Главные вкладки

    Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства
    методическая разработка на тему

    В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

    Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа

    ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

    Характеристика проблемы

    В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, способствуют росту семейного неблагополучия, пьянству, жестокому обращению с детьми. На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало весьма распространенным.

    Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности ребенка. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности.

    При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей: оно носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношениях со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье  неизбежно приводят к нарушениям эмоционального  развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

    Все эти тревожные показатели детского и семейного неблагополучия свидетельствуют о необходимости принятия действенных мер по улучшению ситуации со стороны школы и учреждений, ведущих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Цель программы: формирование и развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия, социального сиротства.

    Задачи программы:

    • снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, числа лишений родительских прав;
    • совершенствование комплексной системы социальной адаптации и реабилитации детей и семей, находящихся на ранней стадии семейного неблагополучия, в социально опасном положении;
    • повышение уровня родительской компетентности и ответственности, в том числе путем популяризации позитивного опыта семейной жизни;
    • создание условий для стабилизации ситуации в семье,  мобилизация внутренних ресурсов семьи для повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей;
    • формирование здорового образа жизни, привлечение к спорту,  активному отдыху и культурному досугу детей и семей, воспитывающих детей.

    Целевые группы:

    • семьи с детьми;
    • социально неблагополучные семьи, в том числе семьи в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
    • дети, в том числе дети из социально неблагополучных семей;
    • родители, в т.ч. родители, не выполняющие надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей;
    • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
    • администрация, классные руководители, учителя – предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи

    Программы ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства опирается на нормативно-правовую базу:

    Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

    Ожидаемые результаты:

    • Эффективное функционирование межведомственной системы комплексной реабилитационно - профилактической работы с семьями  на ранней стадии семейного неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении;
    • снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав;
    • снижение числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
    • увеличение доли семей с детьми, охваченных первичной профилактикой;
    • внедрение в практику работы инновационных услуг и технологий работы, направленных на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;

    Содержание программы

    № п/п

    Направления и формы работы

    Дата проведения

    Ответственные

    1

    Диагностика семейного неблагополучия.

    1.1

    Составление социально-психологических паспортов семей

    Сентябрь

    Соцпедагог

    1.2

    Анализ состояния здоровья детей

    Сентябрь

    Медработник

    1.3

    Анкетирование детей и родителей

    Октябрь

    Соцпедагог

    1.4

    Психологическое тестирование детей и родителей

    Ноябрь

    Педагог-психолог

    1.5

    Наблюдение специалистов лицея

    Весь период

    Зам по УВР

    Соцпедагог

    Медработник

    Педагог-психолог

    Кл. руководители

    2

    Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

    2.1

    Консультации и беседы специалистов

    Весь период

    Зам по УВР

    Соцпедагог

    Медработник

    Педагог-психолог

    Кл. руководители

    2.2

    Рейды в семью

    Весь период

    Соцпедагог

    Кл. руководители

    2.3

    Привлечение ребенка в кружки и секции на базе лицея

    Весь период

    Соцпедагог

    Кл. руководители

    2.4

    Обеспечение летней занятости ребенка (ЛОЛ и площадка вечерней занятости при лицее)

    Июнь-август

    Соцпедагог

    Кл. руководители

    3.

    Групповая работа с родителями и детьми из неблагополучных семей

    3.1

    Занятия с элементами социально-психологического тренинга по программе для родителей и подростков «Взаимодействие»

    По мере формирования группы

    Педагог-психолог

    3.2

    Родительский лекторий:

    • Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка;
    • Безопасность ребенка;
    • Что значит любить своего ребенка;
    • Почему ребенок становиться «трудным»

    Сентябрь

    Ноябрь

    Январь

    Апрель

    Зам по УВР

    Соцпедагог

    Медработник

    Педагог-психолог

    Кл. руководители

    3.3

    Проведение семейных праздников:

    • Наша дружная семья;
    • День матери;
    • Новый год;
    • День защитников Отечества;
    • День семьи.

    Сентябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Февраль

    Май

    Зам по УВР

    Кл. руководители

    3.4

    Проведение спортивных мероприятий:

    • Мама, папа, я - спортивная семья;
    •  Веселые старты;
    • Эстафета к 23 февраля «Мы сильные, смелые, ловкие»;
    • Туристический поход в лес.

    Октябрь

    Декабрь

    Февраль

    Май

    Зам по УВР

    Кл. руководители

    4

    Профилактика семейного неблагополучия.

    4.1

    Родительский всеобуч:

    • О поощрении и наказании;
    • Типы семей и стили семейного
      воспитания;
    • Культурные ценности семьи и их значение для ребенка;
    • Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

    В рамках родительских собраний

    Зам по УВР

    Соцпедагог,

    Педагог-психолог

    Кл. руководители

    4.2

    Просвещение родителей (через сайт, пресс-центры лицея)

    Весь период

    Зам по УВР

    Соцпедагог,

    Педагог-психолог

    4.3

    Просвещение педагогов (Приложения 1-5)

    Весь период

    Зам по УВР

    Соцпедагог,

    Педагог-психолог

    4.4

    Семинары для педагогов:

    • Почему учиться трудно или причины школьной дезадаптации;
    • Причины детского и подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи детям в кризисных ситуациях

    Ноябрь

    Март

    Зам по УВР

    Соцпедагог,

    Педагог-психолог

    4.5

    Кл. часы для учащихся(1-11 кл.)

