Профилактика и превенция семейного неблагополучия
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Букина Светлана Михайловна

Семья - первый агент социализации школьника. От атмосферы вокруг ребенка зависит его успеваемость и поведение. Если вовремя диагностировать проблему в "ячейке", можно избежать многих проблем у ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского

           

        Технологии первичной профилактики семейного неблагополучия

                                                                    Работа учителя

                                                                 начальных классов

 Букиной С.М.

                                                     Гатчина    

                                                       2021        

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

Актуальность………………………………………………………………2

Степень разработанности проблемы……………………………………..5

Объект технологии………………………………………………………...9

Предмет технологии ………………………………………………………9

Цель технологии …………………………………………………………..10

Задачи технологии…………………………………………………………10

Методы диагностики, обработки и анализа данных…………………….12

Критерии для принятия решений…………………………………………14

Методы терапии……………………………………………………………15

Стандарты предписанных действий………………………………………21

Алгоритм……………………………………………………………………22

Исполнители технологии ………………………………………………….24

Критерии эффективности………………………………………………….24

Источники…………………………………………………………………...27

Введение

      На протяжении всех времен семья является первичной ячейкой любого общества. Она воспроизводит новых членов социума, занимается их воспитанием, а также выполняет ряд других немаловажных функций. Семья – объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. В современном обществе роль семьи как социального института обесценивается, так как меняются приоритеты личности, а функции, выполняемые ею, перестают быть уникальными. Семья, одна из тех групп, которые наиболее подвержены влиянию общественных изменений, а значит, ей необходимо оказывать помощь, чем и занимается социальная работа с семьей, одним из важнейших направлений которой и является первичная профилактика семейного неблагополучия.

Актуальность

   Сегодня в обществе происходит снижение семейных ценностей, ослабевают мотивы на семейное поведение, отсутствует потребность в нескольких детях. Все это может приводить к формированию семейного неблагополучия. Положение семей в России можно наглядно изучить, ознакомившись со статистическими данными.  За последние несколько десятилетий произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в довольно позднем возрасте. В общей совокупности одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Сегодня семьи с одним ребенком составляют 34%, с двумя детьми - 15%, а многодетные - 2,7%. Почти половина семей вообще не имеют детей. Таким образом, российская семья стала традиционно однодетной. Так, в 2014 году было зарегистрировано 1225985 браков, на которые пришлось 693730 разводов. Подобное соотношение браков и разводов можно наблюдать на протяжение нескольких лет, что позволяет сделать следующий вывод: половина браков в РФ распадается. В 2015 году, на 100 браков пришлось 57 разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность семей, супружеская неверность, проблема распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость.    

   По статистике на 34 млн. супружеских пар приходится 3 млн. незарегистрированных браков. Увеличивается число детей, рожденных вне брака. Закрепляется тенденция роста числа внебрачных рождений детей, при этом каждый десятый ребенок рождается у матерей моложе 20 лет. Увеличение числа разводов в комплексе с внебрачной рождаемостью приводит к росту неполных семей.

   Угроза семье остаться без отца также велика из-за высокого уровня мужской смертности в трудоспособном возрасте по неестественным причинам, превышающей в 4 раза смертность среди женщин. В последнее время резко возросло количество семей, получающих пособие по потере кормильца. Потенциальные последствия этого явления негативны и многообразны, включая раннее сиротство детей и воспитание внуков без дедушек и бабушек.

   Кризис в российском обществе затронул и нравственные устои семьи. Это напрямую отразилось на увеличении числа детей, нуждающихся в особой защите и поддержке государства. Растет число детей, отобранных у родителей по причинам неисполнения ими своих обязанностей, пренебрежения  интересами и потребностями детей, жестокое обращения.  Так, в 2009 г.  жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей, в результате 1914 детей погибли; 12,5 тысяч детей числятся в розыске. По данным Министерства внутренних дел в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей.

  Все семьи условно можно разделить на благополучные и неблагополучные. Неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям. Благополучные семьи, имеющие риск факторы риска можно назвать семьями группы риска. К ним можно отнести следующие виды семей: неполные, многодетные, молодые, малообеспеченные, семьи с ребенком-инвалидом, семьи, где один или оба родителя являются инвалидами, семья «маленькая мама», семьи выпускников интернатов, семьи мигрантов и замещающие семьи.

К чему же ведет семейное неблагополучие?

   Семейное неблагополучие оказывает негативное влияние как на личность (особенно сильно влиянию поддаются дети), так и на общество в целом.

   Что касается личности ребенка, к негативным последствиям можно отнести следующее:

  1. Появление внутриличностных проблем у ребенка (эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность)
  2. Эмоциональные расстройства (беспокойство, пониженное настроение, нарушение сна и аппетита, непослушание, агрессия)
  3. Деформация социализации ребенка, что ведет к неверному понятию сценария жизни, который будет воспроизводиться им в будущем
  4. Недостаток внимания, контроля, что может склонить ребенка к девиантому поведению, а в последствие к правонарушениям
  5. Насилие ребенка в семье
  6. Снижение образовательного потенциала ребенка, его культурного уровня
  7. Употребление детьми алкоголя, наркотиков
  8. В случае отобрания детей у их законных представителей, они помещаются в специализированные учреждения, что также негативно сказывается на их дальнейшей судьбе
  9. Социальное сиротство

   Социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

   Если говорить, о негативных последствиях для общества, также можно выделить ряд проблем.

  1. Рост подростковой и детской преступности, как следствия девиантности и правонарушаемости и детей, в результате недосмотра, нехватки воспитания. Если говорить в целом – рост криминогенной обстановки
  2. Снижение образовательного и интеллектуального потенциала в обществе, так как зачастую, дети из неблагополучных семей не показывают успехов в обучении, их образование ограничивается 9 классами или среднем профессиональным образованием. В последствие это ведет к проблемам с трудовыми ресурсами общества
  3. Неправильное воспитание, неусваивание правильных семейных норм и ролей ведет к повторению образца, усвоенного в детстве на свою будущую семью

               Степень разработанности проблемы и современные подходы к ее решению

Говоря о степени разработанности проблемы семейного неблагополучия можно выделить ряд подходов, на которые можно опереться, составляя план, первичной профилактики семейного неблагополучия.

Рассмотрим теорию адаптации.

Социальная адаптация – это не только состояние человека, но и  процесс, включения индивида в социальную среду, путем усвоения норм, ценностей и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе социальной адаптации, социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к воздействию на него социальной среды. Человек – объект воздействия среды. Осознавая это, он способен влиять на нее, менять условия, в которых находится, то есть, становится и активным социальным субъектом. Одним из видов социальной адаптации – является педагогическая.  Педагогическая адаптация связана с приспособлением индивида к системе образования, обучения и воспитания, благодаря чему формируется система ценностных ориентаций личности. Одной из самых актуальных проблем для социальных работников, занимающихся  профилактикой семейного неблагополучия, является именно нарушение педагогической адаптации детей и подростков, такие семьи часто обладают малым воспитательным потенциалом. Либо в силу отсутствия присмотра за детьми, либо – алкоголизм или деликвентное поведение в семье, когда родители не хотят уделять детям должного внимания.

