Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ
методическая разработка на тему

Гагаева Елена Николаевна

В данной работе рассказывается о бособенностях применения игр в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ. Показаны основные виды игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ».

Подготовила учитель  Гагаева Е.Н.

                                                     Отношение игры к развитию – это

                                                      отношение  обучения  к  развитию.

                                                 Игра – источник развития и создаёт

                                                       зоны    ближайшего   развития.

                                                                                     Л. С. Выготский

          Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, смогу решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирала в себя».

В результате систематического использования игровых форм обучения повысился  темп работы на уроках, возросла активность учащихся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей классов YIII вида требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволили однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.    В начале урока, в основном, провожу короткие игры, в процессе которых проверяются сформированные знания и умения.

    Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т.д., провожу в конце урока, чтобы не нарушать ход занятия.

    Для активизации инертных, пассивных детей использую игры с элементами соревнования. Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе урока, применяю для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды,  анаграммы, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагаю разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.                                                                                                      

Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

  •   Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу провожу со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
  • На какую пристань ты причалишь?

Дидактическая  цель. Закреплять прием сложения однозначного и двузначного чисел без перехода через десяток. Оборудование. Рисунки кораблей.

Содержание. Учитель сообщает детям, что они будут играть в командиров и моряков, которые должны правильно определить свой корабль и пристань, куда причалить (куда приплывет корабль) .

Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунки десяти— двенадцати кораблей, на которых написаны их порядковые номера. Ученикам 1-й команды выдаются карточки с примерами, с помощью которых зашифрованы номера кораблей, на которых они поплывут. Учащиеся, решая примеры на сложение однозначного числа с двузначным без перехода через десяток, определяют свой корабль. Далее они выполняют другое задание. Ниже кораблей кружками обозначены пристани, в которых написано название города и номер пристани. Учитель выдает ученикам другие карточки с примерами, в которых зашифрован маршрут до пристани. Дети поочередно решают примеры и ведут свой корабль до заданной пристани. (Перемещают рисунок корабля до соответствующей пристани.) Соревнование по командам (звездочкам) проводится аналогично.

Учитель записывает на доске те примеры, при решении которых учащиеся допустили ошибки. В конце игры он привлекает к анализу ошибок всех учащихся.

  • Определи маршрут корабля

Дидактическая   цель.  Закреплять  приемы  сложения  и вычитания двузначных чисел без перехода через разряд. Оборудование. Рисунки кораблей.

Содержание. Учитель прикрепляет к магнитной доске рисунок корабля и изображает схематично (кружками) пристани, обозначая каждую из них своим номером, а ниже их-примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням. Например:

72+16        96-34      32+24      3 2+14

Учитель вызывает поочередно учеников (моряков) 1-й команды. Первый ученик решает пример, записанный под кораблем, показывает стрелкой, к какой пристани причаливает корабль. Он ведет свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведет корабль к другой, где находится ответ второго примера, и т. д.

Далее учитель открывает на доске другие примеры для 2-й команды.

Игра продолжается аналогично. Подводятся итоги соревнования.

  • Где произойдет стыковка космических кораблей?

Дидактическая цель. Формировать вычислительные навыки.

Содержание. В космос в заданном направлении запущены 3 космических корабля. Каждый ряд составит экипаж корабля. Поведут корабли 3 летчика-командира (3 ученика от каждой команды поочередно). Все другие ученики — помощники командира. Каждый корабль летит в заданном направлении. Его путь зашифрован примерами, выше которых записаны ответы, один из них определяет направление данного корабля. Необходимо показать стрелками правильный путь полета каждого космического корабля. В заданном направлении корабли стыкуются, стрелками надо показать, где они встретятся. Если вызванные ученики (командиры) будут ошибаться, то члены экипажа должны исправлять ошибки своего командира. Полет покажет, кто станет настоящим командиром. Учащиеся от каждой команды выходят поочередно к доске и решают по одному примеру.

Побеждает тот экипаж, который не допустит ни одной вычислительной ошибки и правильно определит место стыковки космических кораблей.

Приведем схему полета космических кораблей.

       Задачи на умножение

             и деление.

  •  Четыре умные мышки

      Читать любили книжки.

      Каждая мышка

      Прочла по две книжки!

      Сосчитай-ка скорей,

      Сколько книжек у мышей?

  • У резной избушки

      На лесной опушке

      Бельчата гуляли,

      Орехи считали.

      На четыре кучки их разделили,

      В каждую кучку по три положили.

      Если таблицу умноженья знаешь,

      То без труда орехи сосчитаешь.

  • Любит рыбу кот Василий.

      Может съесть он в день четыре.

      Сколько съест он за пять дней?

      Посчитайте поскорей!

Игра "Где чей домик?" 

Цель: Формировать умение сравнивать числа в пределах ста, логические структуры мышления, учить понимать символику, работать по алгоритму. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремленность.

  • Содержание: Ребенок попадает в город Цифроград и помогает расселить цифры в домики, согласно знакам - указателям: < или >. Сказочный сюжет помогает ребенку осознать, что цифры обозначают то или иное число, которые надо уметь сравнивать.

  • Игра «Наложенные картинки»

Цель: развитие зрительного гнозиса.

Метод изложения материала: игра.

-Каких  животных нарисовал художник на картине? (Художник нарисовал на картине корову, свинью, собаку, кошку, белку).

-Какое животное лишнее? Почему? (Лишнее животное – белка. Белка – дикое животное, а остальные – домашние.)

  • Игра «Составь из слогов слова»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Метод изложения: игра

-Чтобы не заблудиться в лесу,  белка  разложила на тропинке  шишки.

-Посмотрите внимательно: на шишках записаны слоги. Составьте из них три слова.

-Какие слова у вас получились? (Белка, белочка, бельчонок).

-Как можно назвать эти слова? (Это родственные слова).

-Какая общая часть в этих словах?

Вывод: что определяли в родственных словах?  (В родственных словах определяли общую часть). 

  • Сколько звуков в слове?

Цель : развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры: детям дается задание - вставить цветок в тот домик, цифра на котором соответствует количеству звуков в слове, обозначающем этот цветок.

  • Магазин игрушек 

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.

  • Построим пирамидку.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.

Ход игры. Среди картинок учащиеся находят сначала те, в названиях которых 3, затем 4 и 5 звуков. Выбирают букву, соответствующую каждому звуку. Буквы одного слова выделены одним цветом. 

  • Игра “Слоговое лото”.

Цель: Развивать умение составлять из слогов слова.

Содержание: Прочитайте слоги и придумайте с ними слова:

га- … (газета, газель…); гу-…(гуси, гудок…); ка-… (калина, кабина, камин); ко-…  (корова, корона, кокон); гру- … (груша, грустить); глу- … (глухой, глубокий); кро-…

(кровать, кроссовки, крона); кар- … (картина, картофель); гра- … (грамота, граница).

  • Игра “Подбери пару”.

Цель: Закрепить умение составлять словосочетания существительное + прилагательное.

Содержание:

ковёр                  красивый                                  гость                  громадный

кепка                   кожаный                                   город                 грубый

костюм                 красный                                   грузчик              гостеприимный

кресло                 коричневый                              галстук              голубой

карандаш             красивый                                  глаз                    громкий

кофе                     квадратный                               голос                 грязный

комната                клетчатый                                 гора                   горький

кофта                    крепкий                                     гриб                  грустный

  • Игра “Твёрдый – мягкий”.

Цель: Развивать фонематический слух.

Содержание: Поднимите синюю карточку, если в слове услышите [н], зелёную – [н’].

Слова: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.

  • Поднимите синюю карточку, если в заключительном слове каждой строки стихо-

творения услышите [м], зелёную – [м’].

       На полу скребётся мышка.

       Спит в берлоге бурый мишка.

       Этот мишка очень мил,

       Только лапы он не мыл.

       Убежала в норку мышка.

       Спать залёг в берлогу мишка.

       Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.                    

        В  процессе обучения учащиеся не только овладевали   установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои    познавательные способности и творческие силы.

        Такие игры закрепили знания детей, развивали логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.

        Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии – 1966, № 6., с.76.
  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений //Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А.; под редакцией Б. П. Пузанова. – 3 изд.,доп.- М., Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал, №6, 2003
  4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1998.
  5. Пентегова Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики. //Начальная школа, 2000, №11.
  6. Начальная школа. Приложение к газете 1 сентября. 2001.

7.Хейзинга Й. Статьи по истории культуры. М., 1997.

    8.Кушнерук Е.Н.  Занимательность на уроках математики в начальных классах

9.Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах.  М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»

«Коррекция  письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...

Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...

Формирование осознанного чтения обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы.

Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения обучающихся, являются уроки тематического обобщения. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему орг...

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Использование игровых технологий на уроках в начальных классах"...