    • Я и мои друзья;
    • Я и моя семья;
    • Что такое ответственность?
    • Как справиться с плохим настроением?
    • Способы решения конфликтов с родителями.

    Весь период

    Кл. руководители

    Список литературы:

    1. Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
    2. И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
    3. Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
    4. Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
    5. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
    6. Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е.   Лебедева.
    7. В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
    8. Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
    9. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
    10. Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
    11. Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
    12. Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
    13. Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
    14. Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя.  Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.

     

    Приложение 1

    На основе наблюдений, тестирования, анкетирования был разработан алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.

    1. Совместная работа со службами системы профилактики безнадзорности, преступлений, правонарушений:

    2. Источники информации о семейном неблагополучии:

    • Классные руководители;
    • Педагоги школы;
    • Врачи;
    • Участковый инспектор;
    • Жители города;
    • Родственники;
    • Соседи;
    • Друзья.

    3. Дополнительные источники информации:

    • Документы социально-медицинского патронажа;
    • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
    • Материалы психодиагностики;
    • Результаты рейдов;
    • Жалобы и заявления граждан;
    • Материалы о правонарушениях;
    • Преступления несовершеннолетних.

    4. Показатели негативного влияния семьи на ребенка.

    4.1 нарушения в поведении: бродяжничество; агрессивность; хулиганство; кражи; вымогательство; правонарушения и преступления; аморальное поведение; неадекватные реакции.

    4.2 нарушения в развитии: низкая успеваемость; уклонение от учебы; неврозы; отсутствие навыков личной гигиены; подростковый алкоголизм и проституция, недоедание, болезни.

    4.3 нарушения в обшении: конфликты с родителями и педагогами, частое употребление ненормативной лексики, контакты с криминогенными группировками.

    5. Приемы работы с неблагополучными семьями и детьми:

    • Консультирование родителей и детей;
    • Просвещение родителей и детей;
    • Оказание материальной помощи;
    • Создание клубов по интересам;
    • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
    • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
    • Пропаганда семейных ценностей;
    • Пропаганда здорового образа жизни;
    • Помощь общественных организаций;
    • Административные штрафы;
    • Принудительное лечение от алкоголизма;
    • Лишение родительских прав;

    Приложение 2

    Что такое неблагополучная семья?

    Неблагополучными семьями называют такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:

    • злоупотребление алкоголем и/или наркотиками;
    • излишества в поведении, такие, как чрезмерное пристрастие к еде, работе, уборке, игре, денежным тратам, диетам и т.д.;
    • физическое насилие над супругом и/или над детьми;
    • неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
    • игнорирование эмоционального состояния детей;
    • суровая дисциплина или отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
    • явное предпочтение одного ребенка другому;
    • постоянные споры и напряженность;
    • длительные периоды времени, когда родители не разговаривают друг с другом;
    • родители имеют разные системы ценностей или противоречат друг другу, борясь за лояльность ребенка;
    • родители соревнуются друг с другом или с детьми;
    • один из родителей не может наладить отношения с другими членами семьи и поэтому усердно избегает их, в то же время, обвиняя их в замкнутости;

    Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

    • они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
    • они не уважают себя и не ценят;
    • не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
    • часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
    • они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
    • у них отмечаются задержки эмоционального развития;
    • они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
    • подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
    • у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
    • у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.

    Что нужно знать классному руководителю о семье учащегося?

    1 . Материально-бытовые условия.

    2. Эмоционально-нравственный климат.

    3, Режим дня ребенка в семье.

    4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

    5. Семейный досуг.

    6. Уровень педагогической культуры родителей.

    Приложение 3

    При работе с  родителями из неблагополучных  семьей  классному руководителю необходимо:

    1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
    2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
    3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
    4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
    5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
    6. Учет особенностей воспитания в каждой отдельной семье. С опорой на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
    7. Устранение  чувства вины родителей за свою несостоятельность.

    Приложение 4

    Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

    1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
    2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
    3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
    4. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
    5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
    6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

    Приложение 5

    Алгоритм беседы классного руководителя с родителями учащегося.

    1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники)

    2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании)

    3. Каковы причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

    4. Какие меры следует предпринять со стороны родителей, школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

    5. Каких общих требований, принципов, подходов к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают. )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

    Психика ребёнка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родно...

    Основные причины семейного неблагополучия.

    1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

    Основные причины семейного неблагополучия.

    1. Понятие и критерии неблагополучной семьи.2. Типы неблагополучных семей.3.Причины неблагополучия в сеье.4.Как ведётся работа с неблагополучными семьями.5.Вывод....

    "Социальное сиротство: Жить в контакте с семьей"

    В статье описана проблема социального сиротства, особенности работы с детьми, не имеющими опеки и попечения....

    Программа раннего развития детей "Семейный клуб "Я познаю мир"

    Программа раннего развития детей "Семейный клуб "Я познаю мир" имеет социально-педагогическую напрвленность и составлена на базепрограммы Колесниковой Е.В. "От звука к букве. Формирование аналитико-си...

    Профилактика семейного неблагополучия

    В презентации представлен иллюстративный материал, который может быть использован на общешкольных конференциях, совещаниях и мастер-классах, посвященных деятельности школьного ППМС-центра по профилакт...

    Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия

    Тематика классных часов, бесед по профилактике правонарушений, беспризорности, безнадзорности, семейного неблагополучия     для 1-11 классов...