«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ляшок Кристина Петровна

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому  я планирую работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaren.docx91.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности былиреализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимают под термином "одаренность"?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.

 Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

·        выявление одаренных детей; 

·        развитие творческих способностей на уроках;

·  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

·        создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними

В практике своей работы использую поощрения за решение сложных, олимпиадных задач, «физическую валюту». На моих уроках учащиеся могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в журнал и «физическую валюту», который на последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по курсу 2:1. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют большую активность.

Провожу интегрированные уроки: музыка и чтение, информатика и математика. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением).

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу. Часто в нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

 Немаловажным считаю и создание условия для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

 Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Цели и задачи системы работы с одаренными детьми.

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным. Мои задачи:

  1.  Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
  3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  4. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  5. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  6. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые  результаты.

  • Реализация творческого потенциала детей
  • занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

  • - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
  • - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся;
  • - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
  • обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности

Отличительные  особенности  одаренных  детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Модель одаренного ребенка:

  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4. Принцип опережающего обучения.

5. Принцип комфортности в любой деятельности

6. Принцип развивающего обучения.

7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.

8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

         Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».

Развитие творческого потенциала

 Я свою работу в классе по развитию творческого потенциала детей строю следующим образом:

               1. Как известно, в любом деле, прежде всего, важна мотивация.

     Младшие школьники, наверное, самые активные ученики в любой школе. Однако, если на первых порах, им всё интересно, они горят желанием попробовать себя во всём, то уже к 3-4 классу интерес постепенно угасает и вот здесь важно не упустить их.

      Для мотивации к различным видам деятельности я использую такие приёмы, как:

- рейтинг учащихся,

- «почётное место в классе».

 - психологические классные часы (классные часы самоопределения «Поход в мир своего Я», «Сказкотерапия для школьников»),

- создание портфолио с последующей публичной презентацией.

               2. Следующий этап – диагностика способностей учащихся, которая является одним из важных аспектов в работе с одаренными детьми.

       Она осуществляется в два этапа:

-Этап предварительного поиска

       Основной смысл работы на этом уровне – собрать предварительную информацию о ребёнке. Как правило, информация собирается из четырёх источников: от родителей, учителей, психологов и самих детей и оформляется в психолого-педагогических картах.

 - Тестовая диагностика (определение уровня стартовых возможностей).

      В своей работе я использую следующие диагностики:

                      - изучение школьной мотивации,

                      - карта «Интересы и потребности»,

Стратегия   работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

 Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

 Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

 Учитель должен быть:

 - увлечен своим делом;

 - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

 - профессионально грамотным;

 - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

 - проводником передовых педагогических технологий;

 - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

 - знатоком во всех областях человеческой жизни.

 Формы  работы  с  одаренными  учащимися.
- творческие  мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

Этапы  работы  с  одаренными  учащимися.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем, наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями в раннем периоде. Главное заметить особенности ребёнка своевременно и развивать его дар. Организацию работы с одарёнными детьми в начальной школе можно разделяю на несколько этапов:

1 этап  - в период предшкольной подготовки;

2 этап – приём в 1 класс;

3 этап – в процессе обучения в начальной школе.

1 этап

Работа с одарёнными детьми начинается ещё в период предшкольной подготовки ребят.

Наша школа сотрудничает с дошкольным образовательным учреждением. Учителя начальных классов проводят занятия с дошкольниками по подготовке к школе. В этот период и начинается первое знакомство с будущими первоклассниками .Часто учителя присутствуют на занятиях, проводимых воспитателями детского сада, ведут наблюдения за дошкольниками, общаются с ними, организуют игры, конкурсы, викторины. Опыт работы показывает, что такое общение помогает дошкольнику быстрее адаптироваться к школьной жизни. Учитель же имеет общую картину о  том, какие ученики придут к нему в класс.

