"Социальное сиротство: Жить в контакте с семьей"
консультация на тему

Фоменко Оксана Петровна

В статье описана проблема социального сиротства, особенности работы с детьми, не имеющими опеки и попечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фоменко Оксана Петровна.

Воспитатель. Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике.

г. Санкт-Петербург.

Гладык Татьяна Романовна

Воспитатель. Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике.

г. Санкт-Петербург.

Oksana Fomenko.

Educator . State budget residential institution of social service "Home for children with intellectual disabilities №1" Committee on Social Policy.

Russia. St.Petersburg.

Tatyana Gladyk. 

Educator . State budget residential institution of social service "Home for children with intellectual disabilities №1" Committee on Social Policy.

Russia. St.Petersburg.

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО:

ЖИТЬ В КОНТАКТЕ С СЕМЬЕЙ

Рождение больного ребенка часто воспринимает как катастрофа, которую родители крайне тяжело переживают. В некоторых случаях первые острые чувства, которые испытывают родители (шок, вина, горечь) никогда не исчезают совсем. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью, препятствуют ее функционированию, несут угрозу ее членам. Важнейший защитный фактор, направленный на успешное преодоление стрессовых обстоятельств в детстве – наличие семейного окружения, в котором как минимум один из родителей проявляет сердечность, и оказывает поддержку, делая возможным отношения привязанности между ребенком и окружающими взрослыми.

(социальное сиротство, дети,  родители, семья, воспитание)

SOCIAL ORPHANHOOD:

LIVE IN CONTACT WITH FAMILY

Birth of a sick child is often perceived as a catastrophe, a tragedy that parents are going through extremely difficult. In some cases, the first sharp feelings that parents experience (shock, guilt, bitterness) will never disappear completely. During certain times of the family cycle they break out with renewed vigor and maladaptive family hamper its functioning, are a threat to its members. The most important protective factor for the successful overcoming stressful circumstances in childhood - the presence of a family environment, in which at least one of the parents has supported, allowing attachment relationship between the child and the surrounding adults.

(social orphanhood, children, parents, family, education)

За последние сто лет Россия переживает третью волну сиротства. Детей-сирот в России сейчас даже больше, чем после окончания Первой и Второй мировых войн, унесших огромное число человеческих жизней. Так, в 1945 году число детей-сирот составило около 600 тыс., а на конец 2008 года более 700 тыс., из них девяносто процентов – социальные сироты. Дети, родители которых лишены родительских прав [4].

По данным официальной статистики в России каждый сотый ребенок является воспитанником детдома-интерната. Для 280 тысяч малолетних россиян домом является учреждение для сирот. На данный момент в России существует более 2 тысяч сиротских приютов, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных школ-интернатов, где воспитывают детей-сирот, а также детей без родительского попечения. 95% нынешнего поколения сирот имеют родителей, только те либо лишены родительских прав, либо сами отказались от собственных детей. Как свидетельствует статистика, в 60% на этот шаг родителей толкает тяжелая болезнь ребенка. Около 20% отказов – результат трудного материального положения семьи [2, 5].

В чем причины того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей судьбой? Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения сопровождается ростом числа брошенных детей. Однако до сих пор остается малоизученной природа этой аномальной формы материнского поведения. Чрезвычайно сложно взаимодействие социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство [3, 6].

Достаточно трудно признать и принять как естественные следующие причины социального сиротства: рост дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, нездоровых отношений между ними.  Указанные причины фиксируют лишь последствия в сложном пути деградации человеческой личности, и как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.

Между тем, известно огромное количество семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, переживающих экономические и психологические кризисы и сумевших сохранить своих детей.

Среди семей групп риска по социальному сиротству большую группу составляют семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Неустойчивое положение ребенка является сильным стрессогенным фактором для всей семьи. Характер детско-родительских отношений определяется многими факторами, в том числе особенностями самого ребенка. Ребенок с ограниченными возможностями предъявляет специфические требования к матери, которая, осуществляя его связь с внешним миром, должна стать своеобразным «буфером» между ребенком и средой. Оказываемая семье помощь должна быть максимально направлена на развитие ответственности за судьбу ребенка, сохранение для ребенка семьи, развитие партнерских отношений между семьей и обществом.

