Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов
статья

Баранова Елена Владимировна

Сравнительный анализ Примерной  РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.sravnenie_prp_i_umk-_shkola_rossii_._word.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ Примерной  РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России»

Примерная  РП (проект)

Учебники   УМК «Школа России»

Предметная область

«Русский язык»  

«Русский язык»  

«Азбука» 1класс Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. .- М. «Просвещение», -2021

Цель изучаемого предмета

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-

нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка  Российской Федерации;

- предметные результаты ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность  языковой  компетенции; 

- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

-  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Вывод

Цель изучаемого курса «Русский язык» в  Примерной РП (проект) и УМК «Школа  России» совпадает, но Примерная РП (проект) раскрывает более значимые приоритеты - осознание духовно-нравственных ценностей народа.

Место курса в учебном плане

Количество часов

Русский  язык

165  (5часов в неделю)

132  (4  часа в неделю)

Вывод

Количество часов выделяемых на изучение предмета «Русский язык» не совпадает. В Примерной РП (проект) количество часов на изучение предмета больше, выделены часы – резерв, по УМК «Школа России» часы – резерв не предусмотрены.

Содержание учебного предмета

Содержание рабочей программы составлено таким образом,

что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает  преемственность и  перспективность в освоении областей знаний, которые отражают  ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования,

формирование готовности младшего школьника к дальнейшему  обучению.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Тематическое планирование

Обучение грамоте:

  1. Развитие  речи (8 ч)
  2. Слово и предложение  (5 ч)
  3. Фонетика  (27 ч)
  4. Графика (параллельно с разделом чтения)
  5. Чтение 70 ч
  6. Письмо 70 ч
  7. Орфография и пунктуация изучается параллельно с разделом  «Письмо»
  8. Систематический курс (русский язык) (50 ч)
  9. Резерв (15ч)

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам.

Обучение грамоте:

  1. До букварный период  (17ч)
  2. Букварный период  ( 62ч)
  3. Послебукварный  период  (9ч)
  4. Систематический курс (русский язык) (44ч)

Вывод

Содержание учебного материала в Примерной РП (проект) отличается, изучаемый материал представлен конкретно, различие в количестве часов.

Предметная область

«Литературное чтение»

«Литературное чтение»

«Литературное чтение»  1класс.           

 Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. .- М. «Просвещение» -2021

Цель изучаемого предмета

-формирование у младших школьников  положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

-достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

-осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества  для всестороннего развития личности человека;

-первоначальное представление о многообразии жанров  художественных произведений и произведений устного народного творчества;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;          -совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;                 -развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; -формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;                                 -формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Вывод

Цели изучаемого курса  Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» не совпадают.  Цели Примерной РП (проект) ориентированы на понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей, традиций, отражающих сформированность на необходимом для продолжения обучения уровне читательской  компетентности.

Место курса в учебном плане

Количество часов

Литературное чтение

После периода обучения грамоте начинается изучение предмета  «Литературное чтение» как самостоятельный предмет,  в 1 классе отводится  40 часов, по УМК «Школа России» отводится 40 часов, количество часов совпадает.

Тематическое планирование

Литературное чтение  (40 ч):

  1. Сказка народная и литературная  (6ч)
  2. Произведения о детях и для детей  (9ч)
  3. Произведения о родной природе  (6ч)
  4. Устное народное творчество  (4ч)
  5. Произведения о братьях наших меньших (7ч)
  6. Произведения о маме (3ч)
  7. Фольклорные и авторские                  произведения  о  чудесах и фантазии    (4 ч)
  8. Библиографическая культура  (1ч)

Литературное чтение  (40 ч):

  1. Вводный урок (1)
  2. Жили-были буквы (7ч)
  3. Сказка, загадка, небылицы (7)
  4. Апрель, апрель! Звенит капель (6ч)
  5. И в шутку и в серьез (7ч)
  6. Я и мои друзья (7)

Вывод

Содержание учебного материала в Примерной РП (проект)  отличается, тематика учебного материала расширена.  Количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» одинаковое. В Примерной РП (проект) более подробно определены изучаемые разделы курса.На изучение предметного курса «Литературное чтение»  по УМК «Школа России»  выделено  меньше разделов, темы перекликаются с  некоторыми темами представленными в Примерной РП (проект).