Системно-экологический подход

   Позволяет производить углубленную оценку семейной ситуации ребенка, исходя из принципа первостепенного внимания к интересам ребенка и их наилучшему обеспечению.  Углубленная оценка позволяет отслеживать динамику в ситуации клиента, те внешние и внутренние изменения, которые происходят в результате работы специалистов, таким образом, может выступать инструментом измерения эффективности социальной работы. Сбор информации о семье предполагает структурированные диагностические интервью с детьми и родителями. Продолжительность работы зависит от количества членов семьи, их индивидуальных особенностей, обусловливающих легкость/трудность общения, и составляет несколько часов общения в течение от одного до трех дней. Кроме того, предусматривается количественная обработка и графическое представление данных, что позволяет охватить ситуацию в целом, а также облегчает анализ динамики семейной ситуации ребенка. Сюда же можно отнести метод экокарты, и рассматривать влияние на семью окружающей среды, так как именно семья подвержена изменениям извне. В России большинство причин семейного неблагополучия обусловлено именно внешними причинами.

Ресурсный подход

  У каждого клиента имеются свои ресурсы, которые могут быть как внешними, так и внутренними. В процессе работы необходимо осознать: 1) какие ресурсы у клиента уже имеются в развитом состоянии, 2) какие ресурсы имеются, но при этом нуждаются в развитии, 3) какие ресурсы у клиента полностью отсутствуют. Определив это, можно разработать технологическую основу работы с клиентом, где позиции 2 и 3 могут предопределить направления решения проблем клиента, а позиция 1 - механизмы решения проблем. технологизация социальной работы, предполагающая, помимо прочего, использование чёткой и упорядоченной системы методов, ведет к тому, что комплексные методики работы с клиентами должны быть ориентированы на использование потенциала личностных качеств и внешней среды клиента. Ресурсы человека имеют все основания становиться объектами технологий социальной работы в двух аспектах:

- технологии, используемые в работе с клиентом, должны быть направлены на пробуждение и активизацию тех элементов ресурсного потенциала, которые нуждаются в развитии;

- технологии социальной работы основаны на активном использовании наиболее развитых ресурсов клиента в целях активизации иных, менее развитых или «дремлющих» ресурсов клиента.

   Автономность и самоопределение клиента очень важно в плане сохранения его самооценки, повышения его творческой активности и т.п. Но это явление может иметь и оборотную сторону. Если речь идёт о социально неблагополучной семье, то определять грани автономности нужно с большой осторожностью. При чрезмерной свободе может проявиться элементарный отход от вектора реабилитационных мероприятий, что снизит их эффективность; при подавлении автономности у клиента может нарастать протест против чрезмерной опеки. [1]

Кризис семьи

Мировой экономический кризис, уменьшение реальных доходов населения на фоне быстрого роста цен приводят к спаду потребления благ и услуг, следствием чего является резкое ухудшение качества жизни семьи. Таким образом, кризис семьи проявляется:

  1.  в падении жизненного уровня семьи (безработица, низкие доходы);
  2.  в нарастании бедности и воспроизводство ее в новых поколениях;
  3.  в расслоении семей по уровню доходов;
  4.   в бездомности (рост числа бомжей);
  5.   в дезадаптированности семьи к новым условиям существования;
  6.  в падении нравственных устоев семьи;
  7.  в изменении норм поведения (алкоголизм и наркомания родителей, жестокое обращение с детьми, жестокость в супружеских отношениях);
  8.  в нарастании психологических конфликтов в семьях;
  9.  в  росте числа разводов и опасности развода (два развода на три новых брака);
  10.  в разрушении структуры семьи (неполные, материнские, альтернативные, маргинальные семьи);
  11.  в сокращении числа детей на каждую семейную пару (распространение однодетных семей);
  12. в росте внебрачной рождаемости, в том числе,  у несовершеннолетних женщин;
  13.  в утверждении устойчивого существования вне семьи (одинокая жизнь);
  14.  в появлении «альтернативных» типов семьи (вплоть до однополых).

 Следовательно, семейное неблагополучие в России в большинстве случаев порождено общественными условиями и, как правило, неблагополучные семьи, деформируют личность ребенка.

Типы неблагополучных семей

   Неблагополучные семьи подразделяются на семьи: с явной (открытой) формой неблагополучия; со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

   Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. К ним можно отнести конфликтные или алкоголизированные семьи.

   Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Теория семейного благополучия

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой,  однократной помощи специалистов.

Благополучие семьи характеризуется критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.

1.  Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

2.  Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.

3.  Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

4.  Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества. Следовательно, благополучная  семья должна обеспечивать: воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;  формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей; эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи; условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

  Хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность;  уважение друг к другу; честность; желание быть вместе;  сходство интересов и ценностных ориентации.

 

Факторы семейного благополучия

Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы — сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.[2]

Профилактика семейного неблагополучия

Работа по решению проблем семейного неблагополучия осуществляется по двум направлениям:

1.      Первичная  профилактика  семейного  неблагополучия  - работа  с семьями на ранней стадии;

2.      Реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

В рамках первичной профилактики основной упор работы делается на профилактику предпосылок семейного неблагополучия, делая акцент на сохранении для ребенка полноценной семьи.

Работа по реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении, заключается в сглаживании и устранении негативных явлений (вредные зависимости, тунеядство, жестокое обращение с несовершеннолетними и т.п.), а также в сопровождении семьи с целью стабилизации ситуации в ней.[3]

                                            Объект технологии          

     Мероприятия первичной профилактики семейного неблагополучия направлены, в первую очередь, на работу с семьями и детьми, не имеющими факторов риска формирования семейного неблагополучия и не находящихся в ситуации семейного неблагополучия для профилактики формирования условий или факторов,  способствующих появлению любых форм семейного неблагополучия или жестокого обращения с детьми, т.е. на создание программы ранней профилактики семейного неблагополучия.

Следовательно, первичная профилактика семейного неблагополучия должна быть направлена на следующие объекты:

  1. Дети (начиная с раннего возраста)
  2. Будущие родители (на этапе планирования детей)
  3. Беременные женщины
  4. Благополучные семьи (с детьми и без)
  5. Несовершеннолетние родители

                                              Предмет технологии

Предмет технологии можно разделить на несколько блоков. В первом блоке предполагается рассмотреть отношения внутри семьи, во втором факторы социальной среды, которые оказывают влияние на семейное благополучие, в третьем, факторы пропаганды.

