Когда нужно дивергентное мышление?
методическая разработка (2 класс)

Платонова Дарья Андреевна

Дивергентность - «способность мыслить в разных направлениях», отвечает искомому явлению выхода в более широкое «пространство». Стоит ли  развивать такое мышление и с помощью чего мы будем это делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дивергентное мышление383.73 КБ

Предварительный просмотр:

Когда нужно дивергентное мышление?

Начнём с определения дитвергентности.

Дивергентность - «способность мыслить в разных направлениях», отвечает искомому явлению выхода в более широкое «пространство». Один из основных показателей дивергентности - оригинальность. Действительно, продуктивный процесс всегда приводит к оригинальному результату, по-новому раскрывающему исследуемый предмет (из материалов лекций). То есть, это не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т.е. способность видения других атрибутов объекта.

С этим разобрались, даже осознали. Идём дальше, когда такое мышление может быть необходимо?

Например, школьникам, дивергентность поможет в мозговых штурмах (когда идет генерация идей); исследовательских работах; в заданиях, где нужно найти и решить какую бы то ни было проблему; задания на классификацию, может быть, предметов или картинок; в творческих мастерских. Дети, обладающие дивергентным мышлением хорошие командиры команд, т.к. сумеют подстроиться под каждого члена команды. На уроках литературы такие дети всегда активно будут отвечать на вопросы по содержанию текста, их не придётся заставлять, им это интересно.

В нестандартных ситуация, ребенок с помощью дивергентного мышления может решить самостоятельно свою проблему. Тут поподробнее. Например, он забыл дома ключи, а родители на работе. Ребенок стоит и перебирает варианты, что ему сделать: можно пойти к соседям, попросить телефон позвонить родителям, можно остаться и ждать родителей на лестнице, можно выйти во двор и погулять с друзьями (до прихода родителей). Мышление поможет ребенку понять, какое его решение будет более удачным, тем самым решив такую житейскую проблему.

В общем, дивергентное мышление очень полезно. Мне стало интересно понаблюдать за моими учениками и посмотреть, сколько из них им обладают. По умолчанию, дивергентное мышление является базовым, но если его не развивать оно теряется.


Задание № 2

3 эвристических задания

Русский язык 2 класс

Тема: «Слово и предложение»

На доске написано следующее «мы», «ходили», «в парк», «на», «вчера», «гулять».

«погода», «нас», «хорошая», «радовала».

«ждал», «сюрприз», «дома», «меня».

Придумайте предложения.

Литературное чтение 2 класс

Тема: «Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»»

В качестве проверки домашнего задания, читаю вариант сказки, с неточностями:

«Жил у нас в доме маленький худенький кот — Иваныч: деловитый, важный…».

После прочтения мной неправильной сказки, задаю вопросы. Мол, узнали сказку? (не совсем) Почему? Сколько же тут ошибок? Исправьте меня.

Окружающий мир 2 класс

Тема: «Млекопитающие»

Работа по командам. Перед командами карточки, капитан подходит и вытягивает одну карточку. На карточке иллюстрация с млекопитающим. Капитан возвращается к команде, им дается 5 минут, вспомнить, что они помнят об этом звере. Далее капитан озвучивает рассказ. За следующей карточкой подходит капитан другой команды.


Задание №3

Креатив-бой

Так как для креатив-боя лучше, когда в команде дети разных возрастов, я бы попросила посодействовать 2- классников.

Задание для 1 – 2 классов, для урока технологии.

У каждой команды на столе учебник по технологии за 1 класс с текстом. Учитель, то есть, я читаю текст, дети следят.

https://sun9-26.userapi.com/c206716/v206716479/c04f2/nrX9jJ7C_t0.jpg

 На слайде вопрос «Как поступишь ты, если рассыпались иголки?». Детям дается время 5-7 минут.

Еще можно попросить придумать конец сказки.


Задание №4

Описание различных ситуаций

Ситуация, трудная для самого ребенка.

Из личного опыта.

Я была в 3 классе. С математикой отношения начинали портиться. Не думайте, я была прилежна, но задачи на движение мне не давались.

Мама наняла репетитора, раз в неделю по понедельникам я ходила на занятия. К сожалению, тему в школе нам объяснили в середине недели, домашнее задание нужно было выполнить на следующий день. Конечно же, у меня возникли трудности с выполнением. Мама пыталась помочь, объяснить, но ничего не получалось. Параллельно она кричала, что у меня есть репетитор, что я должна сама справляться с ДЗ, ведь оно мое. Я плакала, извинялась, что так получилось и в конце концов мы выполнили задание.

После этой ситуации я безумно стала бояться не справиться с чем-то = огорчить маму, у меня начиналась паника при выполнении домашки и не только дома. Это заметил мой учитель.

Учитель вызвала мою маму на беседу. После меня наказали, не знаю за что. Сидела дома и читала книжки, пока все гуляли.

Конечно, моя мама могла спокойно мне помочь с домашним заданием. Потом бы объяснить, зачем мне репетитор. Посоветовать мне подойти к учителю за помощью.

Ситуация, возникшая в игре.

Из личного опыта.

В детстве у меня была подружка. Каждые выходные мы ходили в гости к друг другу, по очереди. Вот прихожу я к ней в гости. Дома у нее только папа. Мы уходим играть в комнату и тут она вспоминает, что на днях у нее закончился ремонт в ванной, приглашает меня посмотреть. В общем, в итоге, нам в ванной понравилось и было принято решение остаться там, играть.

В процессе игры мы баловались водой, что конечно же, не понравилось папе моей подруги. Он на нас наругался. Назвал нас безответственными. Он был прав, но мы тогда просто заигрались.

Папа моей подруги мог зайти и предложить нам заняться чем-то другим или поиграть в ту же игру, но в комнате.

Ситуация проверки взрослого.

Предположу следующую ситуацию.

Медосмотр в школе, ребенок балуется. Медсестре нужно узнать его рост. Она сначала все переводит в шутку, но с течением времени ей начинает не нравится эта игра. В итоге, она угрозой добивается послушания ребенка.

Ребенок проверил границы, но стоило ли угрожать? На мой взгляд, это – недейственный способ достичь послушания ребенка. Она должна была мягко, но однозначно подтвердить наличие границ, объяснить почему они есть и зачем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой ребенок часто болеет, как закаливать ребенка? Когда нужно начинать закаливание?

Все, что вам нужно знать о том, как закаливать ребенка!  Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос здоровым, крепким и веселым. А делают ли родители все, для того чтобы дети не болели?...

дивергентное мышление

хой талалыг боданыышкын...

Развитие креативности мышления младших школьников посредством использования в процессе обучения дивергентных задач

Известно, что младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность, творить, создавать, т.е....

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9495595","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"354","width":"474"}}]]Статья поможет родителям разобраться, нужна ли их ребенку помощ...

"Когда нужны скобки"

Формирование понятия «математические скобки» как знак для записи объединения величин и последующего действия над ним, конструирование общего алгоритма по выполнению порядка действий в выра...

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности

Консультация для родителей, в каком возрасте необходимо начинать обучение финансовой грамотности...

ПАМЯТКА " КОГДА НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ - ДЕФЕКТОЛОГУ?"

ПАМЯТКА СОДЕРЖИТ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....