Статья "Формирование УУД методом моделирования"
статья
В этой статье рассматривается важность применения метода моделирования с целью активизации и мотивации учебной деятельности учащихся. Приводятся примеры применения метода на различных этапах урока, на уроках различных образовательных предметов. Статья сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_metodom_modelirovaniya.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд1
Формирование УУД методом моделирования
«Метод обучения – это путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных возможностей»
(М.Н.Скаткин)
Большая часть знаний, усвоенная учащимися в школе, потом будет забыта. А вот методы, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения, никогда не забываются (слайд2)
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Моделирование как метод познания развивает творческие способности, воображение и фантазию, мелкую моторику рук и чертежные навыки, эстетические чувства, пространственное мышление, продуктивную память.
Моделирование – важный метод научного познания. До недавнего времени моделирование успешно применялось главным образом в технических исследованиях, однако сейчас без использования этого метода становится немыслимым изучение многих явлений и процессов в других областях знания. В последнее время применение метода моделирования в обучении приобретает особое значение для повышения теоретического уровня педагогической науки и практики.
Это метод познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель(модель), находящийся в определенном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в некоторых отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте Использование моделирования в обучении имеет два аспекта:
- служит тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения;
- является тем учебным действием и средством, с помощью которого достигаются цели обучения и без которого невозможно полноценное обучение;
Моделирование рассматривается
- как способ переформулирования, преобразования задачи;
- как процесс построения цепи моделей (задач);
- как учебное средство, которое используется для формирования обобщенного способа решения задач;
- как важнейшее средство(компонент) теоретического познания;
Метод моделирования имеет ряд преимуществ перед другими методами:
- построение модели возможно там, где нельзя провести прямой эксперимент;
- возможно многократное повторение модельных исследований до получения обоснованных выводов;
- при построении модели можно исключить несущественные детали, затрудняющие процесс исследования;
- характеристики изучаемого объекта могут значительно изменяться
В дидактике выделены три вида моделей при применении этого метода:
- предметная модель (глобус, макеты по географии, биологии, фигуры)
- предметно-схематическая с использованием заместителей и графических знаков (календарь природы, части слова и т.д)
- графическая модель, которая передает разные виды взаимосвязей, отношений. Это самый распространенный вид моделей, которые создают учителя и дети, применяемый в школе.
На первом этапе в основном в д/с применяется предметная модель, имитирующая существенные черты оригинала, развивающая образное представление.
На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. В результате чего формируются знания о модели. Понятие звука – квадратик, затем задаём цвет (гласный, согласный твердый, мягкий), или знаки частей слова; понятие числа – это предмет (фишка) или отрезок у некоторых авторов; понятие операций объединения, выделения части – линии, стрелки. (Слайд 3)
Ребенок провел линию классификации (клик 1), продолжил рисунок – он уже моделирует (клик2). Даже, если он подчеркнул одну цифру синим, а другую красным или провел стрелочку – это все методы моделирования.
(слайд4.) Вот, например, задание по чтению. В задании три вопроса и должно быть подчеркнуто 3 ответа. Когда ребенок использует разные цвета, он не только моделирует ответ, но и помогает себе при проверке найти быстрее нужный ответ. Так бывает, когда нужно в одном задании выполнить несколько: в тексте показать, как автор использовал олицетворения, сравнения, эпитеты и другие литературные приемы в одном отрывке, или когда нужно разбить на группы предметы, слова, понятия по определенным основаниям, и т.д.
На третьем этапе происходит перенос знаний с модели на оригинал. Происходит переход с языка модели на язык оригинала.
Так, например, имея знания о звуках, получаем звуковую модель слова; мы задаем модель слова по составу и дети подбирают слова, или подбираем предложения по схеме.
Применяя символ-заместитель, моделируем схему однородных членов в предложении
Даем характеристику прочитанному произведению (слайд 5). (1клик) автор произведения, (2 клик) название произведения, (3 клик) жанр- стихотворение, и тема - о природе.
Четвертый этап – практическая проверка полученных знаний и их использование для построения обобщающей теории.
Такие модели являются средством для формирования обобщенного способа решения задачи. (слайд 6). Части речи и их грамматические признаки.
