Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.
статья

Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.

Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определённой мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» - такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение [1, 48-64].

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykova_n.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Байкова Н.Э.

Зам директора по УВР начальных классов 171 гимназии

Учитель начальных классов

Особенности  организации комфортной образовательной среды

в реализации ФГОС третьего поколения.

        Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.

Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определённой мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» - такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение [1, 48-64].

Дискомфортное состояние у учащихся возникает при переходе с первой ступени на вторую.  Дети рады, полны решимости  свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.

Очень образно процесс преемственности описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она, кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».

После беседы с психологом я поняла, что дети, так же как и их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления, в итоге каждый третий ребёнок испытывает стресс. И самый сильный - это школьный стресс, 20 - 40% негативных влияний, ухудшающих  здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения. Я, думаю, слова С. Харрисона оказались бы здесь к месту: "Мы настолько увлеклись обучением своих детей, что забыли о том, что самая суть образования ребёнка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

Учителя предметники  понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения,  в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и  ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям  условия безболезненно преодолевать данную проблему.

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся,  за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся,  внимательно понаблюдать за  требованиями  предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Обратить  внимание, как используется метод совместных оценок «Учитель – ученик», «ученик- ученик». А так же,   как учитель общается с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. Учителю предметнику провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока, введения и  опроса темы. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительские собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.

 Необходимы взаимопосещения уроков. Учителю начальной школы следует посетить ряд уроков учителя предметника. Присмотреться к его профессиональной деятельности, умению работать с подростками.  Конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы  и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний  с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая  терминология, одновременно это помогает развивать логическое и  аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый  качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и  учителей среднего звена по определению единых требований  к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном     постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,  дают хорошие результаты. Очень полезно  проведение совместных семинаров  о возрастных особенностях развития детей данного возраста.

Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.  

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.