Основные причины семейного неблагополучия.
материал на тему

Руденко Марина Владимировна

1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.

2. Типы неблагополучных семей.

3.Причины неблагополучия в сеье.

4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.

5.Вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_prichiny_semeynogo_neblagopoluchiya.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Руденко Марина Владимировна

учитель начальных классов

ОУ «Новоселецкая школа»

Таврического района Омской области

Телефон 8 ( 38151)3-65-42

Основные причины семейного неблагополучия

1.Понятие и критерии неблагополучной семьи

       «Дефекты воспитания, — утверждает детский психиатр Михаил  Иванович Буянов, — это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, только отношение к ребенку».

       Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.   Социологическими, психолого-педагогическими и медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психологическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.  Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию.

     Основные критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

-отсутствие работы у родителей, нерешённые жилищные проблемы  и т.д:

- пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;

- вовлечение детей в противоправные действия (распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество и т.д.);

- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей ;

- семьи, в которых дети совершили правонарушение или преступление;

- семьи, где родители ограничены в родительских правах;

2.Типы неблагополучных семей

    Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

- с явной (открытой) формой неблагополучия;

- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

    Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный,  противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

    Вторую группу представляют  семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях – об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

    Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья так же вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

     К неблагополучным должны отнести и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и собственными родителями.

     Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами  хорошо видны окружающим, то  в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками.

Следовательно, неблагополучная семья  оказывает отрицательное, разрушительное,  влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения.

3.Причины неблагополучия семьи

      Экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность жизни общества приводят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей.  Наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

     Неблагополучная семья подразумевает следующие социально незащищённые группы населения:
- малообеспеченные семьи;              
- неполные семьи;                
- семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования, не выполняющих родительские обязанности, и/или имеющие историю психологических расстройств;                    
- семьи, нуждающиеся в социальной поддержке ;
- беженцы или вынужденные переселенцы;  
-семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями;
     Наша деревня Новоселецк находится в десяти километрах от  Таврического. Некогда процветающий поселок, в одночасье превратился в экономически нестабильным. Плодосовхоз «Кизюринский» несколько лет назад был образцовым хозяйством, со всей Омской области приезжали к нам за ягодой, на сегодняшний день его уже не существует, люди потеряли рабочие места  и вынуждены искать работу  в г. Омске и других регионах. В результате чего дети не получают должного воспитания и находятся без  присмотра.

      Появились богатые и очень бедные. У тех и других одинаковые условия для ведения домашнего хозяйства, но у большинства уже развился социальный пессимизм. Это одна из причин социальной нестабильности деревни, снижения нравственных устоев в семье, в молодежной и подростковой среде. Только за последние два года у нас почти вдвое увеличилось количество малообеспеченных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях.

     Учителя нашей школы провели исследования и получили такие результаты:

-всего семей (участников образовательного процесса)  36

- полных семей 25

-малообеспеченные семьи  20                  
- неполные семьи  11 ;  

- опекаемые    1  

- оба родителя  имеют высшее образование  0  

- один из родителей имеет высшее образование    3    

- один родитель в семье работает  5
- семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования  33  ;                  
- беженцы или вынужденные переселенцы  1 ;  
-семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями     0 ;

4. Как ведется работа с неблагополучными семьями

   Неблагополучным семьям необходима активная  и продолжительная поддержка со стороны школы.  

Свою  работу с неблагополучной семьей мы начинаем:

- изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

- первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

- знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни.

- изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

- изучение личностных особенностей членов семьи.

- составление социальной карты семьи

-составление программы работы с неблагополучной семьёй.

- выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

    После проведённого исследования каждый педагог составляет программу работы с неблагополучными семьями, эта программа утверждается на педагогическом совете.

Программа работы с неблагополучной семьёй

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

- приглашение специалистов;

- демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

- экскурсии:  знакомство со школой и школьными службами;

- праздники в классе (« Мама, папа, я – спортивная семья»,  «8 марта», «Рыцарский турнир», «День Победы» и тд)  ;

- встреча с администрацией школы;

- родительские собрания ( «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся», « Роль семьи в формировании здорового образа жизни» и др) ;

- круглые столы ( «Поощрение и наказание», « Роль отца и матери в семье»);

- организация и проведение родительских уроков ( «Легко ли быть родителями?»).

5. Диагностика.

6. Благоустройство классной комнаты, субботник.

7. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

8. Тренинги и анкетирования («Что вы знаете о правах ребёнка?», «Спокойствие, только спокойствие», « Средства общения» и др)

9.Коррекционная работа( убеждение, моральная поддержка, вовлечение в интересную деятельность);

10.Конкурсы-выставки на наш взгляд дают возможность родителям и детям организовать совместную деятельность ( «Моя семья», «Безопасность на дорогах» и др)

5. Вывод

Вся наша работа направлена  на то, чтобы  совместными усилиями взрослых, а  именно -  нас педагогов, родителей, социальных партнёров  оказать помощь семьям, попавшим  в трудную жизненную ситуацию.

 В нашей школе активно ведётся работа с социальными партнёрами, так в 2015 году усилиями родителей Безверхого Ю.А. и Величко А.А. был построен  и залит каток, и дети, а вместе с ними родители и учителя с удовольствием играли в хоккей, да и просто катались на коньках.  Этот опыт способствует повышению эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей.

 Также мы приглашаем родителей на совместные субботники и участие в проведении и подготовке различных праздников. Это помогает созданию  условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми. Работа всего нашего коллектива направлена на создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

 Я согласна  со словами  Антона Семёновича  Макаренко, который сказал, что

дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Литература.

1.Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -С.3-99

2. Ребёнок из неблагополучной семьи. Буянов М.И. ; М. Знание, 1984г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...

Основные причины семейного неблагополучия.

1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, спо...

Профилактика семейного неблагополучия

В презентации представлен иллюстративный материал, который может быть использован на общешкольных конференциях, совещаниях и мастер-классах, посвященных деятельности школьного ППМС-центра по профилакт...

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия     для 1-11 классов...

Профилактика и превенция семейного неблагополучия

Семья - первый агент социализации школьника. От атмосферы вокруг ребенка зависит его успеваемость и поведение. Если вовремя диагностировать проблему в "ячейке", можно избежать многих проблем...

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района. Эссе

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района....