Блок 1. Внутрисемейные отношения

  1. Создание, сохранение и укрепление нормальных семейных отношений
  2. Родительская компетентность
  3. Семейные ценности и установки
  4. Детско-родительские отношения

Блок 2. Факторы социальной среды

  1. Медицинские мероприятия, направленные на рождение здоровых детей
  2. Медико-социальная помощь беременным
  3. Уровень медицинской помощи
  4. Мероприятия по профилактике ранних репродуктивных потерь
  5. Девиантность, ассоциальность  окружающей среды
  6. Службы правовой помощи семьям, детям и подросткам
  7. Наличие мест для проведение досуга
  8. Доступность образования
  9. Центры семейного консультирования
  10. Система социально-психологической помощи
  11. Координация работы взаимодействующих структур

Блок 3. Факторы пропаганды

  1. Установки на здоровый образ жизни
  2. Установки на семейное поведение, образы семей в СМИ и культуре

                                               Цель технологии

   Целью данной технологии выступает возрождения института семьи и брака, формирования и сохранения нормальных семейных отношений, ориентации на здоровый образ жизни для профилактики социального сиротства.

   Данная цель позволит снизить количество бракоразводных процессов, увеличить рождаемость, трудовые и культурные ресурсы населения, снизить уровень подростковой преступности.

                                                             Задачи технологии

1. Медицинские мероприятия, направленные на рождение здоровых детей:

  • пренатальная диагностика (УЗИ-скрининг, биохимический

скрининг);

  • медико-генетическое консультирование семейных пар;
  • неонатальный скрининг на 5 заболеваний;
  • программа «Родовой сертификат»

 

2. Медико-социальная помощь беременным:

  • внедрение системы психологического сопровождения

беременных;

  • внедрение  программы для беременных «Молодая мама»;
  • внедрение программы санаторного оздоровления беременных;
  • организация кабинетов социально-психологической помощи

беременным в женских консультациях, гинекологических

отделениях и родильных домах.

 

3. Мероприятия по профилактике ранних репродуктивных потерь:

  • организация кабинетов социально-психологической помощи беременным в женских консультациях;
  • внедрение программы обязательного психолого-социального консультирования беременной женщины при принятии решения о прерывании беременности;
  •  мониторинг абортов с уточнением причин с проведением анкетирования беременных женщин с целью изучения причин прерывания беременности;
  • внедрение системы психологического сопровождения беременных;
  •  внедрение программы санаторного оздоровления беременных;
  • внедрение  программы «Молодая мама» с созданием центров («Молодая мама», «Маленькая мама»)  для беременных женщин и молодых матерей с целью их временного размещения с последующим обеспечением жильем и трудоустройством;
  •  внедрение программы торжественной выписки из родильного дома;
  • проведение круглых столов, дней открытых дверей  в женских консультациях, центрах планирования семьи  «Семья, любовь – верность традициям», «Подари мне жизнь».

 

4. Организационно-методические мероприятия:

  • Создание Департамента семьи, как координирующего центра всех программ профилактики семейного неблагополучия
  •  Создание медико-социальных отделений в детских поликлиниках (приказ 154 МЗ РФ от 05.05.1999 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста», положение об отделении медико-социальной помощи детского амбулаторно-поликлинического учреждения).
  • Создание социально-психологических центров «Семьи» для решения вопросов сохранения, укрепления семьи и семейных отношений,  мотивации к рождению детей, профилактики семейного неблагополучия, профилактики репродуктивных потерь.
  • Создание подростковых и детских социально-психологических центров в каждом районе города.
  • Введение ставок клинических психологов в штаты детских поликлиник и женских консультаций.
  • Подготовка информационных писем, методических рекомендаций по вопросам предупреждения нежеланной беременности.
  • Развитие информационно-просветительной работы по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и снижения ранних репродуктивных потерь среди целевых групп населения (учащиеся, студенты, преподаватели, врачи, средние медработники, социальные работники, педагоги и др.).
  • Проведение рабочих совещаний по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и снижения ранних репродуктивных потерь с руководителями службы родовспоможения, психологами, социальными работниками.
  • Использование средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) по повышению мотивации к ответственному партнерству, сохранению семьи и поддержанию семейных традиций, рождению ребенка (первого и второго), предупреждению нежелательной беременности.

 

5. Создание центров «Семейного консультирования» для повышения грамотности родителей в вопросах воспитания детей, решения проблем (психологических, социальных, экономических, юридических), возникающих в семьях, воспитывающих детей (здоровых и с ограниченными возможностями).

 

6. Создание социально-психологических отделений при детских поликлиниках для выявления семей, имеющих факторы риска формирования асоциальности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или имеющих факторы риска формирования такой ситуации.

 

7. Создание социально-психологических отделений при женских консультациях, гинекологических отделениях и родильных домах для профилактики ранних репродуктивных потерь.

 

8. Развитие системы использования средств массовой информации для повышения роли института семьи в современном обществе, мотивации на рождение первого и последующих детей, повышения родительской ответственности за ребенка.

 

  1. Создание департамента «Семьи» для межведомственного взаимодействия и координации работы различных структур, обеспечивающих технологии, в том числе, и первичной профилактики семейного неблагополучия.

  1. Расширение досуговых услуг

  1. Создание семейных клубов, занятия с ними

                                 

               Методы диагностики, обработки и анализа данных

  1. Диагностическое интервью. Процедура оценивания семьи и работы с ней может включать взаимодействие с одним из членов семьи, мужем и женой, со всеми членами ядерной семьи или с группой, куда входят те или иные члены ядерной и расширенной семьи. Интервью как метод практики социальной работы – это проводимая по определенному плану беседа, цель которой – «обмен информацией для выявления и решения проблем, содействие созданию стратегий деятельности, направленных на улучшение качества человеческой жизни». Такая беседа предполагает прямой контакт специалиста и клиента. Таким образом, результаты интервью – это плод совместных усилий соционома и его клиента.

Достоинства метода интервью обеспечивают следующие факторы:

1. Возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, представлениях людей.

2. Ситуация интервьюирования, по форме близкая к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов.

3. Возможность вести наблюдение за психологическими реакциями опрашиваемого, ситуацией интервью и в случае необходимости проводить корректировку соответственно возникающим переменам.

4. Личный контакт интервьюера и опрашиваемого.

5. Общение интервьюера и респондента, обладающее подчеркнуто личностным характером взаимодействия, обеспечивает более серьезное отношение респондента к опросу.

6. Вербальный характер общения устраняет проблему непоследовательного незапланированного восприятия вопросов (что возможно в анкете).

Проводя первичное интервью в семье клиента, социальный работник может предложить поочередно членам семьи рассказать, как они видят сложившуюся в семье трудную жизненную ситуацию. Другие члены семьи должны ждать своей очереди и не перебивать говорящего. Более того, специалист может попросить, чтобы каждый член семьи высказывал только свои суждения, а не мнения о том, что говорят другие. Эти правила не только позволяют каждому члену семьи свободно высказываться, но и могут быть полезными для приучения всех членов семьи выслушивать друг друга. Таким образом, одновременно решаются задачи вмешательства в ситуацию клиента и сбора информации. Диагностическое интервью проводится со всеми членами семьи.

