по необходимости в

выраженными артистическими способностями.

течение года.

2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком.

Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

С момента выявления одарённого ребёнка.

3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», театрализованные постановки, «Конкурс чтецов», «Мини - сценки» и т.п.)

Периодически по

индивидуальному

плану.

4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики.

Постоянно.

5. Привлечение к работе студий, кружков.

В течение года.

6. Подготовка к участию в театрализованных представлениях, репетиции театральных постановок, развитие сценической речи.

В течение года.

7. Совместное посещение с детьми театров и выставок.

Регулярно.

8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

Постоянно.

9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.

При необходимости.

10. Создание «Портфолио достижений».

Постоянно.

План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные художественные способности». Цель:гармоничное развитие учащихся с художественным талантом. Задачи:

  1. Создание условий для реализации художественного потенциала одарённого ребёнка.
  2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
  3. Развитие художественных способностей.
  4. Развитие эстетического вкуса.        

Вид деятельности

Сроки

1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными художественными способностями.

В течение четверти и по необходимости в течение года.

2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым

С момента выявления

ребёнком.

Дифференцированный подход при усвоении учебной программы.

одарённого ребёнка.

3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий («КВН»), «Конкурс творчества», художественных выставок, «Конкурс рисунков», выпуск стенгазет и т.п.)

Периодически по

индивидуальному

плану.

4. Использование в работе с учащимися психологических этюдов, упражнений психогимнастики.

Постоянно.

5. Привлечение к работе студий, кружков.

В течение года.

6. Подготовка к участию в художественных представлениях, выставках, конкурсах.

В течение года.

7. Совместное посещение с детьми театров и выставок.

Регулярно.

8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

Постоянно.

9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.

При необходимости.

10. Создание «Портфолио достижений».

Постоянно.

План программы «Сопровождение ребёнка, имеющего ярко выраженные спортивные способности». Цель:гармоничное развитие учащихся со спортивными способностями. Задачи:

  1. Создание условий для реализации спортивного потенциала одарённого ребёнка.
  2. Адаптация и социализация ребёнка в группе сверстников.
  3. Развитие спортивных способностей.
  4. Привитие здорового образа жизни.        

Вид деятельности

Сроки

1. Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления детей с ярко выраженными спортивными способностями.

В течение четверти и по необходимости в течение года.

2. Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком.

Дифференцированный подход при усвоении учебной

С момента выявления одарённого ребёнка.

программы.

3. Проведение тематических классных часов, внеклассных мероприятий: спортивных праздников, соревнований, конкурсов.

Периодически по

индивидуальному

плану.

4. привлечение учащихся к проведению комплекса утренней зарядки, физминуток на уроках.

Постоянно.

5. Привлечение к работе спортивных секций и кружков.

В течение года.

6. Подготовка к участию в соревнованиях, конкурсах.

В течение года.

7. Совместное посещение с детьми соревнований.

Регулярно.

8. Обеспечение одарённому ребёнку развивающей среды в домашних условиях со стороны родителей.

Постоянно.

9. Организация внеурочной деятельности с учётом интересов, состояния здоровья и особенностей развития.

При необходимости.

10. Создание «Портфолио достижений».

Постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа...

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...