Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
статья

Светлана Алексеевна Кулакова

В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одарённый, т.е. наделённый определённым даром, способный к какой-либо деятельности более чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определённые способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Вот почему задача учителя начальных классов - создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка.

Кого считают одарённым?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одарёнными.

1)  дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2)  дети с высоким уровнем творческих способностей;

3)  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;

4)  дети, хорошо обучающиеся в школе;

5)  дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Выявление одарённых и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одарённых детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе - педагог и ребёнок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одарённых детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.

Одарённость бывает:

1)  академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

2)  интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на всё новое, неизведанное.

3)  художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

4)  творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5)  психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Признаки одарённости связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребёнок стремится завершить начатое дело. Причём он не просто создаёт, а создаёт новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одарённые дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одарённого ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одарённый, талантливый ребенок - это, прежде всего, ребёнок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребёнка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребёнку. Не стоит забывать о том, что одарённом ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Составим портрет одаренного ребенка.

Портрет одарённого ребёнка.

1.  Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.  Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.  Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.  Склонен к рискованным действиям.

5.  Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.  Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.  Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.  Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребёнка невозможно.

Для поддержки одарённых детей необходимо использовать:

- индивидуальный подход на уроках;

- дополнительные занятия с одарёнными учащимися;

- участие в школьных и городских олимпиадах;

- психологические консультации, тренинги, тестирование;

- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- использование современных средств информации;

- создание детских портфолио.

Часто про одарённых людей говорят, что в них есть «искра Божья». Но чтобы из этой искры разгорелось пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одарённых детей. Мною разработана система развивающих задач и упражнений-минуток, которые я предлагаю учащимся в начале урока или во время устного счёта. Два раза в неделю я провожу дополнительные занятия по занимательной математике и развитию речи, в том числе с использованием ресурсов образовательной  интернет-платформы «Учи.ру», которые способствуют развитию логического мышления, формируют такие качества, как инициатива, самоконтроль и расширяют умственный кругозор.

На занятиях по занимательной математике мы рассматриваем задачи с применением рациональных способов решения повышенной сложности, предполагающих творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи.

На итоговых занятиях проводим классные олимпиады с присвоением победителю звания «Самый умный».

На дополнительных занятиях по русскому языку чаще всего я учу писать детей сочинения, создавать словесные этюды, делать словесные зарисовки, писать письма, например, Деду Морозу. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например:

1.    Почему, если лампочка лопнет, она ещё и хлопнет?

2.    Почему ластик стирает?

3.    Почему у кукурузы такое смешное имя? и т.д.

После обсуждения с классом детям за самые удачные работы присваиваем звание «Талантливый писатель».

Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Все взрослые говорят, что дети – это наше будущее. И каким будет это будущее, зависит от того, каким вырастет ребёнок! Счастливый ребенок будет гордиться своими родителями, счастливый человек будет гордиться своей страной, на благо которой он живет и трудится.

Если дети – национальное достояние любят страны, то одарённые дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Литература

1.  Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии / Под ред. В.А.Успенского. - М.: Наука, 1991.

2.  Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968

3.  Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. //Семья и школа. – 2013. - №12.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

"Выявление одаренных детей в начальных классах"

В данной статье раскрывается актуальная проблема современного образования - выявление и развитие одаренности в младшем школьном возрасте....

Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)

В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....

Выявление и поддержка одарённых детей в начальной школе

Даны основные моменты работы по выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе....

Выявление и сопровождение одарённых детей в начальной школе

Работа раскрывает систему работы классного руководителя по выявлению и сопровождению одарённых детей в начальной школе, активно привлекая их к участию в конкурсах, соревнованиях, играх и проектах. Отм...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....