  1. Составление экокарты. «Экокарта» — техника, предложенная Аттеневом и Хартманом. Ее цель — схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики, кроме того, она позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.                      
          Экокарта является необходимой составной частью стратегии координации комплексной психологической помощи семье, ориентированной на расширенную семью и метасемейные взаимоотношения, — она позволяет включить в психотерапевтический процесс максимальное количество индивидов. Для составления эко-карты следует выяснить, есть ли в окружении клиентов люди (родственники, соседи, коллеги по работе), которые в действительности могли бы помочь в решении семейных проблем, но семья к ним по ряду причин не обращалась? Это же касается профессионалов, помогающих семье, — учителей, социальных работников, врачей.
  2. Составление таблицы истории жизни – предполагает анализ жизненных этапов по ряду критериев, таких как значимые события, состав семьи, место жительства и др.
  3. Составление карты и таблицы социальной сети.  В работе с сетью социальных контактов опираются на социально-экологическую теорию Курта Левина. Он утверждал, что на поведение и развитие индивида оказывает влияние его «жизненное пространство». «Жизненное пространство» имеет общие черты с экосистемой и сетью социальных контактов. Целью данного метода является узнать о контактах индивида и каким образом они происходят.
  4. Изучение документов
  5. Изучение статистики по району, в котором проживает семья или в котором ведется работа. Данный метод позволит увидеть наиболее уязвимые места в жизнедеятельности местных семей, локальные проблемы, таким образом сконцентрировав внимание социальных работников, психологов и иных исполнителей технологии на потенциальных проблемах семей.
  6. Введение системы ЭДИФАР (экспертный диалог выявления факторов риска формирования асоциального и делинквентного поведения у детей и подростков)  в школах, колледжах, Вузах с развитием технологий обучения социальных педагогов и психологов  с целью его профилактики.

      Для обнаружения индивидуальных особенностей образа жизни проводится скрининговое исследование с последующей деятельностью по созданию у индивида   мотивированного желания изменять свой образ жизни в лучшую или худшую сторону. Путем анонимного собеседования с соблюдением конфиденциальности выявляются дети и подростки, имеющие такие личностные особенности, которые в определенных средовых (внешних) условиях могут привести ребенка к употреблению алкоголя, никотина, наркотиков, либо способствовать асоциальному поведению.

     Выявление таких респондентов позволяет развивать систему мер по первичной профилактике асоциальности, девиантности подростков и мотивации их к здоровому образу жизни.

  1. Психологическая диагностика. Проведение психологических тестов. Например, тест Люшера (выяснить отношения между членами семьи), опросники для родителей.

                                              Критерии для принятия решений

Критерии для принятия решений – эталон, образ идеальной благополучной семьи. Поскольку первичная профилактика семейного неблагополучия представляет собой работу с благополучными семьями, необходимо равняться на эталон той самой благополучной семьи, и стремится к достижению подобного уровня во всех семьях.

Благополучие семьи характеризуется критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.

1.  Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

2.  Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.

3.  Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

4.  Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

При этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества. Следовательно, благополучная  семья должна обеспечивать: воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;  формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей; эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи; условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

  Хорошим браком считается тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность;  уважение друг к другу; честность; желание быть вместе;  сходство интересов и ценностных ориентации.

      Большое значение в благополучии семьи имеет разноплановая совместимость супругов: социальная, психологическая, семейно-бытовая и т.д.

 

Факторы семейного благополучия

      Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы — сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

                                                      Методы терапии

   Технологии семейной терапии имеют целью помощь членам семьи в установлении взаимоотношений, понимании возникающих проблем, конструктивном ведении диалога между друг другом и окружающими системами.  Семейные интервенции могут иметь следующие формы и направления:

• совместное решение проблем;

• выполнение "домашних заданий";

• проведение коммуникационных игр;

• групповое обсуждение проблем, ролей и конфликтов;

• позитивная коннотация (создание границ переноса проблем с одного члена семьи на всю семью);

• помощь семье в том, чтобы увидеть проблему в ином ракурсе;

• усиление супружеской или родительской субсистемы;

• инструктирование одного из членов семьи о моделях поведения или общения в сложившейся ситуации.

   В практике социальной работы применяют различные методы семейной терапии, из которых наибольшее распространение получили такие, как стратегическая терапия, экспресс-терапия, сетевая терапия, структурная модель семейной терапии. Рассмотрим подробнее некоторые подходы, которые реализуются в психодинамической и структурной моделях семейной терапии.

   Системная терапия Мюррея Боуэна. Теоретические подходы М. Боуэна наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теории систем, если один элемент системы изменяется, возникает реакция, которая приводит к изменению всей системы. Боуэн рассматривает семью как мультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль в семейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенных связей, составленная терапевтом, дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители) в контексте проблем конкретного случая и в контексте всей системы родственных связей. Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобраться, какие функции он выполняет в системе семейных отношений.

   Технология создания сети социальных контактов подразумевает организацию сетевых встреч, семейных советов, встреч-процессов и встреч группы поддержки специалистов для группового общения и принятия коллективных решений. В рамках данной технологии отдельно создается контактная сеть среди специалистов учреждений социального обслуживания семей и детей, в рамках которой принимаются решения об оказании необходимых видов помощи семьям.

   С помощью внедрения технологии "сетевой терапии" можно добиться частичного решения острой проблемы в семье. Такая технология предполагает организацию работы с ближайшим окружением семьи для поиска альтернативных вариантов решения сложившейся проблемной ситуации. При этом составляется "карта социальных связей", позволяющая увидеть, кто окружает ребенка, как складываются его отношения в семье, школе, в кругу друзей. Эта информация помогает правильному планированию реабилитационных мероприятий, а сам процесс заполнения карты способствует снятию напряжения и установлению доброжелательного контакта ребенка и специалиста.

   В социальной работе с семьей также может быть применен эмпауэрмент. Слово «эмпауэрмент» буквально означает «придание внутренней силы» кому-либо или допуск и санкционирование другого на использование этой силы. В социальной работе термин «эмпауэрмент» применяется к способу работы с клиентом, ориентирующемся на помощь клиенту в приобретении личной, межличностной и политической силы, необходимой, чтобы приобрести контроль над своей жизнью, а также над политическими действиями, организациями и отношением общества, которые неблагоприятно влияют на его жизнь.

