Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе
опыты и эксперименты на тему

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Системно- деятельностный  подход  в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе .

 Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи .Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка.

  На практике мы часто сталкиваемся с детьми, которые не умеют добиваться поставленных целей и часто на уроках, ориентируемся на ученика средних способностей. Даём возможность слабому ученику достигнуть среднего уровня, и соответственно недостаточно уделяется внимание ученикам  с более сформированными знаниями.  Поэтому перед учителем встаёт вопрос о создании системы работы с одарёнными детьми. . Как этого достичь? Ответ, как мне кажется, необходимо искать, прежде всего, в практической плоскости. Многолетняя педагогическая  деятельность и разнообразие творческого проявления учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и  возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.                    "Одаренный ребенок" — это ребенок с более высокой, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивостью к учению , более выраженными творческими проявлениями; обладающий очевидными достижениями (или имеющий внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди сверстников.

 Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в развитие общества. Одаренность конкретного ребенка в значительной степени является характеристикой условной и может быть проявлением возрастной особенности, это значит, что она может проявиться на новых этапах развития ребенка.

 Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное — это создание условий для развития таких детей. Но надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому учитель должен учитывать это в своей работе, так как есть опора на межпредметные связи. Таким образом, надо подчеркнуть, что работа должна проводиться не только в дополнительное время, как это принято считать многими педагогами, но и максимально использовать для этих целей обычный урок, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику работать вхолостую

• Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

• Они способны прослеживать причинно- следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

• Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

• Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые  им пока еще "недоступны", и в решении некоторых из них добиваются успеха.  Условия успешной работы с одарёнными учащимися:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одарёнными учащимися

3. Признание того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.  

  Сущностью данного опыта в создании условий, обеспечивающих выявление и  развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, а также реализацию их потенциальных возможностей.  Как результат создание целостной  системы работы с одарёнными детьми. Мной разработана система работы, которая предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся  на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью развития творческих способностей ребенка, подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах.  

Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником. Организуя индивидуальную работу с учащимися, я  зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.  

Предлагаемая система работы с одарёнными детьми  имеет строгую структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Моя приоритетная функция как  учителя ИЗО - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития  одаренности учащихся применяю универсальные технологии:  

личностно-ориентированного обучения;  

 информационно – коммуникационные технологии;

  технологию исследовательской деятельности;

проблемное обучение.

            Основной метод, который я применяю в работе с детьми - это создание ситуации успеха. Что нужно для этого? Необходимо чтобы ребенок почувствовал себя раскрепощенно: перестал бояться неудачи и проявил свои творческие возможности. Для того чтобы этого достичь очень важно создать эмоциональный, точный настрой на занятие. Скучная атмосфера - залог унылости и ощущения безнадежности у обучаемого. У учеников вызывает интерес новизна и актуальность темы, приближение ее к жизни.

         В ходе обучения также очень важна постепенность: от малых знаний к большим, развитие умений обучаемого от простейших навыков к более сложным приемам работы. Кроме этого необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связаным с принципом доступности, посильности обучения. Для того чтобы учащиеся умели правдиво изобразить натуру, педагог в первую очередь должен научить их правильно видеть основные особенности ее строения. Поэтому, приступая к какой-то теме, я начинаю ее с лепки, где каждый ребенок может не только увидеть, но и почувствовать, осязать части целого. Зная форму дети приступают к рисунку. Многие после лепки могут сделать это самостоятельно. Далее я подвожу детей к декоративно-прикладному творчеству, применяя рисование на ткани.

        Объем и форма – первая ступенька обучения. Лепка для ребят - наиболее простой способ понять форму предмета. Здесь важно изготовление животного или чего-то другого по частям. Это позволяет детям определить геометрические формы частей создаваемого предмета. Используя различные материалы мы создаем ситуацию новизны. Если слабые пальцы и у ребенка не получается лепить из пластилина, то надо попробовать соленое тесто - более пластичный материал. С ним легче работать и, не отвлекаясь на трудности, мы можем больше внимания уделить творчеству. Объемное изображение из бумаги, природного материала дают яркую картинку, дети лучше запоминают форму предмета.

       Линия и цвет – следующая ступенька. Подбирая темы работ, я стараюсь найти легкие формы (начиная с округлой), но доступные в изображении - близкие в жизни примеры (рыбки, птицы, домашние животные, насекомые). Здесь важна последовательность восхождения от простого к сложному. Цвет для ребенка является необходимым средством для передачи своих ощущений, переживаний, настроения.            Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в школе выставки творческих работ учащихся с приглашением родителей, общественности села.

Результативность.

 Проведенная мной работа с высокомотивированными и одаренными учащимися дала положительные результаты:

- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Ежегодно мои учащиеся занимают призовые места и становятся победителями творческих городских конкурсов и олимпиад по ИЗО.

В заключение  хотелось бы добавить, что для достижения высоких результатов должны быть созданы условия не только со стороны учителя-предметника, но и школы в целом.  В  нашей школе создана среда, которая позволяет высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. Задачей педагога является привлечение учеников к внеклассной и внешкольной работе.

 За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мной были сделаны следующие выводы:

 • работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,

• работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время; • целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;

• ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Одарённый ребенок….. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем друг...

«Системно- деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках и кружковых занятиях в начальной школе»

Работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому  я планиру...

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе...

Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе

Одаренный ребенок , словно  яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе  особого внимания.Необходимо заботиться о нем , чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал:...

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...