Главные вкладки

    «Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.
    материал

    Трофимчук Анастасия Ивановна

    На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.

    Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

    Таким образом, сложилось противоречие, которое заключается в том, что социальная работа с одаренными детьми хорошо представлена в теоретическом плане, но недостаточно реализуется на практике.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл legenchuk_normativno-pravovye_aspekty_t-6.docx29.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»

    Педагогический факультет

    Контрольная работа

    по дисциплине «Нормативно-правовые аспекты»

    Вопрос 6

    Работа социального педагога с одаренными детьми.

    Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

    Выполнил:

    студент группы ПЗ-10718с                                                А.И. Кровякова                                                 

    Направление «Психолого-педагогическое образование»

    Профиль «Социальная педагогика»

    Проверил:

    к.п.н., доцент                                                                Легенчук

    Курган 2018

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………...………3

    1. Работа социального педагога с одаренными детьми………………………...4

    2. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности…8

    Заключение……………………………………………………………………….11

    Список используемых источников…………………………………………..…12

    Введение

    На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка.

    Однако только для определенной части одаренных детей в результате направленных усилий педагогов и родителей, а также социального влияния способности и качества находят реальное, социально значимое деятельностное выражение.

    Таким образом, сложилось противоречие, которое заключается в том, что социальная работа с одаренными детьми хорошо представлена в теоретическом плане, но недостаточно реализуется на практике.

    1. Работа социального педагога с одаренными детьми

    Социальный педагог с одаренными детьми осуществляет работу по нескольким направлениям:

    1. Координационное направление.

    Осуществляется организация работы по созданию и руководству деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. Организация и проведение массовых мероприятий. Организация и проведение олимпиад и научно-практических конференций.

     Обеспечение нормативно-правовой базы. Деятельность, отслеживающая исполнение Закона «О защите прав ребенка» и других нормативных актов. Предоставление информации по правовой базе работы с одаренными детьми.

    Координация деятельности по реализации городской целевой программы «Одаренные дети».

    2. Информационное направление.

    Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми.

    Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. Организация подготовки специалистов по работе с семьей одаренного ребенка.

    Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

    3. Диагностическое направление.

    Создание научно-исследовательских школ по различным учебным дисциплинам, интеллектуальных клубов для начального, среднего и старшего школьного возраста и других форм внешкольной организации образовательной деятельности, проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций. Организация профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций в летних лагерях.

    Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами, как:

    • Изучение оригинальности задач на воображение. Выявление степень оригинальности, установление типа задач.
    • Подключение творческого потенциала ребенка.

    Существуют три уровня диагностики:

    Концептуальный. Из существующих концептуальных моделей наиболее адекватна дидактическим задачам концепция Дж. Рензулли, согласно которой одаренность следует рассматривать как сочетание трех основных факторов: мотивации, выдающихся способностей и креативности.

    Методический. На этом уровне нами были разработаны комплекты диагностических методик по определению детской одаренности для психологов, для педагогов (воспитатели детских садов, учителя), для родителей, для самих детей.

    Организационный. Диагностика становится не каким-то внешним, предшествующим образовательной деятельности действием и не способом контроля его эффективности, а необходимой составной частью всего образовательного процесса, она буквально вплетается в его ткань, что позволяет реализовать все существующие «принципы диагностики» (долговременности, комплексности и др.) [2].

    4. Кадровое направление.

    Определение критериев работы. Оказание методической помощи педагогам.

    Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

    5. Развивающее направление.

    Создание обучающей среды. Школы для одаренных детей. Осуществляется создание, развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми:

    · создание очно-заочных школ;

    · организация лицейских классов (направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, усвоение универсальных способов получения знаний, овладение способами научного исследования, осознание учеником своей индивидуальности, понимание им общечеловеческих культурных ценностей);

    · вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми (мероприятия по профессиональной ориентации учащихся).

    Психологическое сопровождение одаренных детей.

    · раннее выявление одаренных детей;

    · обеспечение психического и психологического здоровья одаренных детей, обучающихся по специальным программам;

    · создание системы психологического сопровождения педагогического и учебного процессов;

    · внедрение системы отслеживания развития детских способностей, закономерностей их динамики, построения набора возможных индивидуальных траекторий развития;

    Компоненты психологического сопровождения: Психологический мониторинг; Психологические тренинги; Родительский клуб; Индивидуальные консультации для родителей; Коррекционная работа; Групповые консультации для учащихся; Психологические практикумы; Система развития детской одаренности; Система семинаров и практикумов для преподавателей; Средовые технологии [1].

    Особая роль отводится психологическому мониторингу, который носит системный, многоступенчатый характер:

    Первый этап. Вступительная диагностика, определяющая уровень развития познавательных процессов детей.

    Второй этап. Определение мотивации к обучению, самооценки. Комплексный качественно-сравнительный анализ развития ребенка, выявление актуальной и скрытой одаренности, зоны ближайшего развития учащегося.

    Третий этап. Выявление мотивации и эмоционального отношения к обучению, определение интеллектуальной активности, самооценки, силы воли, самоконтроля, тревожности.

    Четвертый этап. Мотивация личностных достижений, самооценка, уровень притязаний, социометрия. Учет новых фактов проявления одаренности, внешняя экспертиза одаренности.