Многолетний опыт работы позволил мне выделить определённый список качеств, характерных для будущих творцов:

  1. Рано овладевают знаниями в избранной сфере.
  2. Проявляют высокий интеллект, хорошую память.
  3. Увлечены своим делом, энергичны.
  4. Демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
  5. Умеют контролировать себя.
  6. Имеют стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
  7. Умеют извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

 Но главным показателем одарённости малыша в детском саду на мой взгляд является его любознательность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Я убеждена, что  при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

2 этап

При приеме в 1 класс с дошкольниками провожу собеседование, психологом школы ведётся наблюдение за поведением ребёнка. Наряду со «знаниевыми» показателями для себя  выделила основные признаки, которые проявляет одарённый ребёнок:

  • познавательная самодеятельность;
  • высокий уровень развития логического мышления;
  • оригинальность и гибкость мышления;
  • высокая концентрация внимания;
  • отличная память;
  • самостоятельность;
  • лидерство (не всегда).

На собеседовании присутствуют и родители будущего первоклассника, которые заполняют анкету.

Психолог и педагог по ходу собеседования могут задать вопросы родителям. В итоги уже при приёме в 1 класс, складывается впечатление о ребёнке, его возможностях, способностях. Главное же становится понятным, в какой среде развивался, воспитывался и рос малыш.

Опыт работы  показывает, что чаще всего одарённые дети  вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

Не секрет, что многие родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному и , к сожалению, не все.

3 этап

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. В работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения в школе соблюдаются взаимосвязи природных задатков, социума, в котором развивается и воспитывается ребёнок и создание оптимальных  условий для развития его таланта.

         

Выводы:

При работе с одарёнными детьми  учитываются   личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств детей, создаются условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка.

Это  позволяет самореализоваться каждому ребёнку, выявить большую группу талантливых и одарённых ребят на ранней стадии обучения и  создать  среду каждому лицеисту для развития мотивации к познанию и творчеству, интеллектуальной и личностной инициативы

Формы  и методы творческого обучения младших школьников

Практика показала, что  дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро может стать в тягость и учителю, и своим сверстникам.

Активно  применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения

Постепенное приближение младших школьников  к самостоятельному решению проблем осуществляется  с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа

Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении.

Максимальная познавательная деятельность достигается с помощью исследовательского метода. Знания, добытые в ходе собственных наблюдений и экспериментов, обычно самые прочные. Учебные исследования позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения самостоятельной работы. Исследования и наблюдения побуждают младшего школьника мыслить масштабно, искать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, делать самостоятельные выводы и обобщения.

Организация исследовательской деятельности учащихся осуществляется через учебно- воспитательный  процесс:

1. Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:

  • технология развивающего обучения,
  • технология использования схемных и знаковых моделей,
  • гуманно-личностная технология образования,
  • технология опережающего обучения;
  • проектная деятельность;
  • ИКТ

2. Проведение разнообразных видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:

урок — исследование,

урок —  путешествие,

     урок —творческий отчет,

урок — защита исследовательских проектов.

3. Проведение учебного эксперимента.

4. Выполнение учащимися длительного домашнего задания исследовательского характера.

При выборе формы работы учитываются возрастные особенности детей, их интересы и склонности. Одним из самых сложных этапов учебно – исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, часто представляется самым трудным, и начинать его необходимо именно на первой ступени обучения.

Формируемые компоненты исследовательской культуры школьника

1–2-й классы:

  •  включение в урок заданий, направленных на составление последовательности действий;
  • решение задач по комбинаторике, логических задач с понятиями «истина», «ложь»;
  • проведение работы по выявлению причинно-следственных связей;
  • обучение приемам наблюдения и описания;
  • знакомство с терминологией, некоторыми понятиями о методах исследования;
  • формирование опыта работы со словарями и другими источниками информации;
  • осуществление коллективных исследований по определенному плану.

3-й класс:

  • осуществление долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений:
  • ведение поиска информации, выделение главного;
  • постановка опытов, проведение наблюдений, защита сообщений, докладов.

4-й класс:

  • формирование читательской компетентности;
  • формирование желания и основы умения учиться: умение видеть границу между известным и неизвестным;
  • соотношение результатов с образцом, нахождение ошибок и устранение их, выработка критериев для оценки творческой работы;
  • формирование приемов и навыков учебного сотрудничества.

В последнее время активно использую в работе метод проектов.

Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития. Организация проектной деятельности со 2- 3 классов способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

  • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
  • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
  • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • применять научные методы исследования;
  • оформлять свои работы;
  • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

Полезными для развития логического мышления младших школьников  являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение и противопоставление

Большую роль играют задания на выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение креативных  задач, когда ребята помимо вопроса получают новую информацию, составление логических цепочек из формул, нахождение физических терминов в произвольно выбранном тесте.

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но  и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

Работа с одаренными детьми на уроках

       Найти точку роста

Для успешной работы с одаренным ребенком пытаюсь  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

Выявление индивидуальных особенностей

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

Воспитание лидерских качеств

      Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить».

 В своей работе на уроке использую:

  1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.
  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  5. Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
  8. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  10. Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.  

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

        Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Использование современных технологий

Техника взаимодействия учителя с учеником  при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.

В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:

  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Использование исследовательского метода в обучении
  5. Проектные методы в обучении
  6. Игровые методы
  7. Обучение в сотрудничестве
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Здоровье сберегающие технологии

Название используемой технологии

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1.

Применение ИКТ.

  • повышение мотивации учащихся
  • новый уровень восприятия учебного материала
  • достижение дифференциации обучения учащихся
  • развитие информационной компетенции
  • развитие самостоятельных умений и навыков учащихся
  •  повышение интереса к изучаемому предмету
  • развитие компетенций
  • повышается уровень компьютерных знаний

2.

 Технология индивидуального обучения

  • применение заданий разного уровня
  • развитие умения самостоятельного выполнения работы
  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

3.

Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения

  • Развитие
  • сотрудничества в ученическом коллективе
  • развитие коммуникативных навыков учащихся
  • повышается интерес к предмету
  • развитие навыков коллективной деятельности
  • повышается успеваемость и качество знаний по предмету

4

Интеграция уроков (частичная)

●  всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения, частично – литературное чтение – изобразительное искусство

  • уметь извлекать знания в межпредметной деятельности

5

Игровые технологии (автор Б.П.Никитин)

● повышение мотивации учащихся

  • повышение интереса к изучаемому предмету

6

Здоровьесберегающие

  повышение эффективности уровня

  • улучшение качества знаний

7

Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова

  применение заданий разного уровня

  • развитие умения самостоятельной работы
  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является обновление содержания образования, активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этих задач отводится новым информационным технологиям. Применяя ИКТ на уроках способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности, контроля качества обучения, расширения кругозора учащихся.

  В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. А это очень важно при работе с одарёнными детьми.

Активно применяю ИКТ в учебной и внеучебой деятельности. Дети любого возраста чувствительны, ранимы. Необходимо дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их надеждами и мечтами. Только тогда ребёнок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды.

Вместе с детьми искренне радуюсь успехам каждого и сопереживаю промахам и неудачам.

Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя задача – помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, смотрах строя и песни,  конкурсах и конференциях,  спартакиадах младших школьников, занимают призовые места.

«Каждый ребёнок – личность».

Эту тайну открыл Василий Сухомлинский. Во всём должна быть духовная общность. С одной стороны учитель с морем света, но и со знанием, а с другой – ребёнок. Именно поэтому меня заинтересовала идея «самооценки школьника», которая помогает ребёнку стать самостоятельным, свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение.

Учителям начальных классов приходится с особой тщательностью продумывать: как урок подготовить, как улыбнуться, какое первое слово сказать на уроке, чтобы первоклашка раскрыл глаза и сказал: ой, какой прекрасный учитель передо мною стоит.

Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.  

На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку

Особый педагогический интерес для меня представляет использование современных технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей. На разных этапах уроков и внеклассных мероприятий использую информационно-коммуникационные технологии.