Мы сравниваем слои торта: выясняем, что они будут обозначать; какие из признаков постоянные, какие непостоянные; где и какой признак отсутствует и почему? Дети могут сделать себе копии-памятки и возвращаются к этой модели неоднократно и в 3 и в 4 классах.
( слайд7) Обобщение по тематике произведений любого автора, например, С.Есенина.,
(Обобщенные таблицы по математике мы используем для всех задач с именованными числами.( показать таблицы на плакатах),
( слайд 8 по окружающему) Классификация животных по окружающему миру дается на первом уроке «Многообразие животных» и затем используется на каждом уроке, пока изучаем животных, а также на контрольно-обобщающем уроке. У нас много таких таблиц на печатной основе.
Чтобы учащиеся овладели методом моделирования, нужно, чтобы они сами строили модели, схемы, рисунки и использовали моделирование для разных целей и, чтобы при этом, они явно осознавали, для чего они строят модель задания.
В 1 классе решение задачи начинаем с моделирования фишками, движение на увеличение или уменьшения стрелками. Стрелка - очень важный элемент в построении модели. Мысль ребёнка должна двигаться по направлению стрелки. Движение поэтапное, движение в разных направлениях, движение круговое и, наконец, движение к единому целому.Вспомним цепи питания, круговорот воды в природе, взаимосвязь между компонентами математических действий, (слай 9. Клик1, клик2), виды рифм в литературе.(слайд 10)
В комбинаторных задачах стрелки разного цвета и направления – это ход решения задач. «Четверо мальчиков играли в шахматы. Каждый друг с другом сыграл по одной партии. Сколько партий было сыграно во всей игре?»(Слайд 11. Клик1, клик2, клик3, клик4)
Иногда, благодаря стрелкам, мы показываем взаимоотношения героев произведения и получаем ответ на проблемный вопрос: «Почему волчиха не съела щенка, хотя была сильно голодна? Желтые и красные стрелки показывают теплоту отношений: доверие, дружбу, заботу, любовь, синие – отвращение, неприязнь, желание съесть(голод). Идет борьба чувств: голода и материнства. Дружба волчат со щенком закрепляет чувство материнства и побеждает. Волчиха считает, Белолобый такой же, как её дети! (слайд12) «Белолобый»
У современных школьников из-за изобилия информационных средств нет стимула к развитию продуктивной памяти. Используя абстрактный образ-заместитель, наша задача - методом моделирования- стимулировать мозг ребенка на развитие продуктивной памяти. Например, в литературном чтении моделируем обложку произведения: формируем понятия жанр, тема, автор, название произведения, начиная с первых уроков литературного слушания. В тетрадях Ефросининой по литературному чтению очень много разных видов моделей, способствующих развитию творческого мышления учащихся.
Математическая задача – это особая область моделирования. Так как этот метод является весьма эффективным и наглядным средством обучения решению текстовых задач школьников и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса. К каким только видам моделей не прибегает учитель, но каждая модель преследует свои цели: (слайд13), (слайд 14)
- Для понимания условия;
- Подсказка для решения;
- Для составления обратных задач;
- Для выбора разных способов решения.
Таким образом, модели могут использоваться
- как эффективные средства наглядности;
- как средство запоминания учебного материала;
- модели-схемы содержания учебной темы используются для введения учащихся в эту тему (так делал еще В.Ф. Шаталов, помните «листы опорных сигналов»), но они должны быть ясными и понятными учащимся.
- При использовании метода моделирования идет активное формирование универсальных учебных действий.
Поэтому, применяя моделирование, идет развитие психических процессов: к восприятия, памяти, воображения и мышления ( сравнение, анализ, синтез),
Таким образом, метод моделирования в учебном процессе используется как важнейший метод познания и как учебное средство для многих дидактических целей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод моделирования
В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, н...
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Использование метода моделирования в начальной школе
Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при о...
Использование метода моделирования в начальной школе.
Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие...
Методическое применение метода моделирования
Методическое применение метода моделирования Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для реализации следующих целей:- построения модели ориентировоч...
Мастер-класс "Метод моделирования"
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию рассмотреть метод моделирования в теории и практике....
«Метод моделирования как способ развития познавательных способностей младших школьников»
Объект проектной деятельности: развитие познавательных способностей младших школьников.Предмет проектной деятельности: технология применения метода моделирования.Цель проекта: разработать программу вн...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо большое! Очень
Спасибо большое! Очень полезная статья!