Проект "Школа ступеней Радуга"
проект

Позднякова Галина Геннадьевна

Данный проект направлен  на  организацию  системы возрастной  школы  (ступеней  обучения),  ориентированной  на  обучение, воспитание и развитие учащихся с учѐтом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических) особенностей, образовательных потребностей  и  возможностей,  личностных  склонностей  путѐм  создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для развития и становления субъектности личности. Ключевым элементом проекта является совершенствование школьного  уклада  на  основе  ключевой  идеи  (ФГОС  общего образования) – самоопределения на саморазвитие и самосовершенствование.

Инновационность  заключается  в  поэтапном  создании  интегрированного образовательного пространства по следующим направлениям:

1. «Пространство школы».

2. «Дидактическая система».

3. «Педагогическое сообщество».

Сайт школы МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»

https://mujishcola.yam.eduru.ru/Servicefgffg3

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Школа ступеней Радуга"50.27 КБ

Предварительный просмотр:

Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МУЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

имени Н.В. Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ  имени Н.В. Архангельского»

629640 ЯНАО, Шурышкарский район с. Мужи, ул. Истомина, 9 тел. (34994) 21-2-53

Проект

«Школа ступеней «Радуга»

Руководитель проекта:

Позднякова Галина Геннадьевна,

учитель начальных классов

 

Паспорт

комплексного проекта «Школа ступеней» в системе образования

МБОУ «Мужевской СОШ имени Н.В. Архангельского»

1

Участники проекта

Ворсина Оксана Валерьевна

Аминова Гульнариса Холюшовна

Буславьева Марина Валерьевна

Хабибулина Руфа Хантимировна

Шарапова Гульназ Насировна

Палкина Нелли Ильинична

Позднякова Галина Геннадьевна

Лонгортова Татьяна Валериановна

Пирогова Эльвира Васильевна

2

Цель проекта

Создание условий для раскрытия личности учащегося, поддержки и развития его способностей через организацию работы творческих площадок.

3

Задачи проекта

1. Реализация деятельности творческих площадок.

2.Создать условия возрастосообразного образовательного  пространства.

3. Совершенствовать дидактическую систему, направленную на достижение образовательных целей.

4. Освоение и применение педагогических технологий необходимых для работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,  дети-сироты.

4

Сроки реализации проекта

2019-2024 годы

5

Краткое описание проекта

Данный проект направлен  на  организацию  системы возрастной  школы  (ступеней  обучения),  ориентированной  на  обучение, воспитание и развитие учащихся с учѐтом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических) особенностей, образовательных потребностей  и  возможностей,  личностных  склонностей  путѐм  создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для развития и становления субъектности личности. Ключевым элементом проекта является совершенствование школьного  уклада  на  основе  ключевой  идеи  (ФГОС  общего образования) – самоопределения на саморазвитие и самосовершенствование. Инновационность  заключается  в  поэтапном  создании  интегрированного образовательного пространства по следующим направлениям:

1. «Пространство школы».

2. «Дидактическая система».

3. «Педагогическое сообщество».

Развитие направления «Пространство школы» в проекте реализуется через совершенствование возрастосообразного  образовательного пространства.

«Дидактическая  система»  в  проекте  рассматривается  как  совокупность взаимосвязанных   элементов,   призванных   порождать   эмерджентность (появление нового свойства), направленных на достижение образовательных целей системы в соответствии с уровнями общего образования. В этой связи в  данном  направлении  будут  конкретизироваться  целевые  ориентиры, содержание образования, формы организации урока (занятия) и внеурочной деятельности,   система   оценивания   результатов,   методы,   средства   и принципы обучения, образовательные технологии получения образования и обучения, способствующих формированию УУД.

«Педагогическое сообщество»  в проекте направлено на повышение уровня готовности педагогических работников для реализации конкретизированных целевых ориентиров, обозначенных «дидактической системой», на развитие и саморазвитие профессиональных компетентностей педагога в соответствии с выявленными затруднениями, в том числе посредством сетевого взаимодействия.

6

Ключевые мероприятия

Разработка проекта (создание паспорта проекта)

Ежемесячная  работа площадок по направлениям:

«Юный химик»  (Палкина Н.И.)

«Фитобар» (Шарапова Г.Н., Лонгортова Т.В.)

«ЛабораториУм»  ( Буславьева М.В., Ворсина О.В.)

«Динамика жизни» (Пирогова Э.В., Аминова Г.Х.)

«Яркое пятно» (Позднякова Г.Г., Хабибулина Р.Х.)

Информационное сопровождение (Позднякова Г.Г.)

Реализация проекта на подготовительной группе ДОУ «Олененок»;

Реализация проекта на подготовительной группе ДОУ «Буратино»;

Реализация проекта на подготовительной группе ДОУ «Аленушка»;

Экскурсия 4-х классов в среднее звено.