Предметная область

«Математика»

«Математика»

УМК «Школа России»

М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова Математика. 1 класс.- М. «Просвещение»,2019-2021Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Математика. 2-4 класс.- М. «Просвещение»,2019-2021

Цель изучаемого предмета

1. Обеспечение личностного развития обучающихся, включая становление их российской идентичности, формирование представлений о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, культурном и технологическом развитии.

2. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование

арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.

3. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-

неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

4. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи;

умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения,

вариантов и др.).

5. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.

- Математическое развитие младших школьников.

 - Формирование системы начальных математических знаний.

- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Вывод

Цели изучаемого курса  Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» не совпадают.    В Примерной РП (проект) цели изучения предмета более конкретные и четкие, одной из целей является формирование функциональной математической грамотности младшего школьника

Место курса в учебном плане

Количество часов

Математика

Общее число, отведенное на изучение математики в каждом классе начальной ( 4       4 часа в неделю в 1 классе —132 часа. Количество часов совпадает.

Содержание учебного предмета

Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами:

1.Числа и действия над ними.

2.Величины и действия над ними. 3.Текстовые задачи.

4.Пространственные представления и геометрические фигуры.

5.Работа с информацией.

Содержание учебного предмета

Содержание обучения представлено разделами:

1.Числа и величины.

2.Арифметические действия.

3.Работа с текстовыми задачами.

4. Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

5.Работа с информацией.

Вывод

Разделы различаются. В примерной РП (проект): «Числа и действия над ними», «Величины и действия над ними»; в программе по «Школе России»: «Числа и величины», «Арифметические действия»

Тематическое планирование

1 -4 класс.

1.Числа и действия над ними

2.Величины и действия над ними

3.Текстовые задачи

4.Пространственные представления и геометрические фигуры

5.Работа с информацией

1 класс (132 ч)

1.Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч)

2. Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч)

3.Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч)

4.Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч)

5.Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч)

6.Итоговое повторение (6 ч)

2 класс (136 ч)

1.Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч)

2.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (75 ч)

3.Числа от 1 до 100. Умножение и деление (43 ч)

3 класс (136 ч)

1.Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 ч)

2.Табличное умножение и деление (56 ч)

3.Внетабличное умножение и деление (27 ч)

4.Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

5.Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

6.Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 ч)

7.Итоговое повторение (10 ч)

4 класс (136 ч)

1.Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)

2.Числа, которые не больше 1000

3.Нумерация (11 ч)

4.Числа, которые больше 1000. Величины (17 ч)

5.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

6.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (73 ч)

7.Итоговое повторение (13 ч)

Вывод

Названия, последовательность изучения тем в  учебниках  по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП (проект).

Предметная область

«Окружающий мир»

«Окружающий мир»

УМК «Школа России»

А.А.Плешаков Окружающий мир 1-3 класс- М. «Просвещение»,2019-2021

А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова Окружающий мир 4 класс-М.»Просвещение», 2019

Цель изучаемого предмета

- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; развитие способности ребёнка к социализации на основе принятиягуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально научного познания и эмоционально

-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Вывод

В  Примерной РП (проект)  по предмету «Окружающий мир» по новым стандартам цели изучения предмета более конкретные и четкие.

Место курса в учебном плане

Количество часов

Окружающий мир

1 класс — 66 ч  Количество часов совпадает.

Содержание учебного предмета

В содержании учебного предмета «Окружающий мир» три  раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни»

В РП «Школа России» три  раздела «Человек и общество», «Человек и природа» , «Правила безопасной жизни»

Вывод

В содержании учебного предмета «Окружающий мир» в примерной РП (проект) и в программе по «Школе России» разделы совпадают.

Тематическое планирование

1-4 классы

1.Человек и общество.

2.Человек и природа.

3.Правила безопасной жизни.

В тематическом планировании прописывается количество часов по разделам по классам.

Название разделов в учебниках А.А. Плешакова Окружающий мир, -М.Просвещение,2019

1 класс

1.Что и кто?

2.Как, откуда и куда?

3.Где и когда?

4.Почему и зачем?

2 класс

 1.Где мы живем.

2. Природа.

3Жизнь города и села.

4.  Здоровье и безопасность.

5 Общение.

6. Путешествия.

3 класс

1.Как устроен мир.

2.Природа.

3.Мы и наше здоровье.

4.Наша безопасность.

5.Чему учит экономика.

6.Путешествие по городам и странам.
4 класс

1.Земля и человечество.

2.Природа России.

3.Родной край — часть большой страны.

4. Страницы всемирной истории.

5.Страницы истории России.

