Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.
учебно-методическое пособие

Ткаченко Елена Анатольевна

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

/памятка учителю/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках.

/памятка учителю/

№ приёма

Содержание приёма.

1

        Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

2

        Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.      

         Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

3

Выполняется в 2 шага. 

       Сначала учитель выявляет представление обучающихся  с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». 

       Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.  

4

      Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает  у школьников явное затруднение.

5

      Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание  не похоже         на предыдущие.

(ребята выполняют работу по ранее применённому алгоритму)

6

Самый сложный, т.к. выполняется  (как и приём 3) в два шага. 

       Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.

       Затем (шаг 2) учителю требуется  доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение.

Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. 

       Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.

Из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

Учитель сам ставит и решает проблему.      

Примеры:

  1. Урок «Математики» 2 класс.

Познакомить  учащихся с получением долей и их обозначением; учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения

  1. Урок «Русского языка». 2 класс.

Тема «Перенос слов». Учитель говорит о том, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем их переносят. Дети выдвигают разные предположения. Идеи детей и учителя  записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги;

Учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя

  1. Урок «Математики». 

«Понятие о равенствах и неравенствах».

Учитель просит ребят списать в один столбик математические высказывания со знаком =, а в другой – математические выражения со знаком < , >. читель просит ребят дать математическим высказываниям каждого столбика свои названия;

Учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

  1. Урок «Математики».

Тема «Умножение двузначного числа на трёхзначное». Учащиеся уже умеют умножать двузначное число на двузначное, поэтому умножение на трёхзначное число у ребят не составит проблем.

Учитель  только,  дополняет алгоритм умножения двузначного числа на трехзначное число.

  1. Урок «Окружающий мир».

Учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал. Затем даёт задание нарисовать дом или машину в натуральную величину.  Ученики понимают, что  это невозможно.  Под  руководством учителя,  они приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.

ПРИМЕРЫ

  1. Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением».

мет

Приём

Ситуация

Русский язык.

 3 класс.

№ 1

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

 По заданию учителя ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других – нет).

Учитель: 

Что вы можете сказать об этих словах?

Что интересного заметили?  (побуждение к осознанию противоречия)

Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова»)

Окружающий мир.

3 класс

№ 1

Лена: грибы не могут передвигаться, значит, они – растения.

Миша: грибы не зелёные, значит они – животные.

Учитель:

Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к созданию противоречия).

Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы).

Что такое грибы: растения или животные?

Итак, тема урока…? («Грибы. Что такое грибы?»)

Математика.

2 класс

Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21

Учитель:

Вижу, вы удивлены (реакция удивления) Почему?

Ученики:

-  Примеры  одинаковые, а ответы разные!

Учитель:

- Значит,  над каким вопросом подумаем?

Ученики:

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Русский язык.                

  3 класс.

№ 2

Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников,    

 а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.      Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший  

 в результате этого разброс мнений обычно вызывает       у школьников удивление.

Учитель: 

От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик (класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: 

Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Учитель: 

Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (условия выбора того или иного суффикса). Какой будет тема урока?

Ученики: 

«Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК».

Окружающий мир.              

  2 класс

№ 2

 

Учитель:

Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Маша и папа поедут в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей).

Посмотрим, как группы выполнили задание. (разные мнения вызывают реакцию удивления).

Задание я вам дала одно, а вы как его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы)

Какая сейчас погода в Австралии?  (проблема как вопрос)

Математика.  

3 класс

№ 2

 

Учитель:

Решите примеры. Вспомните алгоритм.  Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради.

(Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:

367 – 143,   534 – 216,   328 – 174.

Далее следует практическое задание на новый материал). Решите следующий пример, работайте на листочках.

(фронтально решают пример:

400 – 172).

Решили пример? (побуждение к осознанию противоречия).

Ученики:

- Да, решили.

 

№ 2

 

Учитель:

  • Какие получились ответы? (называют разные ответы) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да).

А ответы получились какие?

