Мастер-класс "Приёмы создания проблемных ситуаций"
консультация по теме

Самохина Елена Ивановна
Как правильно создавать проблемные ситуации на уроке в начальной школе? Об этом можно узнать в предлагаемом материале!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приёмы создания проблемных ситуаций»

Основой проблемного обучения на уроках  является знакомство учащихся с новыми  фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения. 

Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя.

Чтобы ученик  осознал предлагаемую ему ситуацию как проблемную и заинтересовался ею, я выделяю  ряд специфических приемов создания проблемных ситуаций.

1) Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.

- Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?

2) Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.

- Почему у птиц клювы разной формы?

- Можно ли хвоинку назвать листочком?

3) Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых.

- Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог?

4) Создание противоречия.

 - Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения.

 - Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.

5) Организация противоречия в практической деятельности детей.

   - Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.

6) Проблемные ситуации, в которых усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия).

   - Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни?

(Ответ: зубы грызунов растут на протяжении всей жизни.)

7) Проблемные ситуации, возникающие в процессе обучения общим и специфическим способам решения задач в различных учебных предметах.

   - На доске написано слово «мухоловка». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

8) Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, между научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими.

 - Тема урока: «План и карта». Обучающимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация.

- Для каждого учителя это актуально. Почему? Ваши предположения.

Была создана проблемная ситуация методом мозгового штурма.

- Во время мастер - класса, хочу познакомить Вас с приёмами создания проблемных ситуаций.

- Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.  По типу противоречий, проблемные ситуации  делятся на:

- Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

- Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Приемы создания проблемных ситуаций 

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.

Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

 Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

 

Проблемную ситуацию можно создать на любом уроке, это я хочу Вам продемонстрировать.

1) Проблемная ситуация на уроке математик, при изучении мер длины.

- Мне нужно сравнить по длине две ленты, но линейки нет. Как это сделать?

- А что делать, если одна лента находится дома?

- Древние славяне измеряли длину саженями, локтями и вершками.

Локоть - длина от сгиба локтя до конца среднего пальца. Сажень можно отмерить, разведя руки в стороны.

- Предлагаю отмерить и отрезать 2 локтя ленты. (Вызвать 2 человека разного роста).

- Сравнить ленты наложением. Почему они получились разной длины?

- Чем удобны эти меры измерения длины?

- Чем они неудобны?

Использован приём создания проблемной ситуации с «затруднением»

2) Следующий приём можно использовать при знакомстве с новыми понятиями практически на любом уроке.

- Продолжите фразу: «Клепсидра - это…»

Зачитать варианты ответов, попросить определить, какой будет верный.

Раздаётся текст, после прочтения выяснить: «Кто был прав?»

Текст:

Много сотен лет водяные часы верно служили людям, а вот название они получили обидное: «клепсидры» - в переводе с греческого: «воровка воды» (от греческого klepto – «брать» и udor – «вода»). По капелькам влага перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько времени «утекло». Древние египтяне делали это с помощью конического сосуда, на стенках которого были нанесены отметки, соответствующие часам. Вода вытекала из сосуда с определённой скоростью, и по мере снижения её уровня время можно было узнавать по нарезкам на стенках. Единицей измерения для шкалы была мера в палец. 

С тех времен дошли до нас выражения «Много воды утекло», «Как медленно течет время»

Использован приём создания проблемной ситуации с «затруднением»

3) Возле моего дома растёт ёлка. Она очень высокая и на ней много шишек. Как-то раз,  я обратила внимание на то, что шишки иногда закрыты, иногда открыты. Помогите разобраться, какие погодные условия влияют на изменение состояния шишек.  (Продемонстрировать шишки).

- Как  можно опытным путём проверить Ваши предположения?

- Как можно смоделировать различные погодные условия в комнате?

Использован приём создания проблемной ситуации с «удивлением»

4) ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока через специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

- Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна»  знакомую всем с детства русскую народную сказку «Колобок».

- Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.    

- Какая тема урока может быть?

- Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Какую тему вы можете изучать?  (безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец",)

- Свяжите сказку с уроком окружающего мира. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

- Я продемонстрировала разные приёмы создания проблемных ситуаций. Закончить свой мастер-класс хочу такими словами: « И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться»

Когда у детей есть мотивацию к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даём!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.

Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий.  Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...

Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"

О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....