Главные вкладки

    Формирование осознанного чтения обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы.
    учебно-методический материал по чтению на тему

    Фомина Ольга Валентиновна

    Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения обучающихся, являются уроки тематического обобщения. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы. Одним из вариантов заданий, проверяющих  проверку знаний детей по изученной теме, являются тест – опросники по теме раздела содержания учебника по чтению. Тест – опросники  можно использовать для индивидуальной и групповой работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_osoznannogo_chteniya_obuchayushchihsya.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование осознанного чтения обучающихся начальных классов

    специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

    Разработка тест – опросников

    по разделам содержания учебников по чтению для 2-4 классов.

    Сознательность (или осознанность) чтения является основным качеством чтения, формируемым у обучающихся на уроках чтения и развития речи.

    Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.

    Реализация задачи по развитию сознательности чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника чтения. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы; работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.

    Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения школьников, являются уроки тематического обобщения.

    Уроки тематического обобщения являются необходимой формой организации работы по чтению, так как способствуют развитию логического мышления учащихся. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему организуется учителем с первого урока темы.

    Одним из вариантов заданий таких уроков является тест – опросник по теме раздела содержания учебника по чтению (лист формата А-4 с заданиями в табличной форме «Вопрос-ответ»).

    Формы заданий тест – опросников.

    Задания, в которых правильный ответ надо самостоятельно записать, дополнить, вставить пропущенное слово, предложение или дату.

    Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. К заданиям даются готовые ответы на выбор. Выбрать из группы ответов правильный ответ (ответы).

    Задания, состоящие из элементов двух столбцов. Установить соответствие между столбиками.

    Задания на знание правильной последовательности событий или расстановку цифр.

    Задания эмоционально – оценочного или творческого характера, на проверку межличностных отношений, знаний об окружающем мире, дополнительные вопросы по теме раздела и пр. Необходимо записать своё мнение, отношение к происходящему и т.д.

    Работа с заданиями тест – опросника по разделам учебника проводится во 2, 3, 4 классах. Сначала дети вместе с учителем по страницам учебника кратко вспоминают название, автора и содержание прочитанных произведений. Затем учитель объясняет, как нужно работать с заданиями тест – опросника, зачитывая каждый вопрос. Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, учащимся надо оказывать помощь. Эта помощь может быть незначительной в виде уточняющих, наводящих вопросов. Сильным обучающимся помощи в таком объеме им будет достаточно, что считается хорошим показателем. Позже дети самостоятельно работают с заданиями и учебником. Допустима индивидуальная помощь учителя к обучающимся, испытывающим трудности. Возможна работа в парах «сильный и слабый обучающийся».

    О том, что обучающийся справился с заданиями тест – опросника свидетельствует тот факт, что школьник достаточно хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно, кратко и правильно отвечает на вопросы, выполняет задания в отведённое время до конца. Учитель проверяет задания, делает выводы о выполненной работе, отмечает детей, полностью справившихся с работой. Устная работа над ошибками проводится с обучающимися, допустившими ошибки в заданиях. (можно с использованием учебника). Ставится оценка за работу и в журнале.

    Работа с заданиями тест – опросника на уроках чтения предусматривает и межпредметные связи с уроками развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, письма и развития речи, математики.

    Работа с тест – опросниками, направленными на обобщение темы раздела учебника, реализует такие цели и задачи:

    цели: формирует одно из основных качеств чтения обучающихся: осмысленно воспринимать прочитанное;

    формирует навык самостоятельной работы с книгой с использованием вопросов и заданий к теме;
               задачи: учит объединять тексты темы;

                формирует навык осознанного чтения, связанного с пониманием учениками смысловых отношений различной степени сложности и подтекста;

                учит находить в тексте предложения и слова для ответа на вопросы;

                учит по частям текста узнавать названия произведений, его автора;

                учит раскрывать художественные и поэтические особенности произведений;
               учит понимать эмоциональное настроение художественного произведения;

                учит понимать эмоциональное настроение персонажей художественного произведения;

                совершенствует работу обучающихся над словом (объяснение значения новых слов и выражений);

                учит объяснять значение произведений малых жанров;

                учит соотносить содержание произведения со смыслом предварительно разобранной пословицы;
               формирует умение обоснованного выбора понравившегося произведения;

                совершенствует технику чтения на ранее изученных текстах;

                закрепляет определённые знания об окружающей действительности;

                развивает долговременную память;
               развивает творческое воображение;

                  реализует воспитательные цели и задачи в зависимости от темы раздела учебника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

    Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

    Дидактические материалы по чтению для 4 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида

    Данный материал предназначен для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида как дополнительный материал по чтению....

    Урок чтения в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида В.А.Осеева "На катке".

    Урок с использованием индивидуальной и дифференцированной работы на уроках чтения. В моем классе есть дети, которые даже в 10 лет с трудом читают и понимают предложенный текст, но воспринимают на слух...

    Внеклассное мероприятие для начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната: «Чистота – залог здоровья»

    Данное мероприятие предназначено для воспитанников начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида с целью привития совокупности гигиенических правил поведения человека, способ...

    Открытый урок чтения в 3 классе специальной (коррекционной) школы-интернат 8 вида

    Сокольская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 видаОткрытый урок по чтению в 3 классеЧтение рассказа «Листобой» по Ю.КовалюУчитель-Толстова Наиля ТагировнаЦель: 1. Через текст рассказа изучит...

    Листы индивидуальных достижений учеников начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Листы индивидуальных достижений школьников составлены по основным предметам, преподаваемым в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и представляют собой критерии отслеживания качества знаний, ум...

    Использование игровых технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ

    В данной работе рассказывается о бособенностях применения игр в специальной (коррекционной) школе для детей с ОВЗ. Показаны основные виды игр....