"Работа с одаренными детьми в начальной школе"
статья (2 класс)

Горячкина Ольга Владимировна

 

Термин «одаренность» несколько отличается от большинства других, которые используются в педагогике и психологии, в первую очередь тем, что имеет вполне конкретный смысл и однозначную трактовку.

Корень слова одарённость – «дар», значит, произнося словосочетание «детская одаренность» мы уже этим самым допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, что ему даровано. И признаем, таким образом, что психика содержит нечто такое, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслужено.

Признание возможности существования самого дара есть не что иное, как признание факта существования индивидуальных различий, обусловленных не только влиянием окружающей среды и воспитания, но и какими – то иными, практическими не подвластными нам факторами.

У термина «умственная одарённость» довольно много синонимов – «ум», «умственные способности», «интеллект», «интеллектуальные способности», «познавательная сфера», «познавательные способности». 

Но это только одна сторона дела. Другая заключается в многозначности термина «умственная одаренность». В научном обиходе он служит для обозначения, по крайней мере, шести понятий:

Первое. Любой уровень умственных способностей данного человека независимо от места в диапазоне межиндивидуальных различий, причем этот уровень обуславливается главным образом врожденными качествами нервной системы; эти качества фактически отождествляются со способностями.

Второе. Уровень умственных способностей, которым обладают наиболее развитые 2 % людей; причем этот уровень опять – таки приписывается в основном действию врожденных качеств.

Для развития познавательных способностей учащихся используются различные развивающие игры которые развивают умственный потенциал ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя школа №188 Санкт-Петербурга Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 188 с углубленным изучением мировой художественной культуры Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза Л.Г.Белоусова

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Выполнила: Горячкина О.В.

Санкт- Петербург

2021 г

В данной статье представлена система работы с одаренными детьми в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы:  способы выявления одарённых детей и создание системы работы с ними, создание условий для оптимального развития одаренных детей. Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога.

Актуальность

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

У каждого ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Наша школа работает по программе «Одаренные дети».

Главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Для этого поставлены задачи:

Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые результаты.

реализация творческого потенциала детей

занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;

использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности

Мы хотели бы достичь такой модели одаренного ребенка:

личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность;

личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;

личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны. Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. У таких детей хорошо развито чувство юмора.
Таким образом, одарённость можно рассматривать как качество психики данное природой и развивающееся в течение жизни, помогающее конкретному человеку добиться определённых результатов в каком-либо виде деятельности.

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении и творческой активности; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель»; выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников; помощь в развитии активной творческой личности; изучение природы детской одаренности;

Анкета выявления одаренности

Анкета № 1

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;

- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- хорошо поет;

- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

- любит музыкальные записи;

- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку

- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

- сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

- любит писать и сочинять рассказы и стихи;

- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта;

- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль;

- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет

главное, наиболее характерное;

-  выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что

обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии

событий, о которых рассказывает;

- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

- интересуется актерской игрой;

- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает

- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-  любит игры-драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

-   интересуется механизмами и машинами;

-   может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;

- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

- быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

- инициативен в общении со сверстниками;

- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

- легко общается с детьми и взрослыми;

-улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

- часто руководит играми и занятиями других детей;

- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

-  другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

-  обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

- физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):

- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

- обладает хорошей памятью;

- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-  гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако, общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике гимназии как учебного учреждения. В случае отсутствия такой программы среди опубликованных, необходима корректировка существующих программ либо создание авторских программ. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное ПРОЯВЛЕНИЕ той ЦЕЛИ, ради которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду, в первую очередь, изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение объема знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися гимназии и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные миникурсы, мозговые штурмы во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т. п. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях гимназии выделять таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными гимназистами. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся гимназии. Однако, при этом не исключается возможности создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, 9 творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методиками, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин. Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебного процесса в гимназии остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличать значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое распространение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Среди форм и методов внеурочной работы богатыми возможностями выявления и развития одаренных учащихся выступают различные факультативные курсы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, вовлечение гимназистов в участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне гимназии и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных гимназистов и на выявление скрытых одаренности и способностей призвана выступать система внеклассной воспитательной работы в гимназии. Основой формирования такой системы выступает "погружение в культуру". Функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра

Анкета "Как распознать одаренность"

Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант
Если…
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности

Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,
Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Данная проблема давно волнует меня. Хочу поделиться своим опытом с коллегами....

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

Направления работы с одаренными детьми в начальной школе

Переход к развивающей системе  образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...