Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.
статья по теме

 Наталья Николаевна Макарова

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sravnenie_standartov.ppt1.94 МБ
Файл standarty_2004_i_fgos_vtorogo_pokoleniya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сравнение стандартов 2004 г. и ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию.

Учитель: Ширченкова Наталья Николаевна

МБОУ СОШ №12

Г.Арзамас

       6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Мы начинаем работать по ФГОС второго поколения. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

      Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, а механизмом развития личности обучающегося – формирование системы универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающей развитие способности и готовности учиться.  

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

          По ФГОСу второго поколения я работаю третий год. И, конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам. Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное  подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла раньше.

          Но, конечно, главное – самообразование и большое желание помочь учиться моим ученикам. Сделать процесс научаемости для них более доступным, более понятным. Помочь им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого научить определять тему урока; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности.

          Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС  второго поколения. Изменилась и моя деятельность - деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей раньше деятельностью по стандарту первого поколения.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Главное: я (учитель) даю знания и организую действия.

Учитель пользуется сценарнымпланом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку.

Главная цель  учителя

на

уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • определению темы урока;
  • постановке учебной задачи и т.д.
  • учит проверять правильность действий по эталону (по учебнику)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Нестандартные уроки

-

Урок проектной деятельности

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется про помощи Интернета

Обязательно-ведение электронных дневников

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися(дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебных действий, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка прмежуточных результатов обучения

 

Учитель всегда помнит, что ребенок (ученик) должен чувствовать себя успешным

       В ходе реализации ФГОС  по-новому строится система мониторинга.

В первом классе проводится итоговая комплексная работа. Во 2-3 классах помимо привычных предметных контрольных работ теперь проводим метапредметные

диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий, используем КИМы, целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.

До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, 

 действуйте положительно и добивайтесь неустанно. 

Уильям А. Уорд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отслеживание предметных знаний младших школьников в соответствии требований стандартов ФГОС второго поколения.УМК «Школа -2100»

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности учителю начальных классов ,работающему по программе "Школа-2100", можно использовать листы индивидуальных достижений...

Инновационность структуры и содержания ФГОС второго поколения.

Инновационность структуры и содержания ФГОС второго поколения (начальная школа)....

ФГОС второго поколения.Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

Сравнительный анализ ФГОС  и стандартов прошлых лет. Выступление на педсовете....

ФГОС второго поколения. Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

Сравнительный анализ ФГОС  и стандартов прошлых лет. Выступление на педсовете....

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов

Сравнительный анализ Примерной  РП (проект) и содержание учебников по УМК «Школа России»...

Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов.

Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответс...