Мастер-класс
материал

Смольникова Людмила Александровна

Мастер-класс "Современные образовательные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx222.27 КБ

Предварительный просмотр:

        Мастер-класс        РМО  23.08.2019г

Тема: «Современные образовательные  технологии как инструмент обеспечения качества образования»

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. 
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация 

Цель: показать целесообразность применения современных  образовательных технологий для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС

Задачи:

1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.

2.Применение технологий в учебном процессе.

  Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Ход семинара:

1.Орг. момент. Участникам семинара предлагается выбрать карты по цвету (желтый, голубой и зеленый). Предлагаем занять свои места по цвету выбранного ключика.

Слайд № 2

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории. Разрешите представиться – Смольникова Людмила Александровна  - учитель начальных классов,  стаж работы 23 лет, категория – первая. Предлагаю вам мастер-класс по теме

Слайд № 3

«Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования»

Цель: показать целесообразность применения современных  образовательных технологий для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС

Создание ситуации успеха:

 - С каким настроением вы пришли на мастер-класс? Это замечательно!

А вы знаете, что признаком хорошего настроения является улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, и подумайте о том, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас не только до конца  мастер-класса, но и всего семинара!

Теория:

С введением ФГОС второго поколения изменились требования к выпускнику школы.

Слайд № 4

Выпускник школы – активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;  умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;  осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

Слайд № 5

Исходя из этого  приоритетом обучения становится не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов, основной задачей которого является научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

Слайд № 6

Столкнулись с проблемой: современные дети не хотят учиться. У них отсутствует мотивация: зачем хорошо учиться? Дети , видя по ТВ, читая в интернете и слушая разговоры взрослых, раз за разом убеждаются, что:

  • ( КЛИК) Хорошая учеба не есть залог успеха в жизни: можно и в институт поступить, и должность хорошую получить без "особого напряга". Так зачем же хорошо учиться?
  • ( КЛИК) Многие предметы — "лишние", "ненужные". Обучаясь в школе, дети изучают множество предметов: и математику с русским языком, и ОБЖ, и основы светской этики, и биологию, и химию и т.д. Многие дети и их родители уверены: "Эти предметы не нужны": "Я буду психологом / парикмахером / журналистом — и мне не нужна математика с ее логарифмами и производными".
  • ( КЛИК) Отсутствие связи предмета с реальной жизнью: учебники примеров из жизни не содержат, а учителя не всегда могут хорошо и доходчиво объяснить эту связь, привести примеры. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников, опять же никогда в жизни не пригодятся.

Такое отношение к школе и школьным знаниям, как мы уже сказали, формирует окружение ребенка: родители, друзья, одноклассники и учителя.  

Поэтому, первоочередной задачей учителя является формирование положительной мотивации к учению. Учитель должен помочь ребенку осознать,  что успеваемость в школе — это его будущее.

Мы должны помнить, что чем больше удовольствия станет получать ребенок от учебы, тем легче будет и ему, и нам.

Слайд № 7

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)                                                 

 Как вы думаете, что помогает учителю сделать урок увлекательным путешествием в мир знаний? Ведь как говорил Василий Александрович Сухомлинский « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»  (ответы)

(Применение учителем современных методов обучения и современных технологий)

Слайд № 8

!!!- Сейчас я предлагаю вам  определить ключевое слово нашего мастер-класса. Для этого отгадайте ребус.

( КЛИК)  «Технология».

***Что такое технология?

( КЛИК) Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). (наука об учении, о мастерстве)

С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений.

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована  любым педагогом.

Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологией сотрудничества и уметь применять их на практике!!!

«Двадцать первый век. Чудеса творит не любовь, а технологии»

Слайд № 9 Я вам расскажу о  технологиях, которые применяю на уроках:  

  • Технология системно-деятельностного подхода в обучении
  • Игровые технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Проектная деятельность
  • ТРКМ

Слайд № 10  Технология системно-деятельностного подхода в обучении    

 « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»    Бернард Шоу

Стала основной образовательной технологией с введением стандартов второго поколения. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

При деятельностном методе меняется структура урока. Урок должен начинаться с создания проблемной ситуации.

Объяснительно-иллюстративный метод

  • Сообщение темы и целей урока
  • Актуализация знаний
  • Объяснение нового
  • Закрепление
  • Контроль

Деятельностный метод

  • Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)
  • «Открытие» детьми нового знания
  • Первичное закрепление (с комментированием)
  • Самостоятельная работа с проверкой в классе
  • Решение задач на повторение
  • Решение тренировочных задач
  • Контроль
  • Рефлексия

Слайд № 11   Например: Периметр прямоугольника: бабушка дала задание внукам вычислить Р участка занятого картофелем, который имеет длину 5м и ширину 2м. Нашли так:  5+2+5+2=14 (м)   5*2+2*2=14 (м)  (5+2)*2=14 (м)  Кто прав?

Слайд № 12  Игровая технология    

Горький А.М. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

“Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.   

 В. А. Сухомлинский.

Игры можно классифицировать по разному (слайд), на этом не останавливаюсь!

 Использовать игру  можно на любых этапах урока. Особенно нравятся детям игры-соревнования, эстафеты, сюжетно-ролевые, уроки в нестандартной форме (игра, сказка, путешествие, КВН и т.д)

Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Сегодня игра во многом претерпевает существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр. Все большую популярность приобретают живые квесты. (Участие ЭМУ- творческих команд, сейчас ЭМУ-квест,  очень нравятся живые модели) Например: Катя сорвала 6 астр. Все астры она поставила в две вазы. Сколько астр Катя поставила в каждую вазу?

Главное – не заигрываться!!!!

Слайд № 13  Здоровьесберегающие технологии  

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» В.А. Сухомлинский

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

  • в режим дня учащихся введены уроки физкультуры три раза в неделю
  • физкультминутки
  • подвижные перемены.  (С их помощью мы увеличили объём двигательной активности школьников)
  • дыхательная гимнастика   (неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем)
  • пальчиковая гимнастика , (прямая зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функций головного мозга)
  • цветотерапия: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
  • задачи со здоровьесберегающим содержанием (математика Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
    – Можно съедать так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться))
  • Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.(лит.чтение Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок» Какой вред здоровью могли нанести поступки детей?)
  • Гимнастика  для глаз (слон)

Слайд № 14  Информационно-коммуникационные технологии    

«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»  академик А.П. Семенов

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

  • Создание презентаций к урокам.
    Работа с ресурсами Интернет.
    Использование готовых обучающих программ. (тренажеры)
    Разработка и использование собственных авторских программ. (Игры!!!)
  • Средство наглядности
  • Звуковое оформление уроков
  • Тесты
  • Участие в онлайн - конкурсах (сайт Учи.ру «Русский с Пушкиным, Юный предприниматель, олимпиада  Плюс, Заврики)

Слайд № 15  Проектная  деятельность    

«Проектная деятельность- действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» Е.Г. Каган

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:

  • Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
  • Формулирование цели и задач деятельности.
  • Составление плана и программы.
  • Выполнение плана.
  • Презентация готового продукта.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Слайд № 16 Технология развития критического мышления

“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”  Рене Декарт

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

 (КЛИК) СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ

Фаза «Вызов» По пословице, «доброе начало полдела откачало». , У  учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме.

Фаза «Осмысление» (изучение нового материала) »; в его ходе происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации

Фаза «Рефлексия» это стадия размышления, сами учащиеся подводят итог, определяют личные результаты и проводят оценку собственной деятельности

Слайд № 17       Приемы стадии "Вызова"     

1. Кластер (подходит для любой стадии)

2. Корзина идей

3. Денотатный граф

4. Дерево предсказаний

5. Верные и неверные утверждения

 (КЛИК) Кластер. Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня" (пример)

(КЛИК) Верные и неверные утверждения.  Детям  предлагается поиграть в игру «Верите ли вы, что…». 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.  2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.  3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице. - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. Учитель читает вопросы, дети отвечают. - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

Слайд № 18 Приемы стадии "Осмысление" 

  1. Инсерт
  2. Чтение с остановками
  3. Фишбоун (Рыбий скелет)
  4. Таблица «Плюс-минус-интересно»
  5. Таблица ЗХУ
  6. Таблица синтез
  7. Сводная таблица (линия сравнения)
  8. Концептуальная таблица
  9. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
  10.  Прием «Толстый и тонкий вопрос»
  11. «Ромашка Блума» (Ромашка вопросов)

Слайд № 19 Чтение с остановками. Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. 1. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 2. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Фишбоун. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Таблица З-Х-У. Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:

Сводная таблица. Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема "Сводная таблица" в технологии развития критического мышления заключается в том, что "линии сравнения",то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики

Слайд № 20  Прием «Толстый и тонкий вопрос». Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов». Толстые ? В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Тонкие ? В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначый, «фактический», обстоятельный ответ.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

толстые ?

тонкие ?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

Приемы стадии "Рефлексия"     Слайд № 21

  1. 1.Эссе
  2. РАФТ
  3. Диаманта
  4. Синквейн
  5. Хокку (Хайку)
  6. .Бортовые журналы
  7. Двухчастный дневник
  8. Шесть шляп мышления

Пример синквейна:

  • Тайга
  • Хвойная, зеленая, необъятная.
  • Растет, завораживает, дарит
  • Щедра сибирская тайга!
  • Берегите!

Помните! На уроке используйте не более трех различных приемов ТРКМ

Предлагаю урок, в ТРКМ «Разнообразие животных» окр.мир 2 класс   (Приложение №1)

Слайд № 22- 26

Применяя педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно сделать увлекательным, доставляющим удовольствие и ребенку и учителю и добиться качественных результатов. Могу сказать, что в последние 7-8лет качественная успеваемость в моем классе составляет 50-60%.

Слайд № 27

Любые образовательные технологии –  это ещё не гарантия успеха.

Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога. 

Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Учителем. 

Поэтому, изучайте новые технологии и новаторски используйте старое: не надо изобретать велосипед, если на него можно просто сесть и поехать к цели. И старое иногда можно использовать по-новому

Слайд № 27 Рефлексивный экран  

Экран с незаконченными предложениями находится на доске. Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Я попробую…

Расскажу дома, что

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Было интересно…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Я смог…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Было трудно…

Я почувствовал, что…

Я не знал… - Теперь я знаю

И в завершение хочется вам пожелать:

Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали,   и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем вам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.

Пойдя на уроки, постарайтесь определить, какие технологии будут применять учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...