Мастер класс "Использование программы МАКАТОН"
проект

Старова Надежда Петровна

Использование программы МАКАТОН для развитие коммуникативных способностей детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_makaton.docx151.14 КБ
Package icon master_klass_makaton_2.zip2.85 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

Здравствуйте Уважаемые коллеги и члены жюри. Я представляю вашему вниманию мастер класс по теме:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ МАКАТОН ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИИ

Учитель начальных классов и олигофренопедагог Старова Н.П.

2 слайд

Цели и задачи (ознакомится на слайде)

Цель: передача педагогического опыта использования программы МАКАТОН, для освоения и последующего активного применения в практической деятельности педагогами.

Задачи:

  • сформировать представления о программе МАКАТОН, её назначении;
  • рассказать методические приемы использования программы МАКАТОН;
  • формирование коммуникативных навыков на практическом опыте, через программу МАКАТОН;
  • развивать творческую активность педагогов.

Среди учащихся с тяжёлыми нарушениями в моём классе  у 50 % не сформирована устная речь. В общей системе обучения и воспитания детей большая роль принадлежит формированию коммуникации. Дети развиваются в общении и поэтому перед педагогами остро встала проблема освоения альтернативных средств коммуникации, которые бы способствовали более успешному взаимодействию с неговорящими детьми и позитивно влияли на развитие познавательной, эмоциональной, двигательной сферы ребенка.

3 слайд

Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. (Макатон был разработан в Великобритании в 70-х годах логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас она адаптирована в более чем 40 странах мира).

Почему именно Макатон?

4 слайд

Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Мы добавляем к символу еще и слово, с целью развития навыков глобального чтения.

5 слайд

Например, кукла. Показывается жест, символ, слово «Кукла», произносится «Кукла»

6 слайд

Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать (например, детям с ДЦП) или предпочитает графическое выражение речи. Символы довольно просты и доступны пониманию умственно отсталого ребенка.

7 слайд

 В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза.

8 слайд

Полная версия языковой программы Макатон включает в себя  2 словаря:

  1. Основной словарь является фундаментом программы. В него входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе Макатон.
  2. Ресурсный словарь, состоящий из множества понятий, распределённых по разнообразным темам. Он необходим тем людям, возможности которых позволяют им выйти за пределы ограниченного основного словаря.

9 слайд

Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В.

 Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях.

Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит.

10 слайд

Методику обучения жестам мы разрабатываем самостоятельно, совместно с нашим логопедам.

Кратко о методике обучения новому жесту:

Сначала обследуется натуральный объект, отмечаются его существенные признаки, потом постепенно вводится предметная картинка,  чтобы ребенок мог соотносить ее с натуральным объектом, далее следует символ и показ слова. На обучение новому жесту и символу отводится минимум 2 урока, впоследствии он повторяется, в том числе и в процессе осуществления межпредметных связей.

Рисуем мячик – повторяем жест и символ «Мяч»;

На предмете «Человек» - повторяем «Мыть руки»,  «Кран» и т.д

11 слайд

Развивающие и обучающие задания, проводимые в игровой форме позволяют создавать  благоприятную атмосферу и поддерживать  интерес  детей к процессу общения. Вот некоторые упражнения, которые мы применяем на уроках:

- работа с силуэтными и контурными картинками – облегчает процесс соотнесения объемного предмета и плоскостного изображения.  

12 слайд

- выкладывание символа из геометрических фигур и счетных палочек улучшает процесс запоминания символа.

13 слайд

- дидактические игры по принципу «Лото», где детям предлагается разложить предметные картинки на соответствующие символы

14 слайд

- выкладывание коротких предложений или словосочетаний из символов с опорой на сюжетную картинку «девочка ест»

15 слайд

«мальчик спит»

16 слайд

- Показ жестов

- Ребенок оценивает свою работу: «Хорошо»

17 слайд

Упражнения “Представьте себе” (для всех)

А теперь немного поиграем. Попробуем войти в роль неговорящих детей. Будем использовать только жесты и мимику.

Представьте, что…. “у вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое”.

Для следующего задания мне нужны два участника. Чарли Чаплин и Комар. Я буду зачитывать стихотворение, вы должны изображать действия, при это подражая своему герою.

Я иду по тротуару……

Вдруг сползают шаровары

Я их быстро подтянул…

В переулок повернул.

Вдруг писклявый кровосос

Сел на мой красивый нос…

Я себя по носу – бух…..

Только зря мой нос распух

Кровосос уже под ухом….

В ухо я два раза бухнул…..

Он нацелился на лоб….

Я и по лбу себя хлоп!......

Он намылился на шею,

Видно думал не огрею.

Просчитался! Я огрел!.......

Только я огреть успел,

Как противный кровосос

Вновь возник и сел под нос….

Чтоб прибить наверняка

Заплясал я трепака

Я похлопал по губам….

По макушке, по бровям….

По рукам и по ногам…

По спине и по бокам….

Но он снова запищал….

Тут уж я не устоял

И решил скорей бежать….

Пусть попробует догнать….

Спасибо, присаживайтесь. Я считаю, вы хорошо справились с заданием.

Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность  активно использовать жесты, а, следовательно, и закреплять. Благодаря  внедрению и использованию педагогами жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с тяжёлыми нарушениями  появится возможность  лучше понимать происходящее вокруг.

18 слайд

Не забывайте, что самое важное средство общения - это улыбка, она непосредственно воздействует на других людей и влияет на их отношение к вам. Я хочу пожелать вам улыбок! Пусть она станет важной частью вашего языка телодвижений!!! Улыбка - универсальный символ счастья, понятный на всех языках планеты.

Спасибо за внимание!

Чарли Чаплин https://sklad.freeimg.ru/rsynced_images/portrait-of-charlie-chaplin-1497283154TyT.jpg

(подражание походке Чарли и выполнение задания по тексту)

https://cdn.pixabay.com/photo/2020/05/26/12/52/mosquito-5222928_1280.png

Кровосос (комар)

(подражание комару, писк, выполнение задания по тексту)



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование программы МАКАТОН для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития Старова Надежда Петровна учитель начальных классов, олигофренопедагог МКОУ « Тутальская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ОВЗ» Яшкинского муниципального округа

Слайд 2

Цель: передача педагогического опыта использования программы МАКАТОН, для освоения и последующего активного применения в практической деятельности педагогами. Задачи: сформировать представления о программе МАКАТОН, её назначении; рассказать методические приемы использования программы МАКАТОН; формирование коммуникативных навыков на практическом опыте, через программу МАКАТОН; развивать творческую активность педагогов.

Слайд 3

МАКАТОН это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться. логопед и дефектолог Маргарет Уокер

Слайд 6

Хорошо Здравствуй Дай Я Дом Пить

Слайд 7

Девочка смотрит телевизор

Слайд 8

Словари программы МАКАТОН Основной Ресурсный музыка, досуг, домашнее хозяйство, кулинария и пища и др. я, ты, мама, папа, хорошо, плохо, здравствуй, до свидания и др.

Слайд 9

Список А Список В . «есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета» и т.д. «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д

Слайд 10

Методика обучения новому жесту

Слайд 11

«Узнай по силуэту»

Слайд 12

Выкладывание символа из геометрических фигур и счётных палочек

Слайд 13

«Лото» - поместить изображение на соответствующий символ

Слайд 14

Выкладывание коротких предложений из символов с опорой на сюжетную картинку

Слайд 15

«Покажи жестом»

Слайд 16

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Мастер-класс " Где найти витамины весной" ( В рамках реализации программы " Разговор о правильном питании")

Мастер - класс " Где найти витамины весной". Урок включает практическую деятельность младших школьников, театрализованную сказку " Теремок" на новый лад, работу по тетради " Разговор о правильном пита...

Дополнительная образовательная программа "Школа мастеров"(1-4кл.)

В настоящее время в соответствии с требованиями к структуре ФГОС начального общего образования на основании проекта базисного учебного плана, в части внеуроч...

Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.

Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащаяречь, жесты и символы . Это уникальная программа, которая можетприменяться как системный мультимодальный подход к обучениюкоммуникации и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...