Программа работы с одарёнными детьми
рабочая программа (4 класс) по теме

Черепанова Наталья Степановна

Программа составлена на основе Устава ОУ. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Турочакская СОШ» Республики Алтай

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №____

от «___»___201__г.

Руководитель ШМО

_______(Т. Ю. Грачёва )

Согласовано


Заместитель директора по воспитательной работе

______(Г. В. Костина)

Утверждено

Приказ №____

от «___»___201__г.

Директор МОУ «Турочакская СОШ»

______(И. М. Барышникова)

Индивидуальная программа

 работы с одарёнными детьми

учителя начальных классов

Черепановой Натальи Степановны

                                      2012 год

Программа разработана на основе устава МОУ «Турочакская СОШ»

Актуальность разработки программы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.

Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.

Концепция программы.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одарённые дети:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  2. имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  3. испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  1. дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  2. дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
  3. дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  4. дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  5. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

 Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

 Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

 Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

 Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Цель программы:         

- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

- создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

  1. выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его обучения  в начальной школе;
  2. проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  3. произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  4. предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  5. воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  6. поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Формы работы с одарёнными детьми.

  1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
  2. Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
  3. Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
  4. Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  5. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

  1. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  2. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  3. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  4. принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. Создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
  2. Развитие потенциала детей;
  3. Проведение мероприятий по различным направлениям с одарёнными детьми;
  4. Создание условий поддержки и защиты одарённых детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных  образовательных областях;
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.

Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процесса работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

Структура работы с одарёнными детьми.

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. групповые занятия;
  2. занятия по интересам;
  3. конкурсы;
  4. олимпиады;
  5. работа по индивидуальным планам;
  6. исследовательская деятельность.

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы должны:
  1. учитывать личностные и возрастные способности одарённых детей;
  2. создать условия для формирования у ребёнка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  3. оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  4. формировать умение ребёнка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  1. организация работы с родителями по вопросу воспитания одарённых детей;
  2. привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Мероприятия по реализации программы

№ п/п

                            Основные мероприятия

Составление плана работы с одарёнными детьми.

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одарённых детей.

Подготовка к 1 туру школьной олимпиады.

Участие  в районных предметных  олимпиадах школьников.

Анализ итогов олимпиады школьников.

Участие в международном конкурсе-игре «Эму» и российских конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Слон».

Индивидуальные консультации по проведению исследований и оформлению исследовательских проектов.

Творческие мастерские.

Оформление портфолио  школьников.

Предметная неделя.

Участие в конкурсах, олимпиадах и  проектах различных направлений и уровней

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одарёнными детьми.

Итоги работы с одарёнными детьми в 2012-2013 учебном году. Задачи на следующий год.

Ассамблея отличников.

Участие во Всероссийском конкурсе «Лучший ученик года РФ».

Участие в школьном конкурсе «Ученик года».

Подача заявки в Международную почётную книгу отличников учёбы.

Создание персональных сайтов обучающихся.

  На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в классе были выявлены следующие категории одарённых детей.

  1. Дети с высокими общими интеллектуальными способностями.

Пустогачев А.

  1. Дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями.

Боранбаев В.

Дворников А.

Кобелева К.

Козулин И.

Кононова Л.

Крапивина А.

Шаляпина Д.

  1. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Алексеева Е.

Болтухина О.

Дворников А.

Желтякова Д.

Захаров Д.

Кононова Л.

Платонова С.

Пустогачев А.

Шаляпина Д.

  1. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Крохалёва Т.

Пустогачев А.

Шаляпина Д.

  1. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Байкаев А.

Петренко А.

Скоков И.Цыганков И.

Южаков С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год

Программа работы с одарёнными детьми «Хочу всё знать» на 2012/ 2013 уч.год...

Программа работы с одарёнными детьми

программа  работы  с  одарёнными  детьми  ,    рассчитана  на  четыре  года  обучения....

Программа работы с одарёнными детьми

Обучать и воспитывать, не выводя ребёнка  из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его однокл...

Программа работы с одарёнными детьми

Программа  работы с одарёнными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми

Каждый человек талантлив! Каждый ребёнок - вдвойне!...

Программа работы с одарёнными детьми

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества....