Использование ИКТ технологий на уроках в начальных классах
статья (2 класс)

Яворская Наталья Викторовна

Можно использовать, как доклад на педсовет или для самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ikt_tehnologii.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Лишь до тех пор являешься способным давать образование другим,

        пока сам продолжаешь работать над собственным образованием»

А. Дистервег

Современное образование — один из наиболее динамичных процессов, изменения которого определяются происходящими в современном обществе переменами. Происходит формирование новой информационно-образовательной среды. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к разнообразию новых средств обучения. Однако их эффективное методическое применение часто становится проблемой для современного педагога.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер.

Интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей:

- достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

- выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе за счет формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, работе с одаренными детьми;

- организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- эффективному использованию учебного времени, в том числе за счет уменьшения трудоемкости выполнения педагогическим работником действий по передаче знаний, умений и навыков путем автоматизации части профессиональных задач.

Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках в начальной школе позволяет педагогам использовать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации школьников для активного участия в образовательной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

- усиление интенсивности урока;

- повышение мотивации учащихся;

- мониторинг их достижений.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Доказано, что ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Поэтому, одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание презентаций.

Например:

Проект урока окружающего мира во 2 классе

(УМК «Школа России» Плешаков А.А.)

с использованием интерактивного оборудования и Интернет - ресурсов

Тема: Что такое экономика?

Цель: знакомство учащихся с понятием «экономика»; с ее составными частями (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля); первоначальные представления о простейших отдельных производственных процессах и соответствующих профессиях людей.

Задачи:

- сформировать новое понятие «экономика»;

- выделить отдельные части экономики, показать взаимосвязь этих частей;

- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей;

- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации;

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

Планируемые результаты:

Личностные: ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

- проводить рефлексию результатов деятельности;

- проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики.

Регулятивные:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действий;

- корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и результата.

Коммуникативные

- слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном (групповом) обсуждении вопросов;

- организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Предметные: усвоение понятия «экономика»; составных частей экономики; первоначальные представления о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей.

Оборудование:

- Презентация;

- карточки с названиями отраслей экономики;

- карточки-тесты для индивидуального опроса;

- выставка рисунков «Профессии родителей»;

http://festival.1september.ru/articles/412404/

Ресурсы: Ноутбук для пары учащихся с выходом в ресурсы сети Интернет.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная форма, работа в паре, работа в группе

Технология изучения темы

Этап I. Самоопределение к деятельности

Цель: актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока «городской дом», «сельский дом», с опорой на жизненный опыт; мотивация к изучению темы.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме; умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить проблему поискового характера; ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Учебные задания

Задание 1

Карточки с заданиями теста № 1, 2, 3 (разный уровень сложности).

http://festival.1september.ru/articles/536994/

Форма работы: индивидуальная

Задание 2

Класс делится на 2 команды – «сельские жители» и «городские жители».

Учитель. Семья решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же поселиться: в городе или в селе. Убедите, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства.

За аргументированные довод – фишка.

Ответы детей. «Городские жители». (Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи). «Сельские жители». (Есть газ, газовые и электроплиты; чистый воздух, речка; все в селе знают друг-друга, помогают соседям, вырастить «чистые» овощи, фрукты.)

Форма работы: фронтальная

Этап II. Учебно-познавательная деятельность

Цель: научить обучающихся формулировать понятие «экономика», ее составные части; показывать взаимосвязь между частями экономики; дать представления о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей.

Планируемые результаты

Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме; умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

Регулятивные: корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и результата; действовать по плану (предлагаемому заданием); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; донести свою позицию до других, грамотно оформлять свою мысль в устной речи.

Предметные: усвоение понятия «экономика»; составных частей экономики; получение первоначальных представлений о простейших отдельных производственных процессах и соответствующих профессиях людей; формирование умения видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики; обучение переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Учебные задания

Учитель. Где бы ни жил человек, и взрослый, и ребёнок, что бы он ни делал, идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…..

Задание 1

Какое слово зашифровано?

НО ЭКО КА МИ (Экономика).

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,39444/Itemid,5501300/

–Тема урока «Что такое экономика?».

–Давайте определим цель урока. Для этого используйте начало фразы.

– Я думаю, что узнаю…

– Мне хотелось бы узнать …

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,39444/Itemid,5501300/

– Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.

– Что такое экономика? Для этого необходимо разгадать кроссворд.

В середине кроссворда откроется нужное нам слово.

Задание 2 Кроссворд.

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27372

(Экономика – хозяйство)

Форма работы: фронтальная

Задание 3 Знакомство со значением слова «экономика».

http://www.chtotakoe.info/articles/ekonomika_302.html

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,39444/Itemid,5501300/

Учитель: В поисковой системе задаём слово «экономика». Получаем ответ. Увеличиваем текст. Читаем… (Экономика – от др.-греч. слов ЭКОС – «дом» и НОМОС – «закон», буквально – «правила ведения хозяйства» или «ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (учитель открывает карточки).

– Главным в любой деятельности является ЧЕЛОВЕК.

ЛЮДИ ПРОИЗВОДЯТ

РАСПРЕДЕЛЯЮТ ОБМЕНИВАЮТ

ПОТРЕБЛЯЮТ БЛАГА

– Блага – то, что необходимо человеку для жизни.

Форма работы: индивидуальная

Задание 4 Значение экономики. В помощь учителю.

http://bibliotekar.ru/biznes-13/2.htm

Для чего нужна экономика? Откуда берутся блага для удовлетворения потребностей?

Учитель: Давайте определим, важна ли экономика. Что необходимо человеку для жизни, какие блага? (Продукты питания, одежда, жильё.)

– Откуда это появляется в вашей семье? (Покупают родители).

– На что можно купить необходимые блага? (На деньги, которые зарабатывают родители).

– Ваши родители имеют разные профессии, работая на железной дороге, продавцами, водителями, швеями… Получив за свою работу деньги, родители в семье, как и в государстве:

РАСПРЕДЕЛЯЮТ

ОБМЕНИВАЮТ

ПОТРЕБЛЯЮТ

– Важна ли экономика для вас, для вашей семьи, для государства?

Задание 5 Части экономики.

Учитель. Я представлю экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Части экономики называются:

ОТРАСЛИ

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,39444/Itemid,5501300/

http://festival.1september.ru/files/articles/53/5369/536994/pril1.ppt

– В какой отрасли трудятся ваши родители?

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,39444/Itemid,5501300/

Выставка рисунков «Профессии родителей».

Форма работы: фронтальная

Задание 6 Загадки о людях (профессиях).

http://www.igraza.ru/page-4-1-8.html

Форма работы: фронтальная

Задание 7 Угадай профессию.

http://www.oeconomica.ru/metodicheskaya-kopilka/ekonomika-dlyamladshix-shkolnikov/9

Форма работы: фронтальная

Этап III. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Что такое экономика?».

Планируемые результаты

Личностные: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей простые правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять успешность выполнения своего задания.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные: слушать других, формулировать мысли вслух.

Предметные: называть основные отрасли экономики; уважительно относиться к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

Варианты учебных заданий

Задание 1 Выполнение теста.

1. Как называется все, что нужно людям для жизни?

а) Потребности б) Экономика в) Природа г) Товары

2. Что относится к услугам?

а) Телефон б) Лекарства в) Телевизор г) Химчистка

3. Что относится к товарам?

а) Ремонт б) Стрижка в) Продукты г) Отопление

4. Что дает человеку автомобили, одежду?

а) Природа б) Экономика в) Окружающая среда г) Экология

5. В чем состоит главная задача экономики?

а) Удовлетворять потребности людей в) Оказание услуг

б) Производство товаров г) Соблюдение правил ведение хозяйства

Форма работы: индивидуальная

Задание 2 Самостоятельная работа по карточкам.

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27372

Форма работы: индивидуальная

Задание 3 Ребусы по экономике.

http://www.igraza.ru/page-1-1-6.html

Форма работы: фронтальная

Этап IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес к выполнению заданий поискового характера; научить ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Предметные: формулировать понятия «экономика», «отрасли экономики»; видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики; переносить знания об экономике в повседневные ситуации.

Регулятивные: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные: оформлять свою мысль, высказывать свою точку зрения.

Варианты учебных заданий

Задание 1 Проблемные ситуации.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,39444/Itemid,5501300/

Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, необходимо каждый день выпивать стакан молока. Предлагаю провести игру «Как к нам стакан молока пришёл?» (Все отрасли взаимосвязаны.).

Форма работы: работа в парах

Задание 2 Зачем нужны деньги?

Учитель. Представьте такую ситуацию: на машиностроительном заводе из стали сделали подъёмный кран. Он нужен строительной отрасли. Как же поступить работнику СТРОИТЕЛЬСТВА и ПРОМЫШЛЕННОСТИ?

Форма работы: работа в парах

Этап V. Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, корректируя информацию.

Коммуникативные: умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Предметные: выделять отдельные части экономики, показывать взаимосвязь этих частей; видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики.

Самоанализ и самооценка ученика

Продолжите фразу:

– Было интересно узнать, что…

– Меня удивило …

– Было трудно…

– Теперь я знаю, что…

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют педагогу:

• наглядно представлять материал;

• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

• регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении.

Использование презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.

Использование информационно-коммуникативных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а детям возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Несомненно, применение данных технологий приведет к повышению эффективности и качества процесса обучения, активизации познавательной деятельности учеников.

Одним из существенных условий реализации государственного образовательного стандарта по всем предметам является использование в школьной практике информационных и коммуникационных технологий. В активизации познавательной деятельности учащихся особую значимость приобретают информационно-коммунникационные средства обучения. Мультимедийные обучающие программы, интерактивные школьные доски и электронные учебники, мультимедийные тренинговые, контрольные и диагностические программы, игровые компьютерные программы. Информационные и коммуникационные технологии должны войти в повседневную систему контроля, оценки и мониторинга учебно-образовательных достижений школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах"

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Статья раскрывает возможности школы в сохранении здоровья....

Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ

В данной работе рассказывается о бособенностях применения игр в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ. Показаны основные виды игр....

Использование тестовой технологии на уроках в начальных классах

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками.  Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контрол...

Преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах/

     В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления....