Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)
статья на тему

Рыбушкина Лидия Борисовна

В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybushkina_l.b._odaryonnyy_rebyonok.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбушкина Лидия Борисовна

учитель 1 категории

МАОУ «Гимназия №76», г. Наб. Челны


                                   Способы выявления одарённых детей в начальных классах         (из опыта работы)

   «С детства мы таланты ищем, развивать мы их должны.
А способностей ведь много.  Люди умные стране нужны!»

   Работая с учениками младшего школьного возраста, часто слышишь от них вопросы: «Что?», « Зачем?», « Почему?»
 В этом учебном году у меня первоклассники. Особенность детей этого возраста заключается в полном восприятии информации от учителя. Они верят каждому моему слову. От учителя они получают большую часть знаний.
 Работая по ФГОС, на каждом уроке я строю работу так, чтобы дети сами шли к получению информации. Задавая вопрос, я принимаю все ответы от детей. Но после прослушивания мы начинаем искать верный ответ. Я спрашиваю детей: «Почему так - вопрос один, а ответов несколько? Давайте думать какой верный из них. А может быть ответов действительно несколько?»
На уроке обучение грамоте мы изучали тему «Словосочетание». Начиная урок, я спросила ребят: «Как вы понимаете это слово, какое определение вы дадите ему?» Прозвучало несколько ответов. Мы приняли все. Называю слово солнце, и спрашиваю:
-Что я сказала?
-Слово.
- Хорошо.
-Солнце светит ярко. Это что?
-Предложение.
-Хорошо.
-Яркое солнце. Это что?
- Несколько слов.
-Это предложение?
-Нет.
-Это одно слово.
-Нет.
-Тогда что это?
 И мы вспоминаем и проговариваем версии ответов детей о словосочетании. Каждый из детей, ответивший ранее, повторяет свой ответ, и мы вместе определяем правильность. И вот все вместе мы подошли к правильному определению понятия Словосочетание.  Точность выбранного ответа проверяем по энциклопедии. Ответ найден верно.
 Данная работа помогает лучше запомнить тему урока и понять её нужность в учебном процессе. А так же помогает ученикам думать, размышлять, доказывать, не бояться выдвигать гипотезы.
Когда ребёнок не боится быть принятым независимо от его суждения - это очень помогает ему раскрываться. Ведь именно в этом возрасте идёт познание ребёнка родителями,  педагогами и самим ребёнком. Ученик учится нестандартно мыслить, понимать, что он умеет что-то делать  не так как все. Ребёнок начинает понимать только этот период. Нам родителям и учителям нужно только не мешать, а при необходимости помогать увидеть и создать условия для раскрытия таланта, дара ребёнка.
  Первоклассник для меня это всегда загадка, неизведанная тайна. С каждым днём, с каждым уроком, с каждым внеклассным мероприятием всё больше и лучше я познаю своих учеников, выискиваю, вижу в них дар, способности к чему либо.
  Раскрыть возможности и интересы детей очень помогают исследовательские работы. В нашей гимназии проходит научно-практическая конференция «Ступени познания». Участие в ней, мне как учителю, помогло посмотреть на учеников с другой неизвестной мне стороны. В этом году в конце ноября мы с ребятами участвовали в ней. Желание принять участие проявили 15 учеников. Работы были разные, подходы к раскрытию темы тоже отличались. Результатами остались довольны все. При завершении конференции ответы были найдены на многие вопросы, но появились новые. И это дало желание продолжить  поиски решений. Ведь точных и полных ответов нет ни на один вопрос.
  Безусловно, в исследовательской деятельности огромную поддержку детям оказывают родители. Они вместе с детьми обдумывают тему, ищут дополнительный материал, проводят исследования. Этот вид деятельности хорошо сближает родителя с учителем, учителя с ребёнком, а ребёнка с родителем. Присутствует триединство, так как мы больше времени проводим вместе, обсуждаем, ищем большую возможность для самостоятельного поиска детьми ответов на разные интересующие вопросы.
  Для лучшей работы выявления одарённых детей в своём классе я составила вопросы для родителей и попросила их ответить на них.
   Анкета
1.Кто такой одарённый ребёнок?
2.Считаете ли вы своего ребёнка одарённым?
3.Если да, то в чём?
4.Как школа и учитель могут вам помочь в развитии дара ребёнка?
   Ответы были разными, но из 29 человек 26 родителей считают своих детей одарёнными в чём-то. Это, конечно же, хорошо что родители видят в своих детях какой-либо дар и готовы его развивать, отвечая на вопрос одарённый ребёнок, родители склонялись больше на определение способный ребёнок.
На вопрос: «Чем школа и учитель могут помочь» родители ответили так:
«
Считаю, что школа, создавая коллективные мероприятия, способствует как раскрытию дара, так и направляет интерес детей в различных направлениях. Учитель же, в свою очередь, может и должен увидеть, исходя из своего опыта, одаренных детей. Ребенок, чувствуя поддержку такого главного человека в его жизни (авторитетного человека), ощутит еще большее желание продвигаться в выбранном им направлении».
«Относиться с пониманием к совмещению учебы в гимназии и в учреждениях дополнительного образования».
«От школы мы ждём знаний и новых открытий, а от учителя поддержки в начинаниях дочери».
«Помощь учителя заключается в том, чтобы видеть и заметить талант ребёнка, раскрыть его интерес. Школа, в свою очередь, должна больше организовывать интересных мероприятий и форумов, где дети смогли больше общаться по интересам, а не соревноваться кто лучше».
     Можно сделать вывод, что выявление и поддержка одарённых детей лежит на учителе, школе. Родители нам доверяют и очень верят нам.
   Составила вопросы и провела опрос среди своих учеников.
Анкета
1. Кто такой одарённый ребёнок?
2. Считаете ли вы себя одарённым ребёнком?
3. Если да, то в чём?
 Мои семилетние ученики ответили так:
Одарённый ребёнок:
«тот, у которого есть дар»
«одарён знаниями»
«слушает внимательно и говорит всё четко и понятно»
«воспитанный ребёнок»
«умный и самостоятельный ребёнок»
«который всё помнит»…
  В основном в ответах детей можно отследить ответ, что помогает быть одарённым ребёнком.
  Главное для меня, что ребята не побоялись вопроса и быстро ответили на него. Хотя многие из ребят впервые услышали данное слово. Дети не боятся думать, предполагать.
 Почти все ребята считают себя одарёнными. Свой дар они видят в математике, музыке, танцах, спорте. Это очень хорошо, что дети в себя верят.
 Любознательность и уверенность помогают детям раскрыться. Именно в создании таких условий на уроках я вижу свою работу по раскрытию и развитию одарённых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выявление одаренных детей в начальных классах"

В данной статье раскрывается актуальная проблема современного образования - выявление и развитие одаренности в младшем школьном возрасте....

Выступление на методическом объединении "Работа с портфолио ученика начальных классов"(из опыта работы)

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но чаще всего эту работу делает классный руководитель...

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Статья "Формирование умения работать с информацией у обучающихся начальных классов" (Из опыта работы)

Оформив информацию в виде таблицы на уроке окружающего мира, работаем с данными таблицы на  уроках математики, русского языка, литературного чтения. ...

Педагогическая статья "СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"

В статье раскрывается понятие "детская одарённость", а также рассматриваются возможные способы выявления и развития способностей младших школьников....

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....