Системно-деятельностный подход в работе учителя начальных классов
консультация

Косицина Марина Анатольевна

С 1 сентября 2023 года школы перешли на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ).

Весь  учебный процесс описан очень подробно, максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelstnyy_podhod.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2023 года школы перешли на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ).

Весь  учебный процесс описан очень подробно, максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.

Надо сказать, что само содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже интересно. Нашей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

         «Для чего мы учим детей?»

        Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС мы поняли и приняли это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни.

        Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и мы считаем, что нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формировать систему универсальных учебных действий.

И здесь мы не могли обойтись без технологии системно-деятельностного обучения.

Она позволяет детям вырасти людьми, способными понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических и практических знаний. Ученик теперь главный деятель на уроке. В центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная. Для этого необходимо использовать задания по моделированию результатов действий.

Готовясь работать по новым стандартам и изучая инновационные технологии, методы и приёмы, я поняла, что некоторые из них применялись и раньше. Например, «Кластер». Этот приём можно прекрасно использовать на всех этапах урока. Хорошо его  использовать на этапе рефлексии. Работу эту каждый ребёнок может вести индивидуально, а можно в группах, можно по всей теме, а можно по отдельным смысловым блокам.

Для формирования регулятивных УУД использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при каком-то затруднении, когда дети высказывают любые свои мнения, что помогает найти выход. Почти ни один урок без этого приёма не обходится.

Подобные инновационные приёмы помогают формировать УУД учащихся. И их достаточно много, выбор есть.

Что касается  качественной оценки учителя. Я использую такие словесные оценки как «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», и т. д. Так закладывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.

Теперь подготовка к каждому уроку по ФГОС занимает довольно много времени. Ведь теперь мне как учителю нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся. Теперь это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы.

Ведь теперь учебник - это не программа, а лишь один из способов донесения материала. Мы должны теперь в своей работе опираться на эту федеральную программу. Тут проблема. В выданных учебниках есть далеко не всё темы. А программа должна быть выдана именно по новым ФОП. То есть, получается, учитель должен остальные пол учебника раздобыть, распечатать и выдать детям сам?!

Мы, учителя, начавшие работать в условиях введения ФГОС, оказались в трудном времени. Но трудное время – это время величайших перемен и возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Внедрение системно-деятельностного метода обучкения на уроках в начальных классах

Необходимость испльзования на уроках в начальной школе системно-деятельностного иетода обучения....

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научить...

Система работы учителя начальных классов с технологией системно-деятельностного подхода.

Система работы учителя начальных классов с технологией системно-деятельностного подхода базируется на принципе целостности и взаимосвязи образовательных компонентов. Он позволяет создать обучающую сре...

Современные подходы в работе учителя начальных классов.

Начальная школа — фундамент всего образовательного процесса, и роль учителя здесь особенно важна. В работе с младшими школьниками главной задачей является не только передача базовых знаний, но и...