«Воспитание младших школьников через художественное восприятие мира»
учебно-методический материал

Мордасова Влада Руслановна

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Школе необходимо развивать своих учеников, но она и сама должна развиваться, чтобы не «подтягивать» себя к жизни, а идти в ногу с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskoe_ped_chtenie_21g.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дороховская СОШ»

Тема: «Воспитание младших школьников через художественное восприятие мира».

Учитель начальных классов,

классный руководитель 3 «Б» класса

Мордасова Влада Руслановна

п.Дорохово

2021г.

Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов. Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Школе необходимо развивать своих учеников, но она и сама должна развиваться, чтобы не «подтягивать» себя к жизни, а идти в ногу с ней.

«Все мы взрослые хотим видеть своих детей не только грамотными, профессионально подготовленными к самостоятельной жизни, но и культурными, эмоционально отзывчивыми, духовно чуткими людьми.

Культура чувств формирует нравственные и моральные принципы личности, которые обуславливают поступки и поведение людей. Воспитание духовной сферы личности возможно только через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству. Значит, эстетическое воспитание детей - ключ к духовному оздоровлению общества».(1)

Главной проблемой в воспитании духовной сферы у детей является отсутствие целостной эстетической образовательной системы. По данной проблеме я провела анкетирование (см. приложение №1), которое показало, что большой процент учащихся считают уроки музыки, ИЗО, худ.труда второстепенными, следствием чего является несерьезное к ним отношение учащихся и их родителей. Проанализировав полученные результаты анкетирования, я составила план внеклассной работы по изобразительному искусству, поставила перед собой следующие задачи дифференциации:

  • помочь каждому ученику ощутить радость от результатов своего труда, поверить в свои силы;
  • менее способным по природным данным детям не чувствовать себя беспомощным по сравнению с одаренными детьми;
  • способным учащимся создать условия для подготовки в детскую школу искусств.

1.Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и взаимосвязь занятий рисования, лепки и аппликации с различными видами деятельности.

Маленький человек пришел в большой мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму и осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь, быт человека, его труд, природа и предметный мир-все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка. Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и искусстве цвет, линии, звуки, ритм, движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития, выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Богатство явлений действительности открываются перед детьми, если приучать их прислушиваться к голосам и звукам природы, присматриваться к ее красотам. Природа выступает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся образах, явлениях, картинах. Ко всему этому привлекается внимание детей, с возрастом усложняются и разнообразятся его целенаправленные наблюдения. В результате у детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд.

Эстетика быта, работа над культурой поведения в мире человеческих отношений и, наконец, искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее внимательнее, ярче и полнее, откликаться на прекрасное в жизни.

Изобразительная деятельность, включая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А.Каменский, Ф. Фребель и др.). Мыслители Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Изучив множество литературы по данной теме, собрав и проработав большое количество работ ведущих педагогов нашей страны, проанализировав опыт собственной педпрактики, пришла к выводу, что изобразительная деятельность - специфическое, образное познание деятельности. Поэтому она имеет большое значение для умственного воспитания детей и их творческих способностей.

Создание изображения ставит перед собственными глазами ребенка ряд задач, без решения которых процесс рисования, лепки не может быть успешным. Для того чтобы изобразить окружающее (дом, машину, человека, животного и т.д.), ребенку надо иметь отчетливые представления, что изображается. Надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и отличительное в разных предметах. Это требует умения проводить простой анализ предмета, сравнение его частей и разных предметов между собой, давать нужные обобщения, синтез (объединение предметов по сходству формы, строения, цвета). Таким образом, я прихожу к выводу, что изобразительная деятельность способствует развитию мыслительной деятельности мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются образные сравнения, стихотворные тексты). В конкретном случае я использовала это на уроке ИЗО при анализе матрешек разных центров изготовления и росписи. У детей развивается образная выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей. В результате изобразительной деятельности представляются большие возможности для развития речи детей, в чем я также убедилась на опыте работы с детьми своего класса. Прежде всего обогащается словарный запас детей за счет того, что на занятиях они знакомятся с различными изобразительными материалами ( пластилин, глина, гуашь, акварель), узнают и называют их свойства ( мягкий, пластичный, податливый); краска ( плотная, прозрачная, яркая, бледная и т.д.); познаются такие орудия человеческой деятельности, как карандаш, кисть, стёки, палитра.

2.Индивидуальный подход к детям на занятиях изобразительной деятельности.

Одно из важнейших условий полноценного всестороннего развития детей в процессе занятий изобразительной деятельностью – осуществление индивидуального подхода, который стараюсь базировать в своей педпрактике, на знании индивидуальных особенностей детей. Я считаю, что именно в изобразительной деятельности, как ни в какой другой, дети проявляют себя по-разному. Выделяются два направления индивидуального подхода:

Первый заключается в предупреждении и устранении пробелов и усвоении детьми содержания средств и способов деятельности.

 Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявили более высокие способности к деятельности, оно ставит своей целью формирование индивидуальности, своеобразия, проявления и тем самым не позволяет нивелировать детей в изобразительной деятельности, придерживать всех на некоем среднем уровне. Индивидуальные различия детей определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку.

Я считаю, что индивидуальный подход к детям повышает эффективность овладения ими знаниями, навыками и умениями в изобразительной деятельности, развивает их художественное творчество.

Красота окружающего мира способна пробудить в ребенке целую гамму чувств, которые влияют на личность. Чтобы на уроках естествознания ребенок приобрел эмоционально-эстетический опыт общения с природой по принципу: от созерцания – к деятельности, можно использовать ряд заданий. Эстетическое воспитание в младших классах имеет счастливую особенность-душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного. Из своих наблюдений могу сказать, что ребенок способен тонко чувствовать музыку, живопись, красоту природы (хотя и на интуитивном уровне). От учителя требуется не профессиональный анализ стиля сюжета и техники исполнения, а простое знакомство с различными произведениями искусства.

Сегодня очень важно учитывать положительный опыт использования народного искусства, для того чтобы поставить «надежный заслон проникновению в молодежную среду безыдейности, пошлости, низкопробной духовной продукции». Необходимо открывать детям мир живописи, поэзии, музыки, слегка прикоснувшись к нему крылом своего вдохновения. Не надо объяснять сложные сплетения живописных полотен Басха или гармонию музыки Шните, необходимо показать ребенку, что этот мир есть, а дальше ребенок пойдет своей дорогой, важно, чтобы их было много.

Литература

  1. Ефимова И.Н. Роль эстетического образования в воспитании гармоничной личности. - М. :Журнал «Начальная школа: + -», 2000.- №1.
  2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. 1984.
  3. Исупова Л.С. Ж. « Начальная школа», 1996.- №2.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в д/саду. М.Просвещение, 1990.
  5. Кузина В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.- М. Просвещение, 1979.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Кишинев. 1979.
  7. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. – М. Просвещение. 1986.
  8. Шпикалова Т.Я.- Журнал «Начальная школа», 1984.- №7.
  9. Эльконин Д.Б. и др. Мир детства. Дошкольник. Издательство Педагогика.-1979.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс компле...

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Патриотическое воспитание младших школьников через личность Петра Первого на уроке окружающего мира в 4 классе

К 350-летию со дня Рождения Петра Великого мною был проведен урок окружающего мира, на котором я на примере личности Петра Первого,  раскрывая его качества, рассказывая о его преобразованиях и их...