Подготовка отчета по проделанной работе.

7

Планируемый результат

1.Совершенствование основных направлений системы  «Школа ступеней» в логике требований ФГОСС ДОО, ФГОС ООО.

2.Положительная динамика развития системы «Школа ступеней» по выделенным направлениям и уровням общего образования.

3.Наличие «стажировочной площадки» по внедрению «Школа ступеней» в МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского».

4.Наличие репозитория продуктов для дальнейшего распространения  в сети системы «Школа ступеней».

8

Реализация школьного проекта

Сайт школы МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»

https://mujishcola.yam.eduru.ru/Servicefgffg3 

Актуальность инновационного образовательного проекта.

     Актуальность проблемы и темы проекта состоит в том, что приоритетной целью нашей работы, является - развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса.

Эта цель направлена на развитие воспитательной системы нашей школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям. Мы, как и многие учебные заведения, определяем её через виртуальное понятие «модель идеального выпускника»: наш выпускник может обладать следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;
  • созидательная ценностная направленность;
  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;
  • творческое отношение к действительности.

Данный проект реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Детское творчество - это новый мир. Это нечто таинственное, которое вселяется в каждом ребенке с его рождением. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить. Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Перед учителем вырастает задание чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и инициативным, думающим человеком, успешным,  способным на творческий подход к любому делу.

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

Школой разработан проект «Школа ступеней Радуга»,  который представляет собой скоординированный алгоритм действий, направленный на организацию мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Проект     ориентирован на учащихся, учителей и  родителей.  Связан с разработкой оптимальной для школы образовательной программы, где диалоговые и коммуникативные технологии занимают ведущее место. Важным моментом реализации программы являются индивидуальная  и групповая работа с учащимися, активизация их познавательных возможностей и творческого потенциала, организация работы по формированию у учащихся  и их родителей опыта выбора, выбора индивидуального образовательного маршрута  на средней   и старшей ступенях образования. Создание условий для проявления творческого потенциала учащихся через участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных состязаниях.

Основная цель инновационного образовательного проекта:

Создание условий для раскрытия личности учащегося, поддержки и развития его способностей через организацию работы творческих площадок.

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

- обеспечение  доступных условий для воспитания гармонично развитой и социально- ответственной личности.

Задачи проекта:

1. Реализация деятельности творческих площадок.

2.Создать условия возрастосообразного образовательного  пространства.

3.Совершенствовать дидактическую систему, направленную на достижение образовательных целей.

4. Освоение и применение педагогических технологий необходимых для работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,  дети-сироты.

Содержание  проекта «Школа ступеней Радуга»

 реализован в рамках работы творческих площадок для учащихся начальных классов:

        

Название площадки

Цель площадки

Задачи площадки

Ответственные

учителя нач. классов, учитель музыки

1

«Динамика жизни»

Профилактика утомляемости учащихся, а также удовлетворение потребности младших школьников в движении.

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей (состояния опорно-двигательного аппарата, зрительной и нервной систем);

- совершенствовать необходимые в повседневной жизни навыки посредством освоения физических упражнений и подвижных игр;

- способствовать принятию здорового образа жизни и осознанного отношения к физической культуре и спорту;

- стимулировать интерес к активным формам отдыха, подвижным играм.

Аминова Г.Х. Пирогова Э.В.

2

«Юный химик»

Формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений;

Приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с химическими веществами;

Развитие представлений у учащихся о химических явлениях с помощью экспериментирования

- формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

- развивать конструктивное мышление и сообразительность.

Палкина Н.И.

3

«Яркое пятно»

Формирование творческой личности.

Развития и формирование мелкой моторики.

Развивать наглядно-образное мышление,

-наглядно-действенное мышление.

-развивать чувство ритма, цвета, гармонии, эстетическую отзывчивость на прекрасное в действительности;

-конструктивные способности, творческие способности;

воспитывать художественный вкус, любовь и интерес к народному искусству, патриотизм;

-воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру

Хабибулина Р.Х.

Позднякова Г.Г.

4

«Фитобар»

Расширение кругозора, обогащение знаниями в области использования и эффективности применения лекарственных растений в профилактике  заболеваний.

Узнать об истории использования лекарственных растений и их роли в жизни человека.

Исследовать на себе и окружающих полезное влияние лекарственных растений на организм человека, применить чайные сборы в домашних условиях

Сформировать представление о профилактики простудных заболеваний и необходимости укрепления иммунной системы организма человека.

Возродить и изучить народные способы лечения лекарственными растениями.

Составить справочник рецептов приготовления и употребления фито-чая.

Шарапова Г.Н.

Лонгортова Т.В.

5

«ЛабораториУм»

Пробудить интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.

- способствовать формированию начальных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве и др.)

- развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения

- воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых.

Ворсина О.В.

Буславьева М.В.