    Таким образом, направления социального педагога в работе с одаренными детьми должны учитывать основные особенности одаренных детей в целом и потребности конкретного ребенка. Необходимо создавать индивидуальные условия не только для образовательной деятельности таких детей, но и для общекультурного развития, а также для активного включения в социум, осознания и принятия собственного «Я». Нельзя оставлять без внимания работу с окружением ребенка, так как это играет важную роль для его гармоничного развития [6.

    Также осуществляется координация работы с одаренными детьми, ведется разработка методических материалов для педагогов и родителей, активное распространение информации в обществе. Все это необходимо для выявления, развития, поддержки и включения в социум детей, проявляющих одаренность.

    2.Современная семья как объект социально-педагогической деятельности

    Семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Прежде всего, следует обратить внимание на различие понятий «семья» и «брак». Часто первое более широкое понятие сводят ко второму [6]. Но семья – это не только супружеские связи, уходящие вглубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, т.е. отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В тоже время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. И потому «войти в семью» - означает принять и усвоить ее субкультуру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще всего отторгает.

    Понятие «нуклеарная семья» подразумевает семью с одной брачной парой и их неженатыми детьми или без них. Процесс урбанизации значительно модернизировал семью. Зачастую взрослые дети и их родители живут в разных домах, в разных частях одного и того же города или вообще в разных городах [3] Меняется само представление о семье, сегодня семья - это не только люди, живущие под одной крышей. Современная тенденция во внутрисемейной политике - создание многоядерной, а если придерживаться латинских терминов, то мультинуклеарной, или мультифамильной. Такая семья, как и в предшествующих формах, создает собственную субкультуру, но, в отличие от прежних форм семьи, они представляются более открытыми для интегрирования разных культур. Культура мультинуклеарной семьи носит интернациональный характер [3].

    Если объектом культуры в целом являются огромные массы людей, то семейная культура обращена к отдельному человеку, его конкретной личностной судьбе.

    К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования пищи, жилища, одежды; создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного - культурного наследия [4].

    Все семейные функции, собственно говоря, сводятся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного развития человечества. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

    В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т.е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска [4].

    Растет число одиноких матерей и их детей.

    Катастрофические размеры приняло социальное сиротство несовершеннолетних, жестокое с ними обращение. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты попрошайничеством, ниществованием.

    Давно стала тривиальной фраза: «семья - ячейка общества». Этим аксиоматичным определением обозначены роль и место семьи в обществе, неразрывная связь процессов, происходящих в обществе и его социальном институте-семье. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей [4].

    Социальная работа призвана смягчать эти тяготы, помочь тем, кто самостоятельно не в состоянии справиться с навалившимся кризисом.

    Не случайно все социологические опросы свидетельствуют о том, что семья признается высшей человеческой ценностью. Как писал еще Платон:

    «Каждый из нас - это половина человека», поэтому семья есть обретение целостности.

    В теоретическом плане все еще слабо разработана проблема сущности семьи отказавшись от ходульных построений типа: «социалистический образ жизни»; «семья социалистического общества» и т.п., наука о семье

    Освободилась от псевдонаучных построений. Но необходим следующий шаг - объяснение новых реалий в судьбе семьи, что пока оставляет желать лучшего. Сущность должна объяснять внутреннее глубинное содержание объекта, выражающееся в единстве всех его сторон. Постижение сущности семьи, всех аспектов ее изучения - демографического, юридического, экономического, социального, медицинского, сексуального, психологического и др. Т.е. охватывание объекта в его целостности представляет главную цель семьеведения - науки, стремящейся постигнуть сущность семьи.

    Важно понять, что сущность любого объекта не есть раз и навсегда застывшая данность, она находится в постоянном движении и видоизменениях. Это же относится и к сущности семьи; несмотря на то, что семья - одно из наиболее стабильных явлений, она модифицируется и сама по себе, и под влиянием процессов, происходящих во всех других социальных институтах. Семейные часы, отсчитывая домашнее время, отсчитывают и время всей планеты. Следовательно, теоретические положения о сущности семьи должны подвергаться постоянному обновлению в контексте изучения многообразия социальных проблем.

    Заключение

    Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество точек зрения на определение понятия «одаренность». Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для социального педагога это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка. Так как его оценка в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

    Таким образом, проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми [5].

    Список используемой литературы

    1. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы [Текст]: основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: изд-во РГУ, 1997. - 244 с.

    2. Марютина, Т.М. Естественно - научный подход к проблеме одаренности детей и подростков [Текст] / Т.М. Марютина; под ред. Н.С. Лейтса. - М.: Академия, 1996. - 268 с.

    3. Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997.

    4. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 1993 г. №2/3. - С. 14-25.

    5.   https://www.ronl.ru/nauchnyye-raboty/psikhologiya/837091/

    6.https://vuzlit.ru/718877/organizatsiya_sotsialno_pedagogicheskoy_raboty_semyoy


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание Нормативно- правовая зона организации работы школы

    Знакомство с уставом школы и организацией учебной и внеурочной деятельности первоклассников...

    Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

    «Ребенок –зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях  отражается нравственная  чистота матери и отца».  В.А. Сухомлинский...

    Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"

    Презентация к докладу  "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....

    Доклад : "Семьи группы риска как объект социально-педагогической деятельности"

    Под неблагополучной мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результат...

    Нормативно-правовая база для работы школьного ПМПк

    Нормативно-правовую базу составляют документы нескольких уровней:•          международные (подписанные СССР или Россией) •...