Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе
статья

Одаренный ребенок , словно  яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе  особого внимания.Необходимо заботиться о нем , чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: " Что судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_doc.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тутова Валентина Анатольевна

учитель начальных классов, зам.директора по  УВР

МБОУ СОШ №1

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
 

В.А. Сухомлинский

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  является развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей. На сегодняшний момент общепризнанной стала необходимость выявления и развития одаренных детей, так как именно их способности лежат в основе прогресса во всех сферах человеческой деятельности.

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия обучения, соответствующие их высоким возможностям, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на детельностный подход в обучении, т.е способность учащихся быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы её достижения, максимально  использовать свои способности.

Одаренный ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.Необходимо заботиться о нём, чтоб он ревратился в красивую, полную сил звезду.Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглялов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей».

Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявлющим повышенный интерес к изученным предметам.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой, исследовательской и творческой деятельности младших школьников. Большинство моих учащихся - ребята любознательные, которых не ограничиваются только работой с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты.

В своей работе использую такие формы работы: нетрадиционные уроки (урок-КВН, урок- путешествие, урок- игра, урок- творческая мастерская), работа в парах, в малых группах, разноуровневые и творческие задания, ролевые игры.

В своей работе использую технологию проблемного обучения.Создавая на уроке ситуацию познавательного затруднения, ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоватся несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом,сравнением, аналогией, обобщением и др.Что позволяет организовать активную самостоятельную  деятельность учащихся, в рзультате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных сособностей.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

На уроках литературного чтения и окружающего мира использую технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Для сильных учеников даю индивидуальное задание, чтение дополнительных текстов. В то время как  во время урока работаю с основным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».

На уроках русского языка даю задания для развития творческого мышления, памяти, внимания идр.(  «Найдите третий лишний», «Распредели по группам»,зрительный диктант,письмо о памяти и др.)  

В своей работе использую работу в паре, групповую работу, как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания.

Например, на уроке во 2-м классе (тема «Какие бывают животные») при изучении нового материала я использовала групповую форму работы. Класс был разделен на 4  группы. Каждая  читает информацию об одной из групп животных, после этого выступает с сообщением перед классом. Помимо рассказа об особенностях животных той или иной группы учащиеся должны постараться назвать как можно больше ее представителей.

По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал, показываю картинки с изображением животных разных групп, фотографии, видеофрагменты.

Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.  Урок – исследование  - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью. При изучении предмета «Окружающий мир» мною были использованы небольшие исследования, эксперименты, направленные на выявление основных признаков живых организмов (дыхание, питание, размножение, развитие, отмирание); на понимание многообразия живых организмов; на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания (на конкретных примерах разнообразных экологических связей, доступных пониманию младших школьников).

На уроках математики провожу систематическую, целенаравленную работу по формированию у учащихся приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического материала.Для развития математических способностей на уроках использую дидактический материал.Реализация личностно- ориентированной системы упражнений оказывает заметное влияние не только на динамику развития математических сособностей, но и на развитие личности учащихся.

На всех этапах урока математики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

На уроках математики я стараюсь показать учащимся, что знание математики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.

На всех уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Ученики сами выбирают соответствующий уровень, тем самым создают положительный настрой на работу, её успешное выполнение.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Начиная со 1 класса, учащиеся выполняли исследовательскую работу: «С чего  начинается Родина?, «Моя семья», «Моя родословная», «Старые фотографии рассказывают », «История чисел», «Задачи- проекты».  

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Организация проектной деятельности – одна из возможностей реализации деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся в связи с требованиями нового ФГОС.

Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня  проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

На уроке провожу познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны. Подбор содержания для таких познавательных минуток поручаю детям в виде домашнего задания. Темы согласовываем  с основным содержанием урока.

В своей работе часто использую задания развивающего характера, в том числе  викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят  самостоятельно вопросы к викторинам, составляют кроссворды, ребусы.

Провожу игру «Правда ли это?», где дети высказывают своё мнение, подтверждение правильности ответа находят в дополнительной литературе.

Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Литература

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  2. Беляева Н.К. Савенков А.И.Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. № 9.
  3. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
  4. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.
  5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Одарённый ребенок….. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем друг...

«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому  я планиру...

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе...

Программа работы с одаренными детьми " Наши таланты" в начальной школе

quot; Наши таланты" - программа работы с одаренными детьми....