Психологическая концепция.

   Наиболее важными аспектами психологического сопровождения  проекта являются:

- учет интересов каждого ребенка;

- добровольность посещаемости занятий;

- индивидуальный подход к каждому;

- учет  психологических особенностей;

   Все это в свою очередь, способствует формированию

-  позитивной «Я – концепции»  учащихся.

- открытости учащихся,  что позволит создать «ситуацию доверия» и  более эффективно проводить  внеаудиторные занятия в кружках, секциях, клубах, студиях по интересам;

-  работы коллектива  в инновационном режиме, создания условий для научно-исследовательской, познавательной  деятельности.

  Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в школе.

Основные направления реализации проекта.

1    Анализ существующих, разработка, апробация и внедрение модернизированных образовательных программ дополнительного образования.

2.    Создание условий для освоения обучающими стандартов нового поколения и раскрытия интеллектуального и творческого  потенциала

3.    Создание насыщенной информационной среды, в том числе и за счет внедрения новых технологий: ИКТ, онлайн - модульных, рейтинговых, проектной деятельности

4.    Активное использование проектной деятельности и социальных практик

5.    Создание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения

6.    Создание условий для участия обучающихся учителей и родителей школы в  Интернет - проектах

7.    Расширение образовательных услуг

8.    Создание системы интерактивного и дистанционного обучения.

9.    Совершенствование системы мониторинга и школьного аудита, позволяющего управлять процессом повышения качества.

Ожидаемые результаты

      В результате реализации проекта будет

- сформирована  система работы с каждым ребенком;

- создана база для развития одаренности и таланта в современных условиях;

- усовершенствована  форма работы по профориентации;

- сформирован  банк данных « Одаренные дети»;

- увеличится число одаренных детей;

- повысится  квалификация  педагогов, которые работают по реализации проекта.

Критерии оценки:

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самореализация личности

1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

2.Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

3.Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

4. Мотивационная  сфера.

Тест оценки потребности в достижении, папка достижений уч-ся, тест « Исследование школьной мотивации»

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей образовательным проектом.

1.Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках проекта.

2. Комфортность, защищенность  одаренных детей, детей с ОВЗ

 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своих детей.

Анкетирование

Конкурентоспособность  учащихся

1.Эффективность и качество подготовки  уч-ся.

2.Участие уч-ся и педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

3.Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методика статистического анализа данных, их динамика

План работы на 2020-2021 учебный год

Динамика жизни

Юный химик

Яркое пятно

Фитобар

ЛабораториУм

сентябрь

Динамическая пауза во время дистанционного обучения.

Огромные «взбитые сливки»

«Осенняя фантазия», моделирование на плоскости из цветной бумаги

Чай.

Разновидности чая, виды классификации

ЛабораториУМ (тема: Температура (теория)

октябрь

Флешмоб на свежем воздухе «Делайте зарядку!»

«Свойства воды»

Конкурс рисунков «Осторожно, Ковид!», оформление стенда

Чай с душицей и мятой.

Профилактика коронавируса.

Информационное сообщение о многолетних травянистых растениях.

ЛабораториУМ (тема: Температура (лабораторная работа, проведение опытов)

ноябрь

Динамическая минутка «На холодном Ямале»

«Фильтр для воды»

Мастер-класс, плакат «С праздником, наши мамы!»

Клюквенный морс.

Создание буклета

«Витамины нашего края».

ЛабораториУМ (тема: Свет (теория+ опыт)

декабрь

Спортивный Новый год (эстафета).

«Рисуем на молоке»

«Как встречают Новый год, люди всех земных широт», Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Витаминный чай «березовая чага»

Символ России «Русская берёза», чтение стихов о берёзе, приуроченная ко Дню района и Округа.

ЛабораториУМ (тема: Электричество (теория+ опыт)

январь

Оздоровительная переменка «Осанка – стройная спина».

«Кислый дождик»

«Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования.

Чай из плодовых культур (шиповник, вишня)

Решение тематического кроссворда и отгадывание загадок «Плодовые растения».

ЛабораториУМ (тема: Кислотность (теория+ опыт)

февраль

Упражнения для мальчиков «Бравые, отважные».

«Неугомонные зернышки»

«Моделирование из ватных дисков»

Компот из красной рябины.

Плетение феничков из ягод рябины.

ЛабораториУМ (тема: Магнитное поле (теория+опыт)

март

Игротека «Вместе веселей!»

«Мыльные пузыри»

Мастер -  класс «Волшебные пальчики»

Чай «Каркадэ»

Изготовление аппликации из листьев каркадэ.

ЛабораториУМ (тема: Пульс (теория+ опыт)

апрель

Игра «Светофор здоровья».

«Зубная паста для слона»

«Встречаем весну», рисование ватными палочками.

Чай  из ягод и листьев смородины.

