Доклад на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"
консультация (3 класс)

Зайнышева Елена Владимировна

Доклад учителя на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день

Зайнышева Е.В. МОБУ СОШ №3

Применение групповой работы с элементами  сингапурской методики обучения на уроках (СЛАЙД № 1)

С введением ФГОС изменились цели современного образования. Задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,  сформировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Считаю, что наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

И именно нам, учителям начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это фундамент всего образования.

Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах.

  • На своих уроках использую  уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

В 2019 году, пройдя курсы по программе «Межпредметные технологии в организации образовательного процесса» ИРО Республики Татарстан, где были ознакомлены с сингапурской методикой обучения, продвижением которой в России активно занимается президент Союза преподавателей Сингапура Туруман Майк Марияпа. Татарстан — республика, которая начала свое сотрудничество с образовательной компанией одной из первых в РФ. Почему эта система взята на вооружение? (СЛАЙД №2) Сингапур — маленькая страна, получившая широкую известность благодаря лучшим в мире результатам школьников по математике и естественным наукам. Стабильно высокие ежегодные показатели учащихся связаны с особенностями сингапурской методики обучения, которую начали внедрять и в ряде регионов России. Методика запатентована, а это значит, что все команды нужно произносить только на английском языке, то есть так, как они звучат в оригинале. При изучении данной методики многие учителя обратили внимание, что её идеи повторяют идеи развивающей системы Эльконина-Давыдова, только в новой упаковке! (СЛАЙД № 3)

В чём же заключается сущность метода

Высокие результаты в обучении достигаются благодаря тщательно разработанной методике, которая называется сингапурской. Метод включает в себя набор формул и тезисов, которые называются структурами. Из них и строится весь урок, причем соединение структур между собой может происходить в любой последовательности.

Модель обучения направлена на повышение уровня мотивации и интереса учащихся к урокам. К алгоритмам, по которым осуществляется учеба, детей приучают еще с раннего возраста. Школьники привыкают к работе в коллективе, делают общие задания, учатся обсуждать их выполнение, вступают в дискуссии. На каждом уроке ранее созданные группы учащихся разбиваются учителем, а вместо них формируются новые.

Структура уроков 
Существуют 250 готовых алгоритмов урока, основными из которых являются 13. Все структуры имеют свои жесткие рамки, особенности и названия.
Изучение нового материала по сингапурскому методу обучения на уроках осуществляется ребятами самостоятельно. Любой учащийся по очереди играет роль учителя и ученика. Педагогом курса осуществляется полный контроль. После прослушивания представителей микрогруппы он оценивает их работу, корректирует ошибки и неточности, помогает и направляет.
Преимущества

Сингапурские практики обучения как для начальной, так и для средней школы — мощный инструмент, позволяющий учащимся не только получать знания по предмету, но и многогранно развивать свои способности.

Методики сингапурской системы в полной мере отражают разнообразие групповой работы. Например, структура менэдж мэт — система распределения школьников по командам из четырех человек. Для реализации структуры парты расставляются специальным образом: сдвигаются два стола, и ученики размещаются друг напротив друга. Сидящие за столом являются партнерами по лицу и плечу. (СЛАЙДЫ № 4, 5, 6 «Способ рассадки детей»)

Таким образом получаются не статические, а динамические пары. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения. В случае традиционной расстановки парт (не всегда мы формируем столы из двух парт), дети разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду.

При разделении класса на группы для  организации работы, использовала такие способы: (СЛАЙД №7)

  1. По желанию. Имеет свои минусы, так как непопулярные в коллективе ученики могут остаться в стороне.
  2. Случайным образом. (В результате жребия)
  3. По определенному признаку.
  4. По выбору «лидера». (Тоже есть свои минусы)
  5. По выбору педагога.

Однако в сингапурской методике существует структура под названием клок баддис, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие. Группа школьников работает над выполнением отдельного задания определенное количество времени. После того как прозвучит сигнал учителя, состав команды должен измениться. На практике это выглядит так: дети на картинке циферблата часов в определенное учителем время отмечают тех одноклассников, с кем бы они хотели встретиться в одной команде. На встрече с друзьями по часам учитель дает задание обсудить ответ на вопрос или домашнюю работу. На обсуждение заданий в составе одной группы выделяется в среднем 30 секунд, после чего ребята работают с новыми партнерами.

Следует отметить, что в сингапурской методике особую роль играет чёткий временной регламент на выполнение заданий. То есть учитель засекает время, и по его истечению подаёт сигнал. Дети привыкают к временному регламенту, что очень важно.

Ещё одна из методик, позволяющая расширить диапазон динамического состава групп- это структура стэ зе класс (переводится как перемешай класс)  (СЛАЙД №8)— дети должны свободно перемещаться по классу для сбора максимального количества мыслей и идей по своему списку. После этого ребята должны проанализировать полученные результаты и в течение 30 секунд дать ответ учителю на поставленный вопрос.