Дискуссионным является вопрос о том, что является первичным: детская патология или нарушенное родительское, прежде всего материнское отношение?

В процессе работы с семьями, воспитанников с нарушениями интеллектуального развития, в ряде случаев мы наблюдаем неадекватные методы воспитания и нарушения поведения. Подтверждением данного обоснования может служить краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которые наиболее часто встречаются у родителей [1].

Наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии - это отрицание, как неверие в существование болезни. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Отрицая, родители отказываются принимать ребенка таким, какой он есть, тем самым, завышая требования к нему. В некоторых семьях, например, отрицая наличие у ребенка умственной отсталости, родители уверены, что у ребенка это пройдет со временем, то есть он «перерастет» это, станет как все. В качестве подтверждения своих слов вспоминают себя или других родственников, что в детстве сами поздно начали говорить, имели особенности развития, плохо учились, но ничего это не помешало стать им «людьми», так будет и с их ребенком.

Защитной реакцией родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка может быть гнев. Обычно он возникает на почве ощущения их беспомощности, безысходности и разочарования, как в самом себе, так и в самом ребенке. Появление умственно отсталого, как ребенка «непохожего» на других, как особенного, странного вызывает у родителей чувство стыда, горечи, раздражения, ведущее к утаиванию семейной проблемы. В некоторых случаях гнев оправдан, если специалисты были с ними недостаточно откровенны в вопросах, касающихся здоровья ребенка.

Чувство вины - также часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях ребенка. По мнению Ханса Гарднера, зачастую оно перерастает  «во всепоглощающее страдание и переживание родителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка».

Заключительным этапом своеобразной реакции родителей является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе бывают кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки, что позволяет  им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем  обеспечить будущее своего ребенка [7].

Способность справиться со стрессовым событием зависит от ценностных ориентаций семьи, ее отношения к стрессовой ситуации.  Семьи с активной ориентацией стараются решить многие проблемы, которые им под силу, и контролировать ситуацию, принимая лишь те обстоятельства, которые в данный момент изменить невозможно. Семьи с фаталистической ориентацией принимают все, что бы ни происходило, как должное. Для таких семей обычный способ поведения - это обвинение жертвы. Постоянные чувство вины, боязнь обвинений со стороны  окружающих приводят к пассивной изоляции, вызывают чувство беспомощности и безнадежности [1].  

Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка – с другой, приводят к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации. Материнское отношение проходит свой особый путь формирования и представляет собой результат различных психологических реакций матерей на патологию психической деятельности ребенка, таких, как эмоциональное принятие – неприятие больного ребенка, когнитивная оценка его возможностей, а также социальная оценка перспектив его развития. Матери детей, имеющих отклонения в развитии, часто стремятся снизить требования к ребенку, закрепить за ним положение больного. В основном все усилия родителей направлены на проблемы обслуживания; обучению и формированию навыков поведения уделяется значительно меньше внимания. Они излишне опекают детей, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. Либо напротив, не интересуются их воспитанием, ссылаясь на неумение, незнание, неопытность.

Нередко в дальнейшем отмечается снижение адаптационных возможностей ребенка. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с нарушением интеллекта с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями непосредственно сказываются на общении с ними родителей. У ребенка имеется множество реакций, независимых от органических нужд, - их функция заключается в осуществлении социального взаимодействия с родителями. Огромную роль в этом играет не только семья, но и общество в целом, поскольку, только оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения.

Для того чтобы  родительско-детские отношения стали более сбалансированными, прежде всего, нужно, чтобы  родители были достаточно грамотны в социальном плане, и каждый из них имел надежную связь с ребенком; воспринимал ребенка таким, какой он есть, демонстрируя ему свою любовь и замечая успехи и достижения, которые он делает. Для ребенка с умственной отсталостью чрезвычайно важно, чтобы в семье к нему относились с теплотой и сердечностью. 

Не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. Тогда единственным оказывается решение о временном помещении ребенка в детское учреждение системы социальной защиты. Не так важно, сколько человек окружают ребенка - главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы ребенку, выражал ему любовь и заботу, стимулировал его развитие.