Чем полезен чай со смородины. Состав, польза, ферментация.

Лабоаториум (тема: Сила (теория+опыт)

май

День здоровья

«Дождь в банке»

«Кляксография» - нетрадиционные уроки рисования.

Чай с ромашкой.

Ромашка - символ семьи, верности и любви. Наши ромашки к международному Дню семьи.

ЛабораториУМ (тема: Звук (теория+опыт)

План работы на 2021-2022 учебный год

Динамика жизни

Юный химик

Яркое пятно

Фитобар

ЛабораториУм

сентябрь

Динамическая пауза «Осень в гости к нам пришла».

Торнадо в бутылке

«Осенняя фантазия», моделирование на плоскости из осенних листьев

Иван-чай

Введение

  • Что такое электроприборы Легко ли получить электричество?

октябрь

Математическая игра со зрительными ориентирами.

Неньютоновская жидкость

Конкурс осенних композиций 1-4 класс

Брусничный морс

Как накопить эл-во и где его можно накопить?

Проводим опыты. Как накопить эл-во и где его можно накопить?

Проводим опыты

ноябрь

Музыкальная минутка «Делай, как я!»

Зловещая рука

Мастер-класс, плакат мамы всякие нужны, мамы разные важны!»

Мята лесная

Конденсатор (эксперименты с конденсатором)

декабрь

Оздоровительная переменка "Дед мороз, будь здоров!"

Радуга в стакане (неперемешивающиеся жидкости)

«Как встречают Новый год, люди всех земных широт», Мастер класс «Новогодняя игрушка»

Клюквенный морс

Что такое звук?

январь

Пантомима и здоровье.

Гидрофобный песок

«Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования.

Чай с медом

Конструирование роботов.

Что такое робот?

февраль

Игровая программа «Аты-баты, шли солдаты!»

Фараонова змея

Нетрадиционная техника рисования.

Зеленый и черный чаи

Робот Сумоист

Сборка робота

март

Динамическая пауза «Классные девчонки!»

Дрессированный осьминог

Мастер -  класс «Волшебные пальчики»

Чай с чабрецом

Веселые дятлы

Сборка робота дятла

апрель

Подвижные игры «Путешествие в космос»

Желейный прыгун

«Запусти ракету в космос»

Чай с лимоном

Кусачий крокодил

Сборка робота.

Измерить ритм

Друг для робота.

Сборка мотоцикла

Движение мотоцикла

май

Флешмоб «День здоровья»

Бешеные червячки

Нетрадиционная техника рисования. Рисуем ногами.

Викторина «Зеленая аптека»

Свободное конструирование

Этапы реализации проекта.

1 этап.  2019г.-2020. Диагностико - прогностический, методологический.

Создание:

1. банка данных по одаренным детям;

2. банка творческих работ учащихся;

3. банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

4. рекомендаций по разработке индивидуальных  учебных планов;

5. Обогащение материально – технической базы.

Организация:

• внеклассной работы, соответствующих интересам учащихся;

• деятельности научно- исследовательской работы;

2 этап. 2020 -2022 Деятельностный.

1. Работа по  индивидуальным программам  для детей повышенного уровня обучаемости.

2. Работа по площадкам проекта.

3. Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.

4.  Внедрение метода проектов и метода «Портфолио».

5. Проведение  выставок  детского творчества.

 

3 этап: 2023. Аналитический

1. Создание банка педагогического опыта в работе с детьми.

2. Выпуск методического сборника..

3.  Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.

4. Творческие отчеты учеников.

5. Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.        

Мы в социальных сетях:

Сайт школы МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»

https://mujishcola.yam.eduru.ru/Servicefgffg3 

https://mujishcola.yam.eduru.ru/media/2020/10/20/1241923126/Proekt_-_Shkola_stupenej_-_Raduga.pdf 

https://mujishcola.yam.eduru.ru/news/59784422 

Социальная сеть ВКонтакте: https://vk.com/public188412927


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени

Здоровьесбережение  школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования  второго поколения...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Инновационный проект "Школа ступеней "РАДУГА

В системе образования МБОУ ,,Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского реализается инновационный проект "Школа ступеней "РАДУГА". ...

Проект "Школа ступеней Радуга"

Данный проект направлен  на  организацию  системы возрастной  школы  (ступеней  обучения),  ориентированной  на  обучение, воспитание и развитие учащихся с...

Проект "Школа ступеней Радуга"

На площадке «Юный химик» школьного проекта «Школа ступеней Радуга» ребята провели веселый, красивый и занимательный химический эксперимент, который запросто можно повторить в д...

Проект "Школа ступеней Радуга" "Мы этой памяти верны" Квест-игра

laquo;Мы этой памяти верны!» - под таким названием для учащихся 1-4 классов в рамках проекта «Школа ступеней Радуга прошла тематическая Квест-игра, посвященная празднику 9 мая «День...