   Фундаментальным положением для практики эмпауэрмента является твердое убеждение, что все индивидуумы и все сообщества способны изменить свою ситуацию к лучшему. Сотрудничая, люди могут добиться социальных и политических перемен. Этот подход рассматривает индивида как важный ресурс для других и как потенциального участника социального и политического действия.  Отношения между клиентом и социальным работником строятся как партнерские. Клиент выступает экспертом собственной жизненной ситуации, в то время как социальный работник исполняет роль учителя, тренера или консультанта. Эмпауэрмент делится на 3 вида: индивидуальный, групповой и на уровне организации. индивидуальный эмпауэрмент реализуется в практике социального сопровождения или работе со случаем. Он предполагает, что работа с клиентом строится на нескольких стадиях. Изначально устанавливается доверительный контакт с клиентом, затем устанавливаются партнерские отношения между социальным работником или клиентом. Позже происходит оценка ситуации и мотивирование клиента на работу над изменениями своей ситуации. Совместно с клиентом определяются цели и задачи предстоящей работы, происходит выбор пути решения проблемы. В итоге клиент выполняет взятые на себя обязательства по решению своей проблемы и, добившись перемен осознает, благодаря чему они произошли. По моему мнению, данный вид эмпауэрмента может быть применен в социальной работе с семьей с родителями или детьми. Может сложиться ситуация, когда родитель имеет затруднения в воспитании детей, ему кажется, что он не может справиться со всеми проблемами, ему не хватает времени на ребенка.  В этом случае может быть использован метод индивидуальный эмпаурмент. При помощи социального работника клиент выявит причину своей проблемы, которая, возможно, кроется в нем самом. Определит цель, которая должна быть достигнута в результате устранения этих затруднений, наметит, каким образом данная проблема может быть решена и направит свои усилия на улучшения отношений с детьми, старание лучше понять их, рационально распределить свое время. Без применения эмпауэрмента, эта проблема, скорее всего, будет решаться путем привлечения психолога. Он проведет беседы с родителями и детьми, затем, при помощи социальной диагностики будет разработана программа помощи этой семье, которая может включать посещение сеансов психолога или каких-либо тренингов, то есть будет строиться по типу «врач-пациент», и проблема не будет самостоятельно решена родителем, ключевая роль будет отведена специалистам, работающим в социальной службе.

      Следующий вид эмпауэрмента – групповой. Примером эмпаурмента на таком уровне может являться создание клубов семей. Это может быть группа таких семей, объединенных общей проблемой или проживающих на территории одного района, административно-территориальной единицы, также эти два принципа могут быть объединены. Такие объединения сами являются субъектом социальной работы, Они выполняют две функции: во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и интересов, так как, скооперировавшись можно добиться большего успеха в реализации своих прав. Это могут быть группы самопомощи, поскольку в семьях могут встречаться психолого-педагогические проблемы. Такие семьи могут консультировать друг друга по вопросам взаимоотношений внутри семьи, так как какие-то семьи уже пережили эти этапы и имеют опыт в таких вопросах, будут считаться экспертами, а другим это только предстоит, однако есть вопросы, в которых наоборот они смогут стать консультантами.

       На уровне сообщества и организации эмпауэрмент в социальной работе с семьями также может быть применен. Как уже было указано при рассмотрении группового эмпауэрмента, семьи объединяются в группы, где они могут помогать друг другу или же добиваться реализации своих прав. Эмпауэрмент может способствовать тому,  что члены такой группы, объединенной какой-либо проблемой, могут осознать свои цели и определить пути решения данной проблемы, или ее облегчения. В данном клубе может присутствовать лидер – инициативная харизматическая личность, которая при поддержке и поощрения специалиста по социальной работе может обучаться и улучшить свои лидерские качества, в последствие мотивировать остальных участников группы на устранение трудностей, которые их угнетают. Тогда коллективом семей может быть создана ассоциация или организация, которая будет решать ту или иную проблему. Делая вывод, можно сказать что семьи становятся активнее, у них есть цель, поднимается самосознание и таким образом повышается их потенциал.

  Другим направлением может служить организация семейных клубов, которые в последнее время набирают все большую популярность. Существуют клубы для семей в трудной жизненной ситуации, и клубы направленные именно на первичную профилактику или раннее вмешательство. Стоит рассмотреть некоторые из них.

        Программа работы по профилактике правонарушений " От детства к зрелости"
Это групповые встречи по программе, направленной на предоставление подросткам информации о конструктивных моделях поведения, навыках взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, анализ общего поведения, разбор основных понятий: ненависть, обида и тд.   Целевыми группами клуба выступают семьи, имеющие детей правонарушителей, семьи, где несовершеннолетние склонны к правонарушениям, семьи, имеющие трудности в детско-родительских отношениях.
Цель клуба – это профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Задачи: создание безопасной среды, формирование доверительного отношения подростка со взрослыми, устранение негативных факторов, влияющих на поведение несовершеннолетних;коррекция моделей поведения и формирование позитивных ресурсов.  Для родителей проводятся лекции, обсуждение материала и взаимодействие на конкретном примере.  Темы, которые могут быть затронуты в клубе - особенности развития личности подростка, социальная группа и ее влияние, эмоции, механизмы защиты, формирование зрелого мировоззрения, правовое регулирование, профилактика педагогической запущенности и девиантного поведения; внутренняя мотивация и внешняя симуляция, а также волевой процесс и внутренний самоконтроль. 
Что касается подростков, занятия проводятся год раз в месяц, и подросток включается в группу по мере выявления его проблем психологом в ходе индивидуальной работы. 

Следующая немаловажная программа –молодая мама. Предполагается социальная поддержка семей с детьми раннего возраста, несовершеннолетних матерей и группы риска 
Цели - укрепление родительской компетентности, профилактика возникновения трудной жизненной ситуации у семей группы риска. Задачи - повышение компетентности матерей, их просвещение; расширение их круга общения и социальных связей; профилактика нарушения детско-родительских отношений и развитие детей (двигательные, коммуникативные и иные навыки) 
4. Программа состоит из двух блоков. Занятия с родителями и совместные занятия родителей с детьми. Первое - лекции, дискуссии, получают знания и обсуждают вопросы. Второе - сенсорная комната, пальчиковая гимнастика, соленое тесто, мозаика Ожидания от клуба: расширение педагогических психологических и социальных навыков родителей; овладение приёмов взаимодействия с детьми раннего возраста, восстановление социальных связей, круга общения, социальная и психологическая поддержка.

    Следующее направление - школа ответственного родительства. Важна роль социально- профилактической работы направленной на профилактику семейного неблагополучия, повышение воспитательного потенциала семей и пропаганда семейных ценностей. Основание школы - концепция семейной политики в СПб 2012-2022.  Цель - развитие услуг по формированию родительской компетентности. Задачи - профилактика семейных трудностей кризисные периоды жизни семьи; развитие системы ранней помощи семьям с детьми раннего возраста; программы на повышение роли отца в воспитании детей; повышение соц компетентности членов семей, развитие правовой культуры семьи, доступность психологической помощи. Объекты - семьи в сложной жизненной ситуации, которые нуждаются в помощи, а также семьи в кризисном периоде - монородительские, молодые семьи, семьи с маленькими детьми и склонные к девиантому поведению Программы по работе с отдельными группами семей: программы по первичной профилактике семейного неблагополучия; вовлечение в программы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; повышение родительской компетентности. [4]

   Наряду с другими методами работы с семьей могут применяться тренинги. Тренинг - средство и форма активного овладения знаниями в ходе специально разработанных действий с целью повышения компетентности в определенной сфере. Он позволяет отработать позитивные социально значимые умения и навыки в типичных проблемных ситуациях. Тренинги строятся на диагностике, моделировании и исследовательской деятельности, принципах проблемности, обратной связи, рефлексии, целеполагания, активности, объективации (осознания) поведения, партнерского общения.