В Детских доме – интернате № 1 в настоящее время воспитываются 301 воспитанник с интеллектуальной недостаточностью. Из них:

  • дети-сироты – 2,9%;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей – 14,6%;
  • имеют родителей или законных представителей – 48,1%;
  • опекаемые – 7,6%. 

По нашим наблюдениям, достаточно часто родители самоустраняются от воспитания детей по личным мотивам, перепоручают воспитание замещающим лицам, не могут выполнять свои семейные обязанность из-за болезни, депрессии, ухода в асоциальные формы поведения. Ослабление семейных связей между детьми и родителями также вызывают сверхзанятость родителей, конфликтные ситуации, пьянство, случаи жестокого обращения с детьми, отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы, типичные ошибки родителей в воспитании детей.

Развитие отношений ребёнка с родителями и родственниками должно стать важным направлением деятельности педагогов детского дома. Эта работа чётко организована социальным педагогом, психологом, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями ребёнка. Педагогам важно предусмотреть работу, как с ребёнком, так и с его родителями, родственниками.

Педагоги не берут на себя функции воссоздания семьи, но пытаются привлечь родителей  к участию в воспитании детей, изменить взгляд родителей на своего ребёнка, помочь ребёнку почувствовать  место и роль семьи в его жизни. Всё это имеет особый смысл, прежде всего значимый для самого ребёнка. При решении этой проблемы целесообразно исходить из интересов и потребностей ребёнка в наличии родных и близких людей, в ощущении принадлежности к определённому роду как части человеческой общности.

Для поддержания связи с родителями, родственниками организуются Родительские дни, совместные праздники, родителям отправляется по почте информация об успехах ребёнка, о его событиях, фотографии.

Дети должны знать о своём прошлом, своей семье. Семьи некоторых воспитанников поддерживают и приучают детей к национальным традициям, блюдам национальной кухни, играм.  

Родители наших воспитанников  должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей. Им крайне необходимо иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать их своей тревогой. Для этого детям предоставляется возможность выезда  в отпуск вместе с родителями, отдыха в оздоровительных лагерях.

Свои отношения с ребенком необходимо строить на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы; развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и плохое поведение ребенка, мы предлагаем родителям сосредоточиться на позитивной стороне поступков и поощрении того, что умеет делать ребенок.

Особую сложность представляет контингент родителей, имеющий детей с глубокой умственной отсталостью. Таким детям сложно вступать в коммуникацию или они делают это особым способом.   Коммуникация - это вербальный и невербальный процесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мнений и идей между людьми. Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен научиться эффективно общаться с ним. Общение с  ребенком может быть на уровне прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Воспитание детей – непростая задача. В процессе беседы с родителями мы приходим к выводу о том, что нужно быть участвующими родителями. Это значит, что ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем.

Больной ребенок испытывает такие же потребности в дружбе и понимании, как и здоровый. Ему необходима любовь, а не избалованность; внимание, а не сострадание,  и, прежде всего, возможности для развития,  чтобы стать членом общества и со временем суметь достичь в нем определенного положения.

Таким образом, семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой катастрофической инвалидности, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект– все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни. Помочь обрести психологическое благополучие и является задачей специалистов, занимающихся помощью детям с проблемами в развитии.

Список литературы:

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Под ред. В.И.Селивестрова.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.-408с.- С.67-69.
  2. Матейчик З. Родители и дети.- М., 1992.- С. 12.
  3. Мещерякова С.Ю.  Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии 2000. № 5.
  4. Россия сиротская: каждый сотый ребенок не имеет родителей // http://www.uralcoc.ru/library-articles-09.html
  5. Справка о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000 г.) // Официальные документы в образовании. 2001. № 29.
  6. Шипицина Л.М. Психология детей – сирот: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.
  7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»

 Научить  детей  следующим  понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...

Программа ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства

В последние годы социальное сиротство и безнадзорность стали устойчивым социальным явлением. Кризис в экономике, безработица, неуверенность в завтрашнем дне ставят многие семьи на грань выживания, спо...

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника....