Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья

Федорова Людмила Николаевна

Выявление способностей учащихся – одна из главных задач учителя. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников своими способностями.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sposobnostey10.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Выявление способностей учащихся – одна из главных задач учителя. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников своими способностями.  Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

В условиях роста социальной конкуренции необходимо научить ребят преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе.

Цель работы – создание условий для оптимального развития детей.

Задачи работы:

· Выявление способностей и создание системы работы с детьми;

· Создание условий для оптимального развития;

· Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

· Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;

· Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях;

· Стимулирование творческой деятельности;

· Социальная и психологическая поддержка.

 Способы, приемы работы, используемые мной для развития способностей детей представлены в таблице.

          Класс

Способы развития у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

     1кл

Беседы, занятия в предметном кружке.

Беседы, игры, конкурсы,

Уроки здоровья, походы,

обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

спортивные праздники

    2 кл

Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ,

предметные олимпиады.

Викторины, проекты, наблюдения, выступления на школьных праздниках.

Классные часы, организация внеурочных

спортивных мероприятий, тестирование физической подготовленности

     3 кл

Сообщения, презентации, тестирование.

Конкурсы рисунков, плакатов,

занятие в кружках, секциях.

Дни Здоровья, спортивные секции, весёлые старты, сдача норм ГТО.

      4 кл

Проведение классных викторин по предметам: русский язык «Юный грамотей», литературное чтение «Всезнайка», математика «Умники и умницы», окружающий мир «Знатоки природы». Участие детей в Международных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах: проекта «Инфоурок», образовательной платформы «Учи.ру». Участие в республиканских и муниципальных конкурсах, олимпиадах. Проведение школьных предметных недель. Проведение предметных и метапредметных олимпиад в начальной школе.

Выступления на школьных праздниках, подготовка презентаций.

Участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и республиканского уровнях

Проведение спортивных мероприятий, эстафет.

Сдача норм ГТО

Работа по программе « Тропинка здоровья»

Работа по развитию способностей планируется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями поэтапно. 

 класс

Этапы

Способы

            Результат

1 класс

Диагностический этап

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Карта одарённого ребёнка

2 класс

Выделение группы детей со специальными способностями

Углубленная диагностика   с целью определения зоны их ближайшего развития.

Подбор литературы по тематике;

создание банка информации по   работе с одаренными детьми;

подготовка   бесед,

просветительская работа с родителями.

составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей. школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование

3,4  классы

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

Поддержка и стимулирование   одаренных детей

Поощрение активности; детей, развитие стремления к   самообучению, саморазвитию,

самосовершенствованию.

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

 Работа по выявлению и развитию способностей основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предметов, поэтому работу провожу в урочной и внеурочной деятельности.

К урочной деятельности относятся:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игровые технологии (деловые игры, квест - игры и путешествия);
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации;
  • развитие способностей (разно уровневые тесты, презентации);
  • творческие и нестандартные задания.

К внеурочной деятельности относятся:

- факультативы;

- предметные недели;

- театрализованные праздники;

- олимпиады и конкурсы по предметам;

- спортивные праздники и др.

Одна из форм работы- использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности детей.

Предметные недели направлены на раскрытие творческого потенциала учащихся, появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники - особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, проявить эрудицию и исследовательские навыки. Такая работа способствует повышению мотивации детей к сотрудничеству с педагогами и работе по самосовершенствованию.

Олимпиады, конкурсы по предметам способствуют выявлению и развитию творческих способностей, интереса к научной деятельности, пропаганде научных знаний, социализации, кругозора, интеллектуального роста.

Становится понятно, что очень важно учителю как можно раньше выявлять способности своих учеников, создавать для них условия для обучения и развития, так как способности определяют область оптимальной деятельности и ее плодотворность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....