Система оценивания образовательных достижений.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Федорова Людмила Николаевна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений.

                    "Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего

                                           он должен познать, что он такое и на что способен".

                                                                                                       Мишель Монтень

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самоконтролю.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений, обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

  Младший школьный возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В этом возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Проблема школьной успеваемости, оценка результатов учебной работы детей – центральная в это время. От оценки зависит развитие учебной мотивации. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки детей.

Ребенок, не умеющий оценить свои возможности, так и не становится подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности, хозяином своих интеллектуальных богатств, и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя.

  В своей работе я придерживаюсь следующих психолого-педагогических требований к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников, выдвинутых выдающимися педагогами О.Б. Логиновой, Г.С. Ковалевой.

Контроль и оценка должны

- соответствовать целям и задачам, этапам обучения;

- являться неотъемлемой частью учебной деятельности;

- стать для ребёнка осмысленным действием;

- быть направлены на отслеживание динамики роста учащихся;

- проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний.

В соответствии с этими требованиями система оценивания направлена на получение следующих результатов:

У обучающихся:

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Родители получают возможность отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка. Учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том:

- происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям;

-  совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки;

 - умеют ли дети работать индивидуально, совместно.

Приемы, используемые мной для достижения намеченных результатов:

1. С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

«Эмоциональный светофор».                 

Позднее им предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Сомневаюсь», желтой – «Прошу помощи», красной – «Я справился».

На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они могут показывать уровень задания, который выбрал ученик. Изначально учитель предлагает задание и объясняет, какой объем работы необходимо выполнить всем. Если его выполняют все ученики, то можно двигаться дальше. Есть и дополнительное задание, оно труднее и требует большего усилия. Если ученик его выполнил сам, то ему можно выступать в роли учителя или помощника учителя и объяснять непонятное товарищам. Учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

            2. Работа с эталонами (точный образец). Начинается уже в период обучения грамоте.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где прописаны образцы (эталоны) написания букв, их соединений, цифры. Пример урока математики по теме «Вспоминаем, повторяем». Какие линии можно назвать ломаными? Какие кривыми? Какие замкнутыми? Какие незамкнутыми? Данное задание даёт возможность учителю проверить наглядные представления учащихся о линиях. Обучающиеся по цвету определяют ту или иную линию, называют её, объясняя к какой группе она относится.

В теме «Многоугольники» задание: Найди многоугольник на рисунке. Данное задание можно отнести к мини-исследованию, позволяет увидеть учителю умение ребёнка классифицировать фигуры, выделять нужное. Со временем работа с эталонами становится более разнообразной.

На уроках математики, русского языка использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту по определенному предмету. Например, карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов (это и есть эталоны) и информационных карточек по разделам. На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу (эталону) и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.

3. На устном текущем контроле предлагаю   алгоритмы самооценки:

Вариант 1

-Что ты узнал на уроке?

-Чему научился?

-За что себя можешь похвалить?

-Над чем еще надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

-Какие задания оказались трудными?

-Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Вариант 2