Методика обучения в начальной школе
материал

Телицына Инесса Зиновьевна

Методика обучения в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_v_nachalnoy_shkole_1.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МБОУ Дячкинская СОШ

      Сообщение на тему «Методика обучения в начальной школе»

                                                                                           

                                                                                                     Подготовила  

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                          Телицына Инесса Зиновьевна

Слово «методика» происходит от греческого «methodos» — путь к чему-либо, путь исследования или способ познания. Значение его не всегда было одинаковым. Методика −это целостная система проектирования и организации процесса обучения, совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых зависит от мастерства и уровня творчества педагога.

Методика обучения— наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его. Главная функция науки — исследование. Предметом исследования методики обучения являются теория и практика обучения, воспитания и развитие учащихся по данному предмету. Перед методикой как наукой стоят задачи выявление закономерностей процесса обучения. Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний. Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями.

Методика обучения определяет цели образования, содержание учебного предмета и принципы его отбора.

Цели образования наряду с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой педагогической системы.

Цель общего образования определяется с учетом и таких факторов, как: целостность человеческой личности, прогностичность, преемственность в системе непрерывного образования.

Основные задачи методики обучения как науки:

1) определение роли предмета;

2) разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников;

3)определение содержания учебного предмета;

4) разработка методов и приемов, форм обучения школьников;

5) разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса.

Объект и предмет исследования — важнейшие понятия любой науки.

Объект исследования методики обучения — учебно-воспитательный процесс, связанный с данным предметом.

Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки существенная роль принадлежит методам научного исследования.

Ведущие методы научного исследования следующие:

−наблюдение,

−педагогический эксперимент,

−моделирование,

−прогнозирование,

−тестирование,

−качественный и количественный анализ педагогических достижений.

Общая методика обучения рассматривает основные вопросы всех курсов в начальной школе: концепции начального образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, методов обучения и др.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, т.е. система преподавания конкретного курса по предмету.

Начальное общее образование предполагает удовлетворение образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста.

Цели начального образования:

 подготовка учащихся к обучению в основной школе;

 сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

 овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

 формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

 развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Для достижения этих целей решаются задачи :

 побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

 обучение навыкам общения и сотрудничества;

 поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

 расширение опыта самостоятельного выбора;

 формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

 смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

 формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

 выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

 эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

 приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

 усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Начальное обучение определяет нормативным срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.

Виды деятельности младшего школьника:

 учебное сотрудничество (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

 индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

 игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

 творческая и проектная деятельность (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

 учебно–исследовательская деятельность;

 трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

 спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

Методы обучения

Метод –это способ совместной деятельности учителя и ученика, направленные на решение различных задач обучения.

Современные методы обучения детей в начальной школы способствуют эффективному образовательному процессу− овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками. учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями.

. В настоящее время проводятся интенсивные попытки классификации всех методов обучения. Такая классификация имеет большое значение для того, чтобы привести все известные методы обучения школьников младших классов в определенный порядок и построить систему, которая поможет выявить все их общие черты и особенности и определить все сильные и слабые стороны разных методов.

В зависимости от характера познавательной деятельности методы можно разделить на следующие группы: -

Объяснительно-иллюстративный. Всю информацию учащиеся получают от педагога, затем совместно отрабатывают навык выполнения заданий по изучаемой теме;

Репродуктивный. Второе название этого метода «действие по образцу». Учитель в качестве примера показывает вариант работы над темой и алгоритм выполнения, а затем дает детям подобные упражнения, совершенствуя, таким образом, умение ориентироваться в изучаемом материале; -

Проблемный. Перед учениками возникает проблемная ситуация. Педагог, используя данный метод обучения, является логически направляющим на способы решения. Позднее, когда учащиеся овладевают логической цепочкой рассуждений и самостоятельно решат проблему, используется частично-

поисковый метод. Суть его состоит в том, что учитель разделяет задачу на этапы, а ученики проходят каждый из этапов, обобщив варианты решения, формулируют понятия, делают выводы; -

Исследовательский. Данный метод используется, когда учащиеся овладевают методом научного познания и могут самостоятельно ставить перед собой задачи и находить пути решения.

В зависимости от условий обучения педагог выбирает те, или иные способы работы с аудиторией. Как показывает практика, большинство современных учебных программ имеют нестандартный, развивающий подход к изучению материала. Поэтому работа по алгоритму, повторение готовых переданных знаний оказываются сравнительно менее эффективными. Действия учителя меняется, он обращается к классу не с ответом, а с вопросом. Современными и востребованными становятся проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Использование выше перечисленных методов образуют основу деятельностного подхода, согласно которому, психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею же обусловлена. По Леонтьеву, человеческая жизнь — «совокупность, точнее система сменяющих друг друга деятельностей» [1]. Поэтому сведения, понятия, которые были сформулированы, либо доказаны учащимся самостоятельно имеют наибольшую практическую значимость, чем заученные навыки и операции. В соответствии с выбором методов обучения педагог выстраивает занятие.

Средства обучения −учебники, наглядные пособия, книги, справочники, словари, технические средства…

Методы и средства обучения можно рассматривать во взаимосвязи, то, прежде всего можно все методы разделить на три группы:

1.Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги.

2.Наглядные методы обучения: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ обучающих видеофильмов.

3.Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, лабораторные работы, графика.

Современные технические средства обучения помогают учителю совершенствовать наглядные и практические методы. Они помогают

школьникам младших классов лучше усваивать материал и пробуждают его неподдельный интерес к процессу обучения. Например, если включить в рассказ учителя фрагмент видеофильма по теме рассказа, то участие учителя и учеников в процессе обучения становится значительно активнее. Если рассматривать составные элементы и отдельные детали метода, то они уже называются методическими приемами. Если метод используется для овладения основным содержанием материала для изучения, то применение различных методических приемов помогает учащимся младших классов углубленно освоить отдельные темы и вопросы предмета изучения. Обычно, когда рассматриваются в совокупности методы и средства обучения школьников младших классов, то можно встретить на практике большое количество самых разнообразных применяемых методических приемов. Причем эти методические приемы могут быть как общими для изучения различных предметов, так и индивидуальными, которые помогают при изучении только данного конкретного предмета. Уже сам учитель может выбирать те методы и приемы работы, которые позволят ему донести до школьников необходимые знания с помощью пробуждения у них мыслительной активности.

В работе преподавателя выбор метода при изучении того или иного учебного материала имеет большое значение с учетом возраста учеников. Многообразие методов и приемов обучения является характерной особенностью учебного процесса в целом. При выборе методов основополагающими являются цель урока и содержание учебного материала. Так, изучение морфологических понятий требует наблюдений, а физиологических и экологических – наблюдений, опытов и экспериментов. При выборе методов следует учитывать степень самостоятельности учащихся, а также характер учебного содержания (знакомый материал или новый). Учитываются также материальные возможности школы, оснащенность кабинета биологии. При выборе методов следует учитывать уровень развития учащихся, подготовленность самого учителя, его стремление разнообразить уроки. На выбор методов могут влиять время и форма организации учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....

Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС

Примеры заданий на формирование Универсальных Учебных Действий...

Методика обучения детей начальной школы с глубокой УО

Приводятся материалы, позволяющие понять проблемы обучения, правильно организовать и провести урок в начальной школе с детьми, имеющими глубокую УО....

Доклад "Методика проблемного обучения в начальной школе"

Учитель живёт до тех пор, пока он учится;как только он перестаёт учиться,в нём умирает учитель.К.Д. Ушинский   . Современная школа переживает трудные времена: времена переосмысления зад...

Доклад на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"

Доклад учителя на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"...