Проектная деятельность

Основным фактором новизны работы с одарёнными детьми по использованию информационно коммуникационных технологий для учителей  являются  проектная деятельность. 

Однако учет возрастных возможностей младших школьников требует внести ряд уточнений в методику организации проектно-исследовательской технологии:

  • в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должны стать специальным предметом обучения;
  • проект исследования младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
  • по объему - это мини-проект,
  •  по способу построения - "квази-исследовательский";
  • по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;
  •  в рамках программы "Обучение для будущего" особым предметом освоения младших школьников при выполнении проекта должны стать компьютерные программы и их возможности.

Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя.

Включая ребенка в проектно-исследовательскую деятельность,   применяют интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся  выступаю в различных ролевых позициях:

Ролевые позиции

Вид деятельности

  Проектировщик:

проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;

Фасилитатор-консультант:

побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;

Координатор:

помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами. К таким средствам относятся:

  • эмоциональные позиции (например, непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);
  • игровые позиции (например, герой-вдохновитель, заказчик, спорщик).

Выводы:

В целом, использование информационно-коммуникационных технологий  в  учебно-воспитательном процессе усиливает образовательный эффект;

  • повышает  качество усвоения материала;
  • строит  индивидуальные образовательные  траектории учащихся;
  • осуществляет дифференцированный подход к учащимся ;
  • организует одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Использование  здоровьесберегающих технологий в работе с одарёнными детьми

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»

Согласно последним законодательным документам в области дошкольного, начального и общего образования программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка. Более, того, понятие «Качество Российского образования» не сводится только к обученности, набору знаний и навыков, а связывается с воспитанием, понятием «качество жизни». Эти понятия раскрываются через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», и «защищенность». Действительно, о качестве образования можно говорить тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая основа.

Социологические исследования утверждают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет только 25% от времени бодрствования. Два школьных урока физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что в свою очередь ведёт к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель вынужден ориентировать школьников и на физическое, и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить использовать их во время досуга для восстановления активности.

Особую тревогу вызывают  одарённые дети, у которых проявляются симптомы стресса: ребёнок не может контролировать свои эмоции, сдерживать себя, растёт возбудимость, одновременно отмечается спад успеваемости, возрастает риск психосоматических заболеваний. Определяются основные  причины этих явлений: малоподвижный образ жизни, неудовлетворённость собой.  Дети с признаками интеллектуальной одаренности, но с физической инфантильностью, отличаются несоответствующей своему возрасту физической формой. Прилагаю усилия для выравнивания дисбаланса в сотрудничестве с медицинскими работниками.

Составляется психологическая характеристика личности школьника, которая позволят выявить особенности физического и психического развития ребёнка.

Цель: обеспечение здоровья учащихся.

Методы:

  • Учёт особенностей каждого ученика.
  • Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
  • Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
  • Создание условий для самовыражения учащихся.
  • Инициация разнообразных видов деятельности.
  • Предупреждение гиподинамии.

Ожидаемые результаты:

  • Предотвращение усталости и утомляемости.
  • Повышение мотивации к учебной деятельности.
  • Прирост учебных достижений.

        Организация работы по ФГОС

С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

        1-й этап освоение групповой работы. Формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог.

       2- й этап – организация межгрупповой дискуссии. На этом этапе у детей формируются регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Запустить учебную дискуссию учителю помогут специальные приемы, заложенные в данной программе: задания – ловушки; задачи, не имеющие решения; задачи с недостающими данными и другие.

        На третьем этапе формируется полноценный субъект коллективной деятельности, когда группа способна к самостоятельной оценке учебной задачи, к выбору способа совместной работы, к диалогу, анализу, доказательству, моделированию и оценке. Идет формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.

В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

В начале учебного года я провела стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними  спланировала систему  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживается  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

•        планирование,

•        формирование,

•        диагностика,

•        план корректировки,

•        подбор заданий,

•        рефлексия

   Для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса.

  Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в  классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют  так называемые карточки «светофоры», а также  смайлики с фразами.

  Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце каждой четверти и учебного года в  классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы.  Система дифференцированных заданий представляет учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.

       Кроме того,  для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов использовался мониторинг, при создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) - уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты…

  Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому я использую различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Внеурочная деятельность

С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей школе  родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам.

 Внеурочная деятельность в классе  организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и  представлена  следующими направлениями:  

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности. Родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

     Введение часов на внеурочную деятельность учащихся  увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися

По результатам первой ступени обучения я представляю себе такого выпускника начальной школы: это

•        ученик, обладающий исследовательским интересом,

•        коммуникативностью,

•         ответственностью,      

•        имеющий  навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

    Опыт введения ФГОС второго поколения позволил мне сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Работа с родителями

Ребёнок не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг - и в нём самом.

Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека.

Сделать, воспитать, создать из него человека - серьёзная задача для мудрых взрослых, любящих взрослых.

Троица образования и воспитания: учитель-ученик-родитель. Эта связка мне видится как  социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно, если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий, используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.

Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого- педагогических знаний родителей;
  • включение родителей в учебно- воспитательный процесс;
  • взаимодействие лицея и родителей в развитии способностей ребёнка

Основными принципами в работе с родителями являются:

  1. Открытость  для родителей

Учитель стремится к тому, чтобы семьи детей регулярно получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей. Для этого он предоставляет семьям основные сведения о программе обучения, успехах детей, важных событиях в классе, а также создает условия для того, чтобы у родителей возникло желание посещать учебные занятия.

  1. Уважение  интересов и возможности каждой семьи

Учитель изучает и обсуждает с родителями интересы и потребности каждой семьи, строит свою работу на основе учета ее возможностей.

  1. Обретение в родителях своих союзников

Учитель обсуждает с родителями самые разнообразные вопросы жизни ребёнка и стремится к выработке совместных решений, которые являются базой для двустороннего сотрудничества.

  1. Поощрение  семьи к более тесным контактам между собой

Учитель помогает семьям обнаружить и удовлетворить общие для них интересы, поощряет семьи к совместным формам участия в подготовке детей к различным конкурсам, играм, соревнованиям.

В работе с родителями активно применяются разнообразные формы .

Мною разработана тематика работы  с родителями одарённых детей.

Работая по проблеме «Работа с одарёнными детьми в начальной школе»,  разделила родителей на несколько типов:

  1.  «Активисты»
  2. «Созерцатели»
  3. «Наблюдатели»
  4. «Практики»

«Активисты»

Эти родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы.

При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.

 «Созерцатели»

Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.

«Наблюдатели»

Родители не проявляют активности  в развитии своего ребёнка. Они считают, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Опыт работы с этой категорией родителей показывает, что ребёнок, воспитывающийся  в такой семье, даже будучи от природы одарённым, растеряет свои уникальные способности.

«Практики»

 Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка, но для результативности работы с одаренными детьми начинать ее надо в раннем  возрасте, в начальной школе Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:

 1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение  лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

    4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.        

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это -  лекции следующего характера:

  1. Понятие одаренности.  
  2. Виды одаренности.
  3.  Одаренность и пол.
  4. Психологические аспекты одаренности.
  5. Профориентация одаренных детей.
  6. Социальная адаптация одаренного ребенка.

 Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

        Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Рекомендации родителям по  воспитанию  одаренных  детей

  • дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
  • старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
  • старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
  • избегайте сравнивать детей друг с другом;
  • дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;
  • поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
  • поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
  • способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
  • дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
  • не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
  • будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
  • находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении. 

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
  • понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
  • интеллектуальную и творческую любознательность;
  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;
  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
  • они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
  • они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать все быстрее и лучше);

они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

Результативность системы работы

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. О результатах проведённой работы свидетельствуют следующие данные.

Предметные олимпиады

   Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

   Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

   Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие в классе, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

   Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

  Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Показатели эффективности реализации системы работы с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Курсы повышения квалификации, конкурсы, семинары помогают мне осмыслить современные требования к работе с одаренными детьми.