В настоящее время диапазон тренинговых программ расширился, заняв достойное место в системе образования. Семья может быть вовлечена в программу семейной терапии с обучающими тренингами с целью улучшения общения между членами семьи и решения скрытых проблем, проявившихся в кризисной ситуации.

Тренинг сочетает различные приемы индивидуальной и групповой работы. Это один из самых перспективных методов психолого-педагогического образования родителей. Особенно актуальны тренинги для родителей детей с психическими, физическими, социальными и педагогическими отклонениями от нормы.

Тренинг эффективен, если число участников в группе не превышает 12 человек, соблюдаются нормы и правила проведения занятий. При работе в группе используют такие формы, как разминка, групповая дискуссия и работа в подгруппах, ролевые (с предписанными и свободными ролями) или деловые игры, упражнения (в том числе в письменной форме), мозговой штурм.

 

Основные методы работы в тренинге:

  • разбор конкретных ситуаций, упражнения,
  • просмотр видеозаписей игр с обсуждением выделенных аспектов поведения,
  • моделирование конкретных проблемных ситуаций, метод инцидента.

Учитывая особенности семьи, специалист должен выявить причины, породившие проблему. Далее совместно с семьей определяются конкретные, достижимые цели. Например, наладить контакты ребенка с отцом, пресечь детское воровство, агрессивность подростков и др.

Работу надо построить на сотрудничестве, на поддержке членов семьи в самостоятельном преодолении трудностей. Необходимо определить препятствия и средства, способствующие их преодолению. Положительный опыт может быть использован в дальнейшем.

Образовательные тренинги направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивному взаимодействию. Среди таких навыков надо выделить коммуникативные и психологические.

 

Коммуникативные навыки включают:

  • «активное слушание» как безоценочную реакцию, свидетельствующую о заинтересованном восприятии и понимании обеспокоенными родителями своего ребенка;
  • «я-сообщение», выражающее, например, личную тревогу родителя о возможных последствиях действий ребенка, и др.

Психологические навыки включают:

  • овладение приемами раннего развивающего обучения,
  • модификации поведения ребенка,
  • игротерапия и др.

Групповые формы работы предусматривают:

  • обмен родителями опытом,
  • получение поддержки и одобрения в группе,
  • принятие на себя роли лидера при обмене информацией.

 

Воспитательные игры позволяют формировать и корректировать поведение, навыки общения, управления эмоциями. Разыгрывая различные жизненные ситуации и модели поведения, выносят рекомендации, формируют конкретные умения и навыки членов семьи успешно решать проблемы. Игра может представлять систему специальных занятий, упражнений, направленных на преодоление трудностей и нарушений, возникающих в процессе взаимодействия.

Воспитательные мероприятия могут включать организацию в семье трудовой деятельности, семейного вечера и праздника (Пасха, Масленица, Рождество и пр.), семейного чтения или написания письма своему ребенку и т.д.

 

Педагогические практикумы на темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.п. весьма эффективны при акцентировании внимания на практических аспектах решения семейных проблем.

 

Читая  лекции и проводя «круглые столы», раскрывают значение семьи в формировании личности ребенка, учат взглянуть на семью глазами ребенка, проанализировать психосексуальное развитие детей и подростков, проблемы здоровья детей, общения родителей и детей, непослушание ребенка, проблемы «дети и деньги», беспокойных подростков и другие, предлагают способы перехода от противостояния к сотрудничеству родителей и детей.

Социальный педагог может заключить контракт (договор) с семьей или ее конкретными представителями, при этом определяются желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога - определение предельных сроков, которые будут обязательны и для него, и для семьи, и помощь семье в постановке и осуществлении целей.

Вмешательство в жизнь семьи нарушает ее автономию. Поэтому внешнее вторжение социального педагога может быть оправдано только наличием определенных симптомов неблагополучия или неспособностью с ними справиться. Само вмешательство не должно быть репрессивным. Оно должно быть ориентировано исключительно на выработку семьей способности к самостоятельному разрешению своих проблем.

Характер социально-педагогической работы с семьей определяется характером ситуации: долгосрочная или кризисная.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее усилия на решение своих проблем - добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного разрешения. Цели работы социального педагога с проблемными семьями - это прежде всего укрепление семьи, а также максимальное использование ее социального и педагогического потенциала.

 

Вмешательство специалиста в семейные дела необходимо в том случае, если проблемы связаны с особенностями взаимодействия между ее членами:

  • деструктивное отношение к ребенку и между членами семьи;
  • неверные методы и формы воспитания;
  • негативный психологический климат и пр.

Наиболее распространенные формы работы социального педагога с отдельными членами семьи и со всей семьей - консультирование родителей, создание специальных воспитательных ситуаций для детей.

                                          Стандарты предписанных действий

  1. Нормативно-правовые акты

Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989г. Включает следующий ряд принципов:

  • Защита ребенка от всех форм дискриминации (ст.2)
  • Наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст.3)
  • Неотъемлемое право на жизнь, выживание, здоровое развитие (ст.6)
  • На уровень жизни, необходимый для физического, умственного и нравственного развития ребенка (ст.27)
  • Право на уважение собственных взглядов ребенка (ст.12)
  • Права ребенка на свободу мысли, слова, совести и религии (ст.14)

Семейный кодекс РФ, а также ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» гласит, что целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному, нравственному, развитию детей, реализация личности ребенка; а также поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения, воспитания, подготовки детей к жизни в обществе. Помимо этого, в семейном кодексе указаны права и обязанности родителей в отношении детей

ФЗ «Об образовании» - право детей на получение образования

ФЗ «О медицинском обслуживании» с 15 лет дети имеют право на добровольное медицинское вмешательство или отказ от него.

  1. Общие стандарты ведения случая разработаны Национальной ассоциацией социальных работников США – NASW, дополнены и апробированы специалистами Санкт-Петербурга (case management team).

 

Основные стандарты ведения случая делятся  на три группы:

  1. 1. Стандарты, относящиеся к работе с конкретным клиентом (стандарты 2-5).
  2. 2. Стандарты вмешательства на уровне системы, включая взаимодействие с другими организациями, обеспечение качества помощи и др. (стандарты 6-8).
  3. 3. Стандарты профессиональной квалификации (стандарты 1,9,10).

 

Стандарт 1. Специалист по социальной работе, занимающийся ведением случая, должен иметь высшее образование по соответствующей специальности. Специалист по социальный работе должен обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для компетентного осуществления деятельности по ведению случая.