Структура микс пэа шэа — произвольные перемещения под музыку и образование случайных пар для обсуждения тем и ответов на вопросы учителя. Часто использую эту структуру в качестве физминутки. Детям очень нравится. Хотелось бы добавить, что при регулярном использовании таких «полезных физминуток» после остановки музыки ученики привыкают сосредотачиваться на вопросе, что формирует у них навыки самоконтроля и развивает внимательность и умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Вот основные правила работы в группах для обучающихся: (СЛАЙД № 9 )

  1. Проявляй активность. (В рамках сингапурской методики это правило работает в любом случае, так как обучающиеся очень активны, благодаря применению этих структур)
  2. Слушай друга, не перебивая. (Так же работает, так как существует тайм –менеджмент)
  3. Говори спокойно и ясно. (Опять же строгая регламентация)
  4. Говори только по делу. (Ограниченное время на выполнение задания не позволяет детям отвлекаться на посторонние разговоры)
  5. Говори по очереди.
  6. Реагируй жестами и знаками. (Хотелось бы отметить такие структуры как 1)Хай файф — специальный сигнал, обозначающий тишину. Используется для привлечения внимания учеников. На практике это выглядит следующим образом: учитель поднимает руку и говорит «Hi five!», а школьники в ответ должны поднять свою руку и замолчать. Этот способ учит концентрации внимания на преподавателе и дает возможность подготовиться к следующей части урока. 2) Таймд тим чир, это кричалка-девиз— перерыв на веселые упражнения для того, чтобы поощрить учащихся за работу.)
  7. Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
  8. Убедись, что в разговоре участвует каждый. (Здесь помогает схема рассадки, каждому ученику присвоен номер в группе. И это очень удобно, если отбросить эмоции по поводу данного номера)
  9. Обращайся к другу по имени.

Для формирования личности, в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения (впрочем как и 3 поколения) умеющей гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни,  способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, важно научить делать выбор и отстаивать свою точку зрения. Для этого применяется такая структура, как Конэрс — распределение учащихся по углам класса на основании выбранных ими вариантов ответов. (СЛАЙД № 10)Затем в образовавшейся подгруппе дети разбиваются на пары и доказывают своему напарнику обоснованность своего выбора) И уже в 1 классе (Конечно же, при условии целенаправленной работы с детьми по этой структуре) дети могут это сделать. (Демонстрация фрагмента видео с урока в 1 Б классе по окр. миру «Книга»)

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.  Однако в концепции сингапурской методики во время ответа школьника одноклассникам разрешено давать ему подсказки. При выставлении оценки суммируются результаты каждого участника группы из четырех человек. Мне импонирует эта концепция, так как в моём классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. И хотелось бы отметить, что групповые методы работы помогают адаптации этой категории детей и способствуют их успешному обучению.

Вот несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Таким образом у сингапурской методики немало положительных моментов:

1. Возможность задействовать и обучать на уроке весь класс одновременно.

2. Рост разнообразия форм и средств, позволяющих стимулировать творческую активность школьников.

3. Необходимость самостоятельно думать, обмениваться мнениями, дополнять ответы друг друга.

4. Развитие устной речи, коммуникативных навыков, критического мышления и креативности.

5. Возможность организации реального сотрудничества учителя и учеников.

6. Рост заинтересованности детей в обучении, улучшение качества полученных знаний.

7. Уроки несут положительные эмоции и похожи на увлекательные игры, а не на скучное «просиживание штанов».

На своих уроках я применяю элементы сингапурской системы обучения. Хочу отметить, что детям нравятся подобные уроки. Они любят и умеют работать в парах и группах. И даже если мы не расставляем столы в соответствии с требованиями данной методики, это не мешает нам развернуть детей к соседям по парте и организовать работу динамических пар и групп! (СЛАЙД №11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов коммуникативной технологии обучения в начальной школе

В  современном российском обществе учитель призван сыграть главную роль в формировании инновационного потенциала государства. Решить эту важнейшую государственную задачу сможет только творчески р...

Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в...

Урок математики в 4 классе Программа «Школа России». "Скорость. Время. Расстояние." (с элементами сингапурской методики)

Данный урок разработан с целью познакомить  учащихся с новой величиной "Скорость" и установить взаимосвязь и зависимость между величинами "Скорость, время, расстояние"...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...

Методика обучения детей начальной школы с глубокой УО

Приводятся материалы, позволяющие понять проблемы обучения, правильно организовать и провести урок в начальной школе с детьми, имеющими глубокую УО....

Методика обучения в начальной школе

Методика обучения в начальной школе...

Презентация к докладу "Групповая работа с элементами сингапурской методики в начальной школе"

Презентация к докладу учителя на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики в начальной школе"...