  • Ученики:
  • Разные.
  • Учитель:
  • Почему?
  • Ученики:
  • Мы ещё не решали такие примеры.
  • Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?
  • Ученик: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
  • Учитель: Значит, какие примеры мы будем учиться решать?
  • Ученики: Примеры на вычитание трёхзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
  • Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

 

Окружающий мир.                          

  2 класс.

№ 3

Выполняется в                              2 шага.

Сначала учитель выявляет представление обучающихся     с помощью вопроса или практического задания                        «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.  

Учитель: 

Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: 

Очень мало, почти нет. (Шаг 1)

Учитель: 

Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле – шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление).

Учитель: 

Что вы сначала сказали?

Как мы привыкли представлять себе пустыню?

А как на самом деле?

Что узнали из текста?

 Какая  же возникает проблема?

 В чём мы должны разобраться?

Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

  

Русский язык.  

3 класс

№ 3

     

Учитель:

На доске  2 столбика слов: 1 столбик – редкий, мягкий, лёгкий; 2 столбик – редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?

Ученики: Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, во втором – наречия.

Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.

Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание – О в наречиях. Вспомните, что такое наречие?

Ученики: Это неизменяемая часть речи.

Шаг 2.

Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть?

Ученики: Окончания.

Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу «О»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) Что же такое «О» в наречии? (проблема как вопрос) 

  1. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением».

Предмет

Приём

Ситуация

Русский язык.

 3 класс.

№ 1

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

 По заданию учителя ученики читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет 2 противоречивых факта (в одних словах «т» произносится, в других – нет).

Учитель: 

Что вы можете сказать об этих словах?

Что интересного заметили?  (побуждение к осознанию противоречия)

Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Почему в некоторых словах «т» не произносится?

И тема урока сегодня? («Непроизносимые согласные в корне слова»)

 

Окружающий мир.

3 класс

№ 1

Лена: грибы не могут передвигаться, значит, они – растения.

Миша: грибы не зелёные, значит они – животные.

Учитель:

Что вас удивляет в диалоге наших героев? (побуждение к созданию противоречия).

Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы).

Что такое грибы: растения или животные?

Итак, тема урока…? («Грибы. Что такое грибы?»)

Математика.

2 класс

№ 1

Учитель делает на доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21

Учитель:

Вижу, вы удивлены (реакция удивления) Почему?

Ученики:

-  Примеры  одинаковые, а ответы разные!

Учитель:

- Значит,  над каким вопросом подумаем?

Ученики:

- Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

Русский язык.                

  3 класс.

№ 2

Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников,    

 а не предъявлять ребятам чужие точки зрения.      Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший  

 в результате этого разброс мнений обычно вызывает       у школьников удивление.

Учитель: 

От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик и –щик (класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.

Ученики: 

Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.

Учитель: 

Итак, что же получается? Задание я вам дала одно, а вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия). Почему так вышло? Чего мы не знаем? (условия выбора того или иного суффикса). Какой будет тема урока?

Ученики: 

«Правописание суффиксов –ЧИК и –ЩИК».

Окружающий мир.                 2 класс

№ 2

 

Учитель:

Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Маша и папа поедут в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей).

Посмотрим, как группы выполнили задание. (разные мнения вызывают реакцию удивления).

Задание я вам дала одно, а вы как его выполнили? (побуждение к осознанию противоречия)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем? (побуждение к формулированию проблемы)

Какая сейчас погода в Австралии?  (проблема как вопрос)

Математика.  

3 класс

№ 2

 

Учитель:

Решите примеры. Вспомните алгоритм.  Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради.

(Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:

367 – 143,   534 – 216,   328 – 174.

Далее следует практическое задание на новый материал). Решите следующий пример, работайте на листочках.(фронтально решают пример:(400 – 172).

Решили пример? (побуждение к осознанию противоречия). Ученики:

- Да, решили.

 

№ 2

 

Учитель:

  • Какие получились ответы? (называют разные ответы) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да). А ответы получились какие?
  • Ученики:Разные.
  • Учитель:Почему?
  • Ученики:Мы ещё не решали такие примеры.
  • Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?
  • Ученик: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
  • Учитель: Значит, какие примеры мы будем учиться решать?
  • Ученики: Примеры на вычитание трёхзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
  • Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

 

Окружающий мир.                          

  2 класс.

№ 3

Выполняется в                              2 шага.

Сначала учитель выявляет представление обучающихся     с помощью вопроса или практического задания                        «на ошибку». Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.  

Учитель: 

Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

Ученики: 

Очень мало, почти нет. (Шаг 1)

Учитель: 

Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. (Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле – шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление).

Учитель: 

Что вы сначала сказали?

Как мы привыкли представлять себе пустыню?

А как на самом деле?

Что узнали из текста?

 Какая  же возникает проблема?

 В чём мы должны разобраться?

Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне?

  

Русский язык.  

3 класс

№ 3

     

Учитель:

На доске  2 столбика слов: 1 столбик – редкий, мягкий, лёгкий; 2 столбик – редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?

Ученики: Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, во втором – наречия.

Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.

Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание – О в наречиях. Вспомните, что такое наречие?

Ученики: Это неизменяемая часть речи.

Шаг 2.

Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть?

Ученики: Окончания.

Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу «О»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) Что же такое «О» в наречии? (проблема как вопрос) 

Предмет

Приём

Ситуация

Математика.  2 класс.

№ 4

Учитель предлагает задание,                         не выполнимое вообще.                     Оно вызывает               у школьников явное затруднение.

Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем даётся задача: «На одну рубашку пришивается  9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?» – практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.

Математика.  2 класс.

№ 5

Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. это задание  не похоже на предыдущие.

Учитель:

- На  доске дан ряд чисел.

- Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.

(дети легко справляются с этим заданием, способ выполнения которого уже известен).

- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

 (дети испытывают затруднение).

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же это задание не получилось?

- Чем оно отличается от предыдущего? (побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока?

Ученики:

Умножение двузначного числа на однозначное.

Математика.

3 класс.

№ 6

Самый сложный, т.к. выполняется  (как и приём 3) в два шага.

Сначала (шаг 1) учитель даёт задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания.

Затем (шаг 2) учителю требуется  доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После этого у ребят возникает затруднение. Первый шаг заставил учеников ошибиться, а второй – разоблачить эту оплошность. Разница в том, что в приёме № 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребёнка, а в приёме 6 – из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.

Учитель:

Сравните углы (на доске изображение прямого, острого и тупого углов. Ученики легко выполняют задание).

А каким способом вы сейчас сравнивали углы? (Ответ: на глаз. Далее шаг 1. На доске два примерно равных угла – практическое задание, сходное с предыдущим). Теперь сравните такие углы.

Ученики:

Они одинаковые. (выполняют задание, применяя известный способ).

Учитель:

Каким способом сравнивали?

Ученики: (на глаз)

 

Математика.

3 класс.

 

 Учитель:

Можете ли вы утверждать, что это точный способ?

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда можно ли утверждать, что эти углы равны?

Ученики: Нет. Далее шаг 2. Дети осознают, что задание не выполнено, возникает реакция затруднения). Итак, что вы хотели сделать:

Ученики: Сравнить углы.

Учитель: Какой способ применили?

Ученики: Визуальный.

Учитель: Выполнили задание?

Ученики: Выполнили, но не можем утверждать, что этот способ точный. (побуждение к осознанию противоречия)

Учитель: Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы)

Ученики: Сравнение углов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

мастер -класс "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных действий"

Демонстрируются приёмы создания проблемной ситуации на мотивационно-целевом этапе урока окружающего мира. Дана таблица "Методическая копилка"...

Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"

Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!...

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ...

Приёмы создания проблемной ситуации на уроках в начальных классах»

Приёмы создания проблемной ситуациина уроках в начальных классах»...