Стандарт 2. Специалист по ведению случая должен использовать свои профессиональные умения в интересах клиента. Интересы клиента имеют приоритетное значение.

Стандарт 3. Специалист по ведению случая должен вовлекать клиента во все стадии ведения случая. Участие клиента в решении его собственных проблем должно быть максимально активным, насколько позволяют его жизненная ситуация и возможности.

Стандарт 4Специалист по ведению случая должен обеспечить соблюдение права клиента на неприкосновенность личной жизни, а также гарантировать соблюдение конфиденциальности, когда часть информации о клиенте предоставляется другим лицам.

Стандарт 5. Чтобы оказывать прямую помощь клиенту, а также координировать предоставление такой помощи, специалист по ведению случая должен осуществлять работу с клиентом на индивидуальном уровне.

Стандарт 6. Чтобы расширить доступность и повысить качество предоставляемой помощи, специалист по ведению случая должен осуществлять работу на организационном и межорганизационном уровнях.

Стандарт 7. Специалист по ведению случая должен быть информирован о доступности и количестве ресурсов, необходимых для оказания помощи клиенту, а также нести финансовую ответственность за все действия по ведению случая.

Стандарт 8. Специалист по ведению случая должен принимать участие в оценке качества предоставленной клиентам помощи, а также в оценке своей собственной деятельности.

Стандарт 9. Специалист по ведению случая должен иметь разумную рабочую нагрузку, которая позволяла бы ему эффективно планировать и осуществлять помощь клиентам.

Стандарт 10. Специалист по ведению случая должен быть вежливым в обращении с коллегами, демонстрировать уважение к ним, а также в интересах клиента стремиться к развитию внутрипрофессионального, междисциплинарного и межведомственного сотрудничества.

                                                        Алгоритм действий

  1. Выявлении семьи/ее обращение. Знакомство с семьей, установление контакта
  2. Первичная оценка состояния и потребностей семьи
  3. Углубленная оценка ребенка и семьи
  4. Разработка программы профилактики, по которой будет вестись работа с семьей
  5. Реализация этой программы (например – семья стабильно посещает клубные занятия)
  6. Регулярная оценка эффективная проводимой работы (мониторинг)

        

                  Исполнители технологии и связь между ними

В реализации данной социальной технологии велика роль государства и государственных структур, системы здравоохранения и образования, но я подробнее остановлюсь на тех, кто работает непосредственно с семьей, обеспечивая ее благополучие, так как профилактика семейного неблагополучия осуществляется по междисциплинарному принципу.

1. Педиатр развития. Педиатр развития участвует совместно с другими специалистами в организации следующих услуг:

- домашние визиты. В том случае, если у родителей нет возможности посещать с ребенком Службу, а малыш имеет тяжелые формы заболевания, педиатр развития совместно с другим специалистом Службы оказывает все возможные  услуги дома, помогает родителям организовать домашнюю обстановку чтобы облегчить повседневный уход за ребенком

-индивидуальные развивающие занятия с парой «мама—ребенок». По мере  осуществления «Индивидуальной программы помощи» педиатр развития консультирует семью по вопросам, касающимся режима дня, сна, грудного  вскармливания и т.д. Обучает мать или другого члена семьи приемам ухода,  способствующим развитию ребенка. Педиатр развития также предоставляет родителям информацию об особенностях ребенка: как те или иные медицинские   проблемы могут влиять на развитие ребенка, и на что, исходя из этого  требуется обратить внимание. Рекомендует при необходимости консультацию  тех или иных специалистов: окулиста, невролога, ортопеда и т.д.

-  группа успешного взаимодействия «Беби-массаж», где педиатр исполняет роль  соведущего, обучая мам приемам выполнения гигиенического массажа для младенцев.

-  педиатр развития работает в тесном контакте с другими специалистами,  участвует в проведении супервизий. Консультирует других специалистов службы по вопросам развития ребенка раннего возраста.

2. Физический терапевт. Его деятельность происходит в игровой форме. Эта игра проводися в игровой комнате, в ситуации знакомой и максимально приближенной к той, в которой обычно находится ребенок. Ребенок является активным участником процесса абилитации, работа с ним основана на создании у него мотивации и вовлечении его в игровую деятельность. Физический терапевт работает с ребенком и его семьей постоянно, а не в течение какого-то курса.  Родители являются активными участниками и партнерами в работе физического терапевта.

3. Специальный педагог. Участвует вместе с педиатром развития в первичных приемах. Как правило, запрос родителей, которых диспетчер записывает на первичный прием к педагогу, может звучать так: «Хочу оценить уровень развития своего ребенка», «Хочу узнать, как развивать своего ребенка», «В какие игры и игрушки играть» и тому подобное. В этом случае педагог обращает внимание, прежде всего на уровень развития познавательного интереса у малыша, на наличие способов познания, на уровень развития игровой деятельности, и делиться своими впечатлениями с родителями, обсуждает результаты наблюдения. Также проведение углубленной оценки развития познавательной области у ребенка. Консультации, которые проводятся по запросу родителей в случае, если у ребенка нет значительных проблем в развитии, но у родителей не хватает знаний о путях и способах развития ребенка или они тревожатся по поводу уровня его развития. Индивидуальные развивающие занятия с парой «мама—ребенок». Такие занятия проводятся для детей, которые имеют отставание в познавательной области развития или в области понимания речи. Групповые занятия с детьми раннего возраста, направленные на их социализацию и познавательное развитие через взаимодействие с родителями.

4. Специалист по ранней детской коммуникации. Работает с детьми, начиная с периода новорожденности. Обладает необходимыми знаниями во всех областях развития ребенка, для того чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды; обладает необходимыми знаниями об этапах и особенностях коммуникативного развития детей раннего возраста; владеет методами работы с детьми раннего возраста (в том числе с нарушениями развития) и их родителями.

5. Психолог. Помощь родителям в понимании причин эмоциональных трудностей ребенка. Часто это наиболее трудоемкая из задач, но в понимании причин трудностей — ключ к решению проблем.  Поиск вместе с семьей оптимального пути для преодоления эмоциональных трудностей ребенка. Здесь важно учитывать мнение родителей. Чаи их мнение не совпадает с мнением психолога, но выбор родителей необходимо уважать. Помощь родителям в решении проблем посредством занятий с парой «мама-ребенок». Психологическая помощь родителям. Проблемы в эмоциональном развитии  ребенка часто влекут за собой проблемы родителей (повышенная тревожность, хроническая усталость, подавленность, депрессия, страхи и пр.)

Важно помочь родителям справиться с этими состояниями, чтобы они, в свою очередь, могли более качественно помочь своему ребенку.

Дети, с которыми работает психолог, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы: отставание ребенка в социальной области, выявленное при диагностике по шкалам; аутистические тенденции (разные их виды — от легких проявлений до тяжелых нарушений), нарушения регуляции; тревожные расстройства; проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики;  нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи).

