Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства
методическая разработка на тему

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

Характеристика проблемы

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье  неизбежно приводят к нарушениям эмоционального  развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

Задачи программы:

  • снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
  • совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
  • повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
  • создание условий для стабилизации ситуации в семье,  мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
  • формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту,  активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.

Целевые группы:

  • семьи с детьми;
  • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
  • дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
  • родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:

Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Ожидаемые результаты:

  • Эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно - профилактической работы с семьями  на ранней стадии семейного неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав;
  • снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
  • увеличение доли семей с детьми, охваченных первичной профилактикой;
  • внедрение в практику работы инновационных услуг и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

Содержание программы

№ п/п

Направления и формы работы

Дата проведения

Ответственные

1

Диагностика семейного неблагополучия.

1.1

Составление социально-психологических паспортов семей

Сентябрь

Соцпедагог

1.2

Анализ состояния здоровья детей

Сентябрь

Медработник

1.3

Анкетирование детей и родителей

Октябрь

Соцпедагог

1.4

Психологическое тестирование детей и родителей

Ноябрь

Педагог-психолог

1.5

Наблюдение специалистов лицея

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

2.1

Консультации и беседы специалистов

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

2.2

Рейды в семью

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

2.3

Привлечение ребенка в кружки и секции на базе лицея

Весь период

Соцпедагог

Кл. руководители

2.4

Обеспечение летней занятости ребенка (ЛОЛ и площадка вечерней занятости при лицее)

Июнь-август

Соцпедагог

Кл. руководители

3.

Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей

3.1

Занятия с элементами социально-психологического тренинга по программе для родителей и подростков «Взаимодействие»

По мере формирования группы

Педагог-психолог

3.2

Родительский лекторий:

  • Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка;
  • Безопасность ребенка;
  • Что значит любить своего ребенка;
  • Почему ребенок становиться «трудным»

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Апрель

Зам по УВР

Соцпедагог

Медработник

Педагог-психолог

Кл. руководители

3.3

Проведение семейных праздников:

  • Наша дружная семья;
  • День матери;
  • Новый год;
  • День защитников Отечества;
  • День семьи.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

3.4

Проведение спортивных мероприятий:

  • Мама, папа, я - спортивная семья;
  •  Веселые старты;
  • Эстафета к 23 февраля «Мы сильные, смелые, ловкие»;
  • Туристический поход в лес.

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Зам по УВР

Кл. руководители

4

Профилактика семейного неблагополучия.

4.1

Родительский всеобуч:

  • О поощрении и наказании;
  • Типы семей и стили семейного
    воспитания;
  • Культурные ценности семьи и их значение для ребенка;
  • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

В рамках родительских собраний

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

Кл. руководители

4.2

Просвещение родителей (через сайт, пресс-центры лицея)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

4.3

Просвещение педагогов (Приложения 1-5)

Весь период

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

4.4

Семинары для педагогов:

  • Почему учиться трудно или причины школьной дезадаптации;
  • Причины детского и подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях

Ноябрь

Март

Зам по УВР

Соцпедагог,

Педагог-психолог

4.5

Кл. часы для учащихся(1-11 кл.)

  • Я и мои друзья;
  • Я и моя семья;
  • Что такое ответственность?
  • Как справиться с плохим настроением?
  • Способы решения конфликтов с родителями.

Весь период

Кл. руководители

Список литературы:

  1. Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
  2. И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
  4. Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
  5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
  6. Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е.   Лебедева.
  7. В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
  8. Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
  9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
  10. Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
  11. Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
  12. Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
  13. Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
  14. Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя.  Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.

 

Приложение 1

На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

  1. Совместная работа со службами системы профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений:

2. Источники информации о семейном неблагополучии:

  • Классные руководители;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители города;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. Дополнительные источники информации:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. Показатели негативного влияния семьи на ребенка.

4.1 нарушения в поведении: бродяжничество; агрессивность; хулиганство; кражи; вымогательство; правонарушения и преступления; аморальное поведение; неадекватные реакции.

4.2 нарушения в развитии: низкая успеваемость; уклонение от учебы; неврозы; отсутствие навыков личной гигиены; подростковый алкоголизм и проституция, недоедание, болезни.

4.3 нарушения в обшении: конфликты с родителями и педагогами, частое употребление ненормативной лексики, контакты с криминогенными группировками.

5. Приемы работы с неблагополучными семьями и детьми:

  • Консультирование родителей и детей;
  • Просвещение родителей и детей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Создание клубов по интересам;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помощь общественных организаций;
  • Административные штрафы;
  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;

Приложение 2

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучными семьями называют такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:

  • злоупотребление алкоголем и/или наркотиками;
  • излишества в поведении, такие, как чрезмерное пристрастие к еде, работе, уборке, игре, денежным тратам, диетам и т.д.;
  • физическое насилие над супругом и/или над детьми;
  • неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
  • игнорирование эмоционального состояния детей;
  • суровая дисциплина или отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
  • явное предпочтение одного ребенка другому;
  • постоянные споры и напряженность;
  • длительные периоды времени, когда родители не разговаривают друг с другом;
  • родители имеют разные системы ценностей или противоречат друг другу, борясь за лояльность ребенка;
  • родители соревнуются друг с другом или с детьми;
  • один из родителей не может наладить отношения с другими членами семьи и поэтому усердно избегает их, в то же время, обвиняя их в замкнутости;

Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

  • они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
  • они не уважают себя и не ценят;
  • не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
  • часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
  • они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
  • у них отмечаются задержки эмоционального развития;
  • они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
  • подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
  • у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
  • у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.

Что нужно знать классному руководителю о семье учащегося?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

Приложение 3

При работе с  родителями из неблагополучных  семьей  классному руководителю необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
  3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
  5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
  6. Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. С опорой на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
  7. Устранение  чувства вины родителей за свою несостоятельность.

Приложение 4

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
  3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
  4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
  5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Приложение 5

Алгоритм беседы классного руководителя с родителями учащегося.

1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)

3. Каковы причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять со стороны родителей, школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, принципов, подходов к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...

Основные причины семейного неблагополучия.

1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

"Социальное сиротство: Жить в контакте с семьей"

В статье описана проблема социального сиротства, особенности работы с детьми, не имеющими опеки и попечения....

Профилактика семейного неблагополучия

В презентации представлен иллюстративный материал, который может быть использован на общешкольных конференциях, совещаниях и мастер-классах, посвященных деятельности школьного ППМС-центра по профилакт...

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия

Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия     для 1-11 классов...

Профилактика и превенция семейного неблагополучия

Семья - первый агент социализации школьника. От атмосферы вокруг ребенка зависит его успеваемость и поведение. Если вовремя диагностировать проблему в "ячейке", можно избежать многих проблем...

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района. Эссе

Моя роль в организации профилактики детского и семейного неблагополучия на территории района....