Формирующее оценивание в начальной школе.
статья

Формирующее оценивание в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирующее оценивание в начальной школе.

Петрова Татьяна Семеновна,

учитель МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска

В 2016 году прошли курсы в Открытом институте «Развивающее образование» под руководством А. Б. Воронцова.  С этого года мы начали внедрять приемы и средства формирующего оценивания.

Формирующее оценивание – это процесс поиска и интерпретации учащимися и учителями признаков, позволяющих выяснить, на каком уровне овладения знаниями и умениями находятся ученики, и понять, в каком направлении им необходимо двигаться для достижения требуемого результата. Такой вид оценивания позволяет вовлечь учащихся в процесс обучения в качестве активных участников; предоставляет ученикам необходимую информацию для собственного продвижения в предмете; формирует мотивацию и адекватную самооценку учащихся; способствует корректировке учебного процесса. Формирующее оценивание – способ выращивания самостоятельности.

Условиями формирующего оценивания являются:

1)  Выделение специальных линий в образовательном процессе: урок, учебное занятие, домашняя самостоятельная работа, мастерская, консультация.

2)   Отсутствие текущих отметок накопительного свойства - безотметочное обучение. Наличие «бинарной» шкалы.

3) Инструмент: двухуровневые задачи (задания базового и расширенного уровня). Обязательно присутствия «выбора» заданий в домашней самостоятельной работе и РПР.

Учебный процесс в нашей школе разделен на три фазы: фаза запуска, решение учебных задач и фаза рефлексии.

Уже стало традицией и нормой организации на первой-второй неделе начала учебного года стартовых работ по математике, русскому языку, родному языку. В результате анализа учитель организует индивидуальную работу учащегося над своими ошибками, составляется план повторения, примерно на две недели, месяц. В это время проводятся учебные занятия по повторению по тем стержневым предметным линиям, где обозначались проблемы. С отдельными группами учеников проводятся мастерские, на которых решаются индивидуальные проблемы ученика, подбираются специальные задания (через дополнительные сборники, карточки), отрабатывается операциональный состав действия для формирования того или иного умения. Используются такие приемы, как составление подобных заданий ученикам, обмен ими и решение, анализ задания на соответствие поставленной задаче. По итогам специально организованного, целенаправленного повторения проводится проверочная работа. Результаты ее сравниваются с результатами стартовой работы, идет коррекционная работа.

При решении учебных задач каждый новый способ действия отрабатывается по структуре:

- постановка учебной задачи,

- открытие общего способа действия,

- диагностическая работа «на входе»,

- практикум (уроки по отработке общего способа действия),

- конкретизация способа,

-практикум (уроки по отработке частных случаев, исключений),

- диагностическая работа «на выходе»,

- домашняя самостоятельная работа,

- консультации,

- урок презентация,

- проверочная работа.

 При изучении новой темы, нового способа действия проводим диагностические работы «на входе» и «на выходе». Диагностическая работа «на входе» направлена на выявление уровня усвоения, постановки точечного «диагноза». Задания строятся так, чтобы по записи можно было восстановить ход решения.

 В диагностической работе «на выходе» акцент делается на видении учащимся «ошибкоопасных» мест в рассматриваемом способе действия. Для этого используются задания, в которых от лица некоторых «персонажей» предлагаются решения, содержащие наиболее характерные для данного действия ошибки, и учащемуся предлагается критически отнестись к таким решениям.

По итогам диагностической работы ученики выполняют домашнюю самостоятельную работу по ликвидации своих ошибок. Из предложенных заданий ученик выбирает те задания, которые необходимы для корректировки своих пробелов. Сам планирует свои действия, соотнеся со временем. Во время выполнения домашней самостоятельной работы проводятся консультации, мастерские. Вот уже третий год, как мы внедрили в свою практику домашнюю самостоятельную работу, результатами которой, остались очень довольны.

Проверочная работа проводится после выполнения учащимися домашней самостоятельной работы. Строится по тем же разделам программам (линиям), что и самостоятельная работа. Главная педагогическая задача учителя сопоставлять результаты выполнения самостоятельных и проверочных работ на предмет формирования учебной самостоятельности младших школьников.

Например, на уроке якутского языка по теме «Хоһуласпыт бүтэй дорҕооннор»  в 1-б классе диагностическая работа на входе показала, что данную тему усвоили  27% учащихся, на выходе – 53%, по итогам проверочной работы - 76%.

Таким образом, формирующее  оценивание связано исключительно  с ключевыми понятиями (способами действия)  учебного предмета. Носит операциональный и индивидуальный характер. Оценивается с помощью бинарной шкалы и фиксируется в оценочном листе с указанием оценки каждой конкретной операции. Проводится исключительно с помощью набора диагностических заданий операционального типа, с помощью которых можно поставить «точечный» диагноз в освоении того или иного понятия.

Литература:

Г.А.Цукерман. Развитие учебной самостоятельности. Авторский клуб. Москва, 2015.

А.Б. Воронцов. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Рассказовъ. Москва, 2004.

А.Б.Воронцов. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Рассказовъ. Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание в начальной школе

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся....

Система формирующего оценивания в начальной школе.

Материал содержит описание техник, обеспечивающих формирующее оценивание в начальной школе (обобщён и представлен свой опыт и опыт других учителей, успешно использующих данные техники в своей педагоги...

Методика формирующего оценивания в начальной школе

Формирующее оценивание по своему смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной области, определяя степен...

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития

Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...

Система формирующего оценивания в начальной школе

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения обучающихся, устанавливается обратная связь ...

Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития

Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...