6.Специалист по социальной работе

7. Социальный педагог (проведение занятий с родителями, тренинги, лекции).

                                          Критерии эффективности технологии

 

   При оценке того, что происходит с ребенком в данный момент, оцениваются все аспекты развития ребенка в контексте возрастных особенностей и стадии его развития. В том числе учитывается, достиг ли ребенок ожидаемых этапов развития. Следует четко понимать потенциал конкретного ребенка на каждой стадии его развития. Только это позволит специалистам и окружающим добиться полного развития потенциала ребенка.

Здоровье. Определяется параметрами роста и веса, физического и умственного развития, учитывается влияние наследственности и любых травмирующих факторов. Забота о здоровье ребенка подразумевает:

  • должное медицинское обслуживание в случае болезни,
  • адекватное и полноценное питание,
  • соответствующие физические нагрузки,
  • вакцинацию при необходимости,
  • обследования по мере роста,
  • наблюдение у различных специалистов.

 

Для детей старшего возраста профилактикой заболеваний станет сексуальное образование и консультирование о факторах, пагубно влияющих на здоровье, например, о злоупотреблении табаком, алкоголем, наркотическими веществами и др.

Образование. Учитываются все области умственного развития ребенка, начиная с рождения. Исследуется наличие возможностей для игры и общения с другими детьми, доступа к игрушкам и книгам. Приобретает ли ребенок необходимые навыки, сформированы ли интересы, гордится ли он личными достижениями и успехами. Интересуются ли взрослые учебой и достижениями ребенка. Есть ли у ребенка такой взрослый, который принимает во внимание особенности развития ребенка и его образовательные потребности, включая специализированное образование для ребенка с нарушением развития.

Эмоциональное развитие и поведение. Рассматривает адекватность реакций ребенка (его эмоции и поведение) в присутствии родителей или наиболее близких взрослых, затем, по мере роста ребенка, в присутствии незнакомых людей, не входящих в состав семьи.

Анализируется природа и качество ранней привязанности, особенности темперамента, адаптация к изменениям, реакция на стресс и степень самоконтроля.

Идентичность. Включает растущее в ребенке чувство индивидуальности, осознание самого себя как отдельной и ценной личности. Сюда относится отношение ребенка к самому себе и своим способностям, образ себя и самооценка. Также сюда можно отнести расовую, религиозную принадлежность, возраст, пол и половую идентичность, наличие ограниченных возможностей, чувство принадлежности к семье, приятия ребенка семьей, группой сверстников и обществом в целом, включая другие культурные группы.

Для ребенка, воспитывающегося в замещающей семье, важными аспектами являются знания о своем прошлом, своих корнях, принятие прошлого, а также отсутствие негативного отношения к биологическим родственникам ребенка со стороны замещающих родителей.

Семейные и социальные отношения. Сюда относятся: наличие стабильных эмоциональных взаимоотношений с родителями/лицами, их заменяющими, хороших взаимоотношений с братьями/сестрами, соответствующие возрасту ребенка взаимоотношения с другими сверстниками и взрослыми вне семьи, включая дружеские отношения, а также отношение семьи к друзьям ребенка. Это и развитие эмпатии (сопереживания) и способности поставить себя на место другого.

Социальная презентация. В основе социальной презентации лежит понимание ребенком того, как его внешность, поведение или недостатки воспринимают окружающие, какое впечатление он производит. Здесь анализируются соответствие одежды ребенка его возрасту, полу, культуре и религии; опрятность и личная гигиена; прислушивается ли ребенок к советам родителей или лиц, их заменяющих, о том, как нужно выглядеть и вести себя в различных ситуациях.

Навыки самообслуживания / ухода за собой. Принимается во внимание, освоил ли ребенок практические навыки ухода за собой, а также эмоциональные и коммуникативные навыки, необходимые для развития независимости и самостоятельности. В том числе для детей раннего возраста - практические навыки одевания и принятия пищи, туалета и пр. Для детей старшего возраста - развитие практических навыков, необходимых доя самостоятельного проживания. Следует учитывать, поощряют ли ребенка приобретать навыки решения социальных проблем. Особое внимание уделяется влиянию на ребенка его ограниченных возможностей или других социальных обстоятельств, которые препятствуют или способствуют развитию навыков самообслуживания.

 

Параметры оценки возможностей родителей

Для здоровья и развития ребенка крайне важным является возможность родителей или лиц, их заменяющих, адекватно удовлетворять потребности развития ребенка, умение адаптироваться к потребностям, изменяющимся по мере роста ребенка.

Необходимо рассмотреть родительские навыки в контексте структуры и функционирования семьи, а также других участников процесса воспитания ребенка.  При наличии повода для беспокойства о том, что происходит с ребенком, очень важно понять, как вышеупомянутые задачи выполняются каждым из родителей или лицами, их заменяющими. В частности:

  • как родители реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые
  • трудно удовлетворить или которые родители не могут удовлетворить;
  • как ребенок, особенности его поведения и развития влияют на родителей;
  • качество отношений родитель-ребенок;
  • понимание родителями потребностей ребенка и его развития;
  • осознание ими родительских задач и их соответствие потребностям развития

ребенка;

  • влияние испытываемых трудностей на способность родителей выполнять родительские задачи и обязанности (необходимо отличать то, что родитель декларирует, и то, что он на самом деле выполняет);
  • влияние прошлого опыта родителей на их нынешние родительские способности;
  • способность родителей принимать свои трудности и справляться с ними;
  • способность родителей пользоваться поддержкой и принимать помощь;
  • способность адаптироваться и менять проявления родительского внимания.

Оценив данные навыки и параметры на этапе первичного знакомства с семьей, и спустя время, можно сделать вывод о том, насколько эффективна данная технология.

 

 

Источники

  1. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие, Смоленск 2010
  2. Росстат
  3. Шебанова Н.В., Гайкова М.М., Групповые формы работы с семьей в Центре социальной помощи семье и детям Выборгского района 
  4. Романычев И.С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о социологическом осмыслении. 2012


[1] Романычев И.С. Ресурсный подход в социальной работе: к вопросу о социологическом осмыслении. 2012

[2] Технологии профилактики семейного неблагополучия

[3] Гехт И.А. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства как основное направление деятельности органов и учреждений социальной защиты населения Челябинской области. Работник социальной службы, № 7, 2011. – С. 8-11

[4] Шебанова Н.В., Гайкова М.М.,
Групповые формы работы с семьей в Центре социальной помощи
семье и детям Выборгского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...

Основные причины семейного неблагополучия.

1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

Основные причины семейного неблагополучия.

1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, спо...

Профилактика семейного неблагополучия

В презентации представлен иллюстративный материал, который может быть использован на общешкольных конференциях, совещаниях и мастер-классах, посвященных деятельности школьного ППМС-центра по профилакт...

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия     для 1-11 классов...

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района. Эссе

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района....