 6.Современная Россия

Вывод

Названия, последовательность изучения тем в  учебниках  по программе «Школа России» отличаются от Примерной РП (проект).

Предметная область

«Технология»  

 «Технология»  

«Технология»  

 1 класс Лутцева Е.А.  Зуева Т.П.- М. «Просвещение», -2021

Основной целью предмета является успешная социализация

обучающихся, формирование у них функциональной  грамотности на базе освоения культурологических  и  конструкторско-технологических знаний  (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.

Цель изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать

и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической  преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических

знаний и умений и проектной деятельности, расширение

и обогащение личного жизненно-практического опыта,

представлений о профессиональной деятельности человека.

Цель изучаемого предмета

Цели изучаемого курса  Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» совпадают.  Приобретение первоначального опыта практической деятельности на основе овладения технологическими знаниями. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда, социализация.

Место курса в учебном плане

Количество часов

Технология

33 (1час в неделю)

33  (1  час в неделю)

Вывод

Количество часов  выделяемых на изучение предмета «Технология»  совпадает.

Содержание учебного предмета

Содержание обучения раскрывается через модули, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на-

чальной  школы. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средства-

ми учебного предмета  «Технология» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов.

Содержание курса закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки

доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.

Вывод

Содержание учебного материала в Примерной РП (проект)  существенно не отличается. В Примерной РП (проект)   более подробно определены изучаемые разделы курса.  

Тематическое планирование

1. Технологии, профессии и производства (6)

2. Технологии  ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном; технологии работы с пластичными материалами; технологии работы с природным материалом; технологии работы с текстильными материалами; технологии работы с другими доступными материалами (15)

3. Конструирование и моделирование:

 работа с «Конструктором»; конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов;

робототехника  (10)

4. Информационно-коммуникативные

технологии (2)

1.Природная мастерская  (9ч)

2.Пластилиновая мастерская  (4ч)

3.Бумажная мастерская (15ч)

4.Текстильная мастерская (5ч)

Предметная область

«Изобразительное искусство»

«Изобразительное искусство»

Изобразительное искусство» 1класс Б.М. Неменского— 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016. 

Цель изучаемого предмета

Цель преподавания предмета

состоит в формировании  художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения на-

чальных  основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Формирование духовно-нравственных качеств личности —

это основная магистральная цель художественно-эстетического образования в общеобразовательной школе.

Вывод

Цели изучаемого курса совпадают: 

Сформировать  художественно-эстетическое     развитие младшего школьника.

Место курса в учебном плане

Количество часов

Изобразительному искусству

предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную  область «Искусство»

33 (1час в неделю)

33  (1  час в неделю)

Содержание учебного предмета

Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных):

начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру

и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического

восприятия природы, восприятию произведений искусства и

формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.

Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного

предмета

Содержание учебника построено как системное овладение ребёнком художественно-практическими  на-

выками,  т. е. умениями рисовать, лепить,  строить из бумаги.  Практические умения и навыки понимаются как средства

художественной выразительности, как язык  творческого высказывания и приобщения к художественной культуре.

Тематическое планирование

Модульное изучение предмета без распределения часов:

  1. Модуль Графика
  2. Модуль Живопись
  3. Модуль Скульптура
  4. Модуль Декоративно-прикладное искусство
  5. Модуль Архитектура
  6. Модуль Восприятие произведений искусств
  7. Модуль Азбука цифровой графики

Ты изображаешь 1класс

  1. Знакомство с мастером изображения -10ч.
  2. Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения -10ч.
  3. Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения-8ч.
  4. Ты строишь. Знакомство с мастером постройки-10ч.
  5. Изображение, украшение постройки всегда помогают друг-другу-5ч

Вывод

Преподавание предмета в Примерной РП (проект) и УМК «Школа России» направлено на развитие духовной  культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что осно...

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.

Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состоян...

Преподавание курса " математики" в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В настоящее время реализуется новый подход к образованию, который сконцентрирован и направлен на успешность во время обучения.По новому ФГОС школьники должны быть  вовлечены в исследовательские п...

ФГОС третьего поколения

Презнтация к педсовету...

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов.

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответс...

Обновленный ФГОС третьего поколения: изменения стандартов

Министерством просвещения утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО со...

ФГОС третьего поколения: изменения стандартов НОО

Современное образование находится на этапе перехода к новому стандарту, в котором предусматривается «глобальное» изменение приоритетов. В процессе обновляются цели, задачи и содержание обу...