Изучая чужой опыт, с удовольствием делюсь своим. Всегда рада помочь своим коллегам.

 Рекомендации педагогам:

1.Совместно с учителями, родителями осуществлять проектирование учебной деятельности конкретного ученика.

2.Обеспечивать самоанализ успешности школьника и дальнейшее личностное развитие.

3.Дать шанс каждому ученику занять более высокую рейтинговую позицию.

4.В следующем учебном году учителям-предметникам осуществлять более

глубокую подготовку учащихся к участию в олимпиадах.

Педагогические заповеди для воспитания одарённых детей:

  1. Прими всё, что есть в ребёнке, как естественное, сообразное его природе, даже если это не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Если ребёнок кричит или бегает по коридорам – в первую очередь это законное и особое проявление его внутренней энергии, и лишь во вторую – нарушение правил общественного поведения. Единственное исключение – неприятие в ребёнке того, что угрожает здоровью людей и его собственному здоровью.
  2. Приняв все проявления ребёнка, как положительные, так и отрицательные, сопроводи его позитивную самореализацию. Если всячески помогать и одобрять культурный труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нём и развиваться. Просчёты и недостатки, на которых внимание учителя явно не концентрируются, будут уходить, не получая внешней энергетической подпитки.
  3. Старайся ничему не учить ребёнка напрямую. Всегда учись сам. Тогда ребёнок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам; если все сочиняют сказку, сочиняй и ты; на математике решай задачи вместе с учениками.
  4. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответ (или думаешь, что знаешь). Ищи истину вместе с ними. Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия.
  5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, науке, искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
  6. Ничего не делай просто так. Если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени. Любая ситуация для тебя – педагогическая. Умей сам создать её или использовать возникшую ситуацию для решения образовательных задач. Ученик, попавший в образовательную ситуацию, всегда приобретает в результате личные знания и опыт, свой собственный вывод. Это лучше, чем вещать и растолковывать ему прописные истины. Но обязательно помоги ребёнку осознать и сформулировать свои результаты, оценки, выводы.
  7. Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребёнком. Всё, что он делает или не делает, есть внешнее выражение его внутренней сущности. Всегда старайся понять внутреннее через внешнее. Будь «переводчиком» всех его поступков и работ. Вглядывайся, вслушивайся, вдумывайся в ученика. Обсуждай с ним его успехи и проблемы. Даже делая это без него, ты будешь помогать ему.

Заключение

Современному обществу требуются люди, интеллектуально и творчески развитые, обладающие коммуникативными навыками, умеющие нестандартно мыслить, уверенные в своих силах и способностях, физически и психически здоровые. Школа, выполняя социальный заказ, должна также содействовать развитию ребенка ради самого ребенка, особенно если он «выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности».

Практика преподавания показала, что при целенаправленной организации учебной деятельности формирование и развитие умений, навыков у учащихся идут очень быстро, так как этот процесс управляется и регулируется учителем.

Реализация программы «Начальная школа 21 века» через использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

В  учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

Деятельностный подход создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной  и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в дальнейшем. 

И еще: важно помнить, что «Если человек шагает в строю под бой барабанов не в ногу со своими спутниками, задумайтесь, это, быть может, потому, что он слышит бой совсем других барабанов…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

Реализация системно-деятельностного подхода в УМК "Перспективная начальная школа"....

Статья "Системно-деятельностный подход к работе с обучающимися в ГПД в период перехода на ФГОС НОО"

Статья посвящена работе воспитателей групп продлённого дня в период перехода на ФГОС НОО...

Системно - деятельностный подход в работе специалистов с детьми ОВЗ через опытно - исследовательскую деятельность в рамках ФГОС

В статье показана работа специалистов с детьми ОВЗ через опытно-исследовательскую деятельность....

Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необход...

Системно - деятельностный подход в работе классных руководителей.

quot;Если вы хотите воспитывать - организуйте деятельность" А. С. Макаренко...