Формирование метапредметных результатов у обучающихся с ЗПР посредством комплексных диагностических работ.
статья

Иванцова Елена Анатольевна

Знакомство с результатами применения КДР в образовательной деятельности  с обучающимися  с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivantsova_e_a_.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных  результатов   у    обучающихся  с ЗПР  

посредством   комплексных диагностических работ.

     Федерльный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) предъявляет особые требования к метапредметным  результатам  освоения АООП НОО:  «…метапредметные результаты оцениваются по степени владения обучающимися универсальными учебными действиями (УУД) и готовности к их переносу на другие учебные предметы для выполнения практических задач».

       Алгоритм формирования  УУД:

1.Формирование знаний разного уровня на содержании конкретных предметов.

2.Формирование ценностных отношений к формируемым знаниям на основе осознания возможностей их применения.

3.Формирование готовности к применению знаний на основе интериоризации действий по их применению на содержании конкретных предметов.

4.Универсализация и обобщение предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов для решения учебных и практических задач.

5.Повышение уровня универсализации учебных действий на основе расширения позитивного опыта их применения в учебной, проектной и практической деятельности.

    УУД формируются постепенно, начиная с первого  класса. Для этого педагогу необходимо разработать систему   практико – ориентированных заданий, при выполнении которых обучающиеся овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, умением  планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.  

    Одним из ресурсов по формированию метапредметных результатов   является использование комплексных диагностических   работ.  Специальных готовых пособий с диагностическими работами  для обучающихся с задержкой психического развитии нет. Поэтому в работе использую готовые методические пособия различных издательств, но предварительно корректирую  многоступенчатые  инструкции для обучающихся  и  пересматриваю критерии оценивания.

     В частности, издательство «Экзамен» выпустило пособие  «Типовые задания: 10 вариантов заданий» под редакцией Ященко И.В. по математике, русскому языку, окружающему   миру.  В пособии  предлагаются  задания, выполняя их, обучающиеся приобретают навыки  работы с текстом, формируется способность  находить и применять информацию в различных ее видах  (вербальном, графическом, символическом и цифровом).

   Издательство «Бином. Лаборатория знаний» предлагает целую серию «Обучающих проверочных работ» для 1 – 4 классов, с разработанными критериями оценивания  результатов комплексной работы и системой самооценивания для обучающихся,  авторы:  Мошнина  Р.Ш., Батырева С.Г., Хиленко Т.П. Это  пособие   построено  по принципу кластерного подхода  к мониторингу достижений:  предусматривается поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема),  в  основе задания  лежит художественный текст, работая с которым обучающийся  выполняет задания по русскому языку, математике, окружающему миру.

      Издательство «Учитель» предлагает  для работы серию пособий для 1- 4 классов:  «Диагностика уровня сформированности УУД».  В пособии предложены контрольные работы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, они представлены  в форме тестов с разноуровневыми заданиями. Проследить динамику  сформированности   метапредметных результатов  помогут   разработанные  листы  самооценки и саморефлексии  для обучающихся, а также    итоговые  таблицы  с критериями оценивания.

     Можно использовать комплексную работу в полном объёме, можно брать отдельные задания, т.к. задания и вопросы из  комплексных работ по формату соответствуют Всероссийским проверочным работам.  Учебные ситуации и задания, используемые в комплексных работах, переводят знания обучающихся  из пассивных в активные, способствуют интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, помогают  лучше  осознать  изучаемый программный материал.

     В целом,  систематическое использование комплексных диагностических работ из предложенных  пособий  позволяет  мне  не только отслеживать процесс достижения каждым обучающимся метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Литература.

  1. «Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12. 2014 г. № 1598


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для проверки готовности учащихся к Комплексной диагностической работе(КДР) за курс 2 класса

Тестирование составлено по форме Краевых диагностических работ, учителем начальных классов Касапиди М.К....

Комплексная диагностическая работа для оценки достижения планируемых результатов во 2 классе

«Формы контрольно-измерительных материалов для оценки достижения планируемых образовательных результатов начального общего образования»...

Комплексная диагностическая работа для 2 класса

Составлена в соответствии с  Примерной основной образовательной программой начального общего образования соответствует ФГОС второго поколения...

анализ комплексной диагностической работы

Материал содержит рекомендации к анализу комплексной диагностической работы в 1-4 классах. Поможет педагогам построить шкалу уровней, заполнить таблицы УУД....

Комплексная диагностическая работа для 4 класса

Комплексная диагностическаая работа для 4 класса для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий....

Итоговая комплексная диагностическая работа 3 класс

Итоговая комплексная диагностическая работа. Данный мониторинг проводится в 3 классе пл программе "Школа России"...

Комплексная диагностическая работа .2 класс.

Комплексная диагностическая работа.2 класс....