Главные вкладки

    Выступление на РМО. Тема самообразования «Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении». 2015-2016 уч. год
    материал (4 класс) по теме

    Работа с семьями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

    И.В. Демченко

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района

    E-mail: Irinka-trk@mail.ru

            Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

            В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.

            А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий  приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

                    Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

    2013-2014 уч. год

    2014-2015 уч. год

    2015-2016 уч. год

    2 семьи на учёте в КДН и ЗП

    2 семьи на учёте в КДН и ЗП

    1 семья на учёте в КДН

    Основными критериями при определении семей этой категории являются:

    • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
    • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья);
    • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция);
    • жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
    • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка);
    • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

    Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

    • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
    • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм, педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
    • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

    Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так, как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое.

            Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

            Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

                 В МБОУ СОШ №2 г. Тарко-Сале работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ  №120 «Об основах системы профилактики   безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», конвенцией о правах ребёнка,  декларацией прав и свобод человека,  «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

                 Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему организации сопровождения семей социального риска.

            Этапы работы школы с семьёй, находящейся в социально опасном положении

    1 этап.

            Раннее выявление семей, находящихся в СОП              

            Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

    2 этап.

            Работа классного руководителя по работе  с  семьёй СОП (ТЖС):

    • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
    • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
    • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
    • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
    • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося.

    3 этап.

            Семья рассматривается на педагогическом совете

            Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.

    4 этап.

             Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних

            Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

    5 этап.

            Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. 

            Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №2 г. Тарко-сале».

                 Для устранения неблагополучия в семье  школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной  задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

               На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

    • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
    • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;
    • координировать учебную помощь родителей их детям;
    • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
    • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
    • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
    • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

            В работе с семьями можно выделить основные направления работы: проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций  для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей, организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время  и  во время каникул.

                  В работе с семьей, находящейся в  СОП социальным педагогом используется алгоритм:

    1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
    2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
    3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
    4. Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
    5. Изучение личностных особенностей членов семьи.
    6. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями  (ОМВД, КДН и ЗП).
    7. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
    8. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

            В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:

            Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах (учреждение  образования), контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий (учреждение образования), контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам (учреждение образования), консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка                     (учреждение образования), просвещение родителей с целью формирования критического  отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).

            Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка) (учреждение образования), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка. коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (учреждение образования).

            Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где  наблюдается неуспеваемость (учреждение образования), формирование у ребёнка гигиенических навыков (учреждение образования).

            Правовая: если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:

    1. оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
    2. оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД).
    3. консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

            Иной вид помощи: трудоустройство родителей (ЦЗН г. Тарко-Сале), занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время (учреждение образования), посещение семьи по месту жительства, социальный патронат семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства ).

                  Выполнение индивидуального плана профилактической работы  заслушивается на школьном Совете  профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних (по плану).

                Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

    1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).
    2. Акт обследования условий проживания семьи.
    3. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.
    4. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).
    5. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
    6. Ежемесячные  отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
    7. Характеристика на несовершеннолетнего (их), табель успеваемости  и посещаемости.
    8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
    9. Результаты исследования семьи и учащихся (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

    6 этап.

            Представление на Совет профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних.

    7 этап.

            Представление на  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

                 Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

                 Оценка эффективности работы с семьей: соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

                 Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают образовательное учреждение, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями, семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи и т.д., в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними, семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

                 Работа социального педагога и школы по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации  проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учёте.  

                      В этой работе очень важна роль социального педагога,  каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

         Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

            Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

                 Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся  в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.

                 А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении  или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»

    Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилита...

    Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год.

    Презентация к докладу  "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....

    Совместная работа классного руководителя и социального педагога с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2013 г

    Совместная работа классного  руководителя  и социального педагога с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации. 2013 г...

    Аналитический отчет о работе с семьей, находящейся в социально-опасном положении

    В  отчете производится краткий анализ проведенной в течение определенного срока работы с семьей и, по результатам, планируется последующая работа....

    Работа воспитателя с семьями, находящимися в социально - опасном положении или в трудной жизненной ситуации

    Решение проблем, преодоление трудностей и создание условий для социального становления  семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации или  социально - опасном положении....