Статья "Формирование УУД методом моделирования"
статья

Агапова Лидия Федоровна

В этой статье рассматривается важность применения метода моделирования с целью активизации и мотивации учебной деятельности учащихся. Приводятся примеры применения метода на различных этапах урока, на уроках   различных образовательных предметов. Статья сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_metodom_modelirovaniya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

Формирование УУД методом моделирования

 «Метод обучения – это путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных возможностей»

(М.Н.Скаткин)

        Большая часть знаний, усвоенная учащимися в школе, потом будет забыта. А вот методы, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения, никогда не забываются (слайд2)

        Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Моделирование как метод познания развивает творческие способности, воображение и фантазию, мелкую моторику рук и чертежные навыки, эстетические чувства, пространственное мышление, продуктивную память.

        Моделирование – важный  метод научного познания. До недавнего времени моделирование успешно применялось главным образом в технических исследованиях, однако сейчас без использования этого метода становится немыслимым изучение многих явлений и процессов в других областях знания. В последнее время применение метода моделирования в обучении приобретает особое значение для повышения теоретического уровня педагогической науки и практики.

Это метод познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель(модель), находящийся в определенном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте        Использование моделирования в обучении имеет два аспекта:

  1. служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения;
  2. является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения и без которого невозможно  полноценное обучение;

Моделирование рассматривается

  • как способ переформулирования, преобразования задачи;
  • как процесс построения цепи моделей (задач);
  • как учебное средство, которое используется для формирования обобщенного способа решения задач;
  • как важнейшее средство(компонент) теоретического познания;

Метод моделирования имеет ряд преимуществ перед другими методами:

  • построение модели возможно там, где нельзя провести прямой эксперимент;
  • возможно многократное повторение модельных исследований до получения обоснованных выводов;
  • при построении модели можно исключить несущественные детали, затрудняющие процесс исследования;
  • характеристики изучаемого объекта могут значительно изменяться

В дидактике выделены три вида моделей при применении этого метода:

  • предметная модель (глобус, макеты по географии, биологии, фигуры)
  • предметно-схематическая с использованием заместителей и графических знаков (календарь природы, части  слова и т.д)
  • графическая модель, которая передает разные виды взаимосвязей, отношений. Это самый распространенный вид моделей, которые создают учителя и дети, применяемый в школе.

На первом этапе в основном в д/с применяется предметная модель, имитирующая существенные черты оригинала, развивающая образное представление.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. В результате чего формируются знания о модели. Понятие звука – квадратик, затем задаём цвет (гласный, согласный твердый, мягкий), или знаки частей слова; понятие числа – это предмет (фишка) или отрезок у некоторых авторов; понятие операций объединения, выделения части – линии, стрелки. (Слайд 3)

Ребенок провел линию классификации (клик 1), продолжил  рисунок – он  уже моделирует (клик2). Даже, если он подчеркнул одну цифру синим, а другую красным или провел стрелочку – это все методы моделирования.

(слайд4.) Вот, например, задание по чтению. В задании три вопроса и должно быть подчеркнуто 3 ответа. Когда ребенок использует разные цвета, он не только моделирует ответ, но и помогает себе при проверке найти быстрее нужный ответ. Так бывает, когда нужно в одном задании выполнить несколько: в тексте показать, как автор использовал  олицетворения, сравнения, эпитеты и другие литературные приемы в одном отрывке, или когда нужно разбить на группы предметы, слова, понятия по определенным основаниям,  и т.д.

На третьем этапе происходит перенос знаний с модели на оригинал. Происходит переход с языка модели на язык оригинала.

Так, например, имея знания о звуках, получаем звуковую модель слова; мы задаем модель слова по составу  и дети подбирают слова, или подбираем предложения по схеме.

Применяя символ-заместитель, моделируем схему однородных членов в предложении 

Даем характеристику прочитанному произведению (слайд 5). (1клик) автор произведения, (2 клик) название произведения, (3 клик) жанр- стихотворение, и тема - о природе.

Четвертый этап – практическая проверка полученных  знаний и их использование для построения обобщающей теории.

Такие  модели являются средством для формирования обобщенного способа решения задачи. (слайд 6). Части речи и их грамматические признаки.

Мы сравниваем слои торта: выясняем, что они будут обозначать; какие из признаков постоянные, какие непостоянные; где и какой признак отсутствует и почему? Дети могут сделать себе копии-памятки и возвращаются к этой модели неоднократно и в 3 и в 4 классах.

( слайд7) Обобщение по тематике произведений любого автора, например, С.Есенина.,

(Обобщенные таблицы по математике мы используем для всех задач с именованными числами.( показать таблицы на плакатах),

( слайд 8 по окружающему) Классификация животных по окружающему миру дается на первом уроке «Многообразие животных» и затем используется на каждом уроке, пока изучаем животных, а также на контрольно-обобщающем уроке. У нас много таких таблиц на печатной основе.

         Чтобы учащиеся овладели методом моделирования, нужно, чтобы они сами строили модели, схемы, рисунки и использовали моделирование для разных целей и, чтобы при этом, они явно осознавали, для чего они строят модель задания.

В 1 классе решение задачи начинаем с моделирования фишками, движение на увеличение или уменьшения стрелками. Стрелка - очень важный элемент  в построении модели. Мысль ребёнка должна двигаться по направлению стрелки.  Движение поэтапное, движение в разных направлениях, движение круговое и, наконец, движение к единому целому.Вспомним цепи питания, круговорот воды в природе,  взаимосвязь между компонентами математических действий, (слай 9. Клик1, клик2), виды рифм в литературе.(слайд 10)

 В комбинаторных задачах стрелки разного цвета и направления – это ход решения задач. «Четверо мальчиков играли в шахматы. Каждый друг с другом сыграл по одной партии. Сколько партий было сыграно во всей игре?»(Слайд 11. Клик1, клик2, клик3, клик4)

Иногда, благодаря стрелкам, мы показываем взаимоотношения героев произведения и получаем ответ на проблемный вопрос: «Почему волчиха не съела щенка, хотя была сильно голодна? Желтые и красные стрелки показывают  теплоту отношений: доверие, дружбу, заботу, любовь, синие – отвращение, неприязнь, желание съесть(голод). Идет борьба чувств: голода и материнства. Дружба волчат со щенком закрепляет чувство материнства и побеждает. Волчиха считает, Белолобый такой же, как её дети! (слайд12) «Белолобый»

У современных школьников из-за изобилия информационных средств нет стимула к развитию продуктивной памяти. Используя абстрактный образ-заместитель, наша задача - методом моделирования- стимулировать мозг ребенка на развитие продуктивной памяти. Например, в литературном чтении моделируем обложку произведения: формируем понятия жанр, тема, автор, название произведения, начиная с первых уроков литературного слушания. В тетрадях Ефросининой по литературному чтению очень много разных видов моделей, способствующих развитию творческого мышления учащихся.

 

Математическая задача – это особая область моделирования. Так как этот метод является весьма эффективным и наглядным средством обучения решению текстовых задач школьников и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса. К каким только видам моделей не прибегает учитель, но каждая модель преследует свои цели: (слайд13), (слайд 14)

  • Для понимания условия;
  • Подсказка для решения;
  • Для составления обратных задач;
  • Для выбора разных способов решения.

Таким образом, модели могут использоваться

  • как эффективные средства наглядности;
  • как средство запоминания учебного материала;
  • модели-схемы содержания учебной темы используются для введения учащихся в эту тему (так делал еще В.Ф. Шаталов, помните «листы опорных сигналов»), но они должны быть ясными и понятными учащимся.
  • При использовании метода моделирования идет активное формирование универсальных учебных действий.

Поэтому, применяя моделирование, идет развитие психических процессов: к восприятия, памяти, воображения и мышления ( сравнение, анализ, синтез),

Таким образом, метод моделирования в учебном процессе используется как важнейший метод познания и как учебное средство для многих дидактических целей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования

В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, н...

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Использование метода моделирования в начальной школе

Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при о...

Использование метода моделирования в начальной школе.

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие...

Методическое применение метода моделирования

Методическое применение метода моделирования Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться  в обучении для реализации следующих целей:- построения модели ориентировоч...

Мастер-класс "Метод моделирования"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию рассмотреть метод моделирования в теории и практике....

«Метод моделирования как способ развития познавательных способностей младших школьников»

Объект проектной деятельности: развитие познавательных способностей младших школьников.Предмет проектной деятельности: технология применения метода моделирования.Цель проекта: разработать программу вн...


 

Комментарии

Снигур Надежда Владимировна

Спасибо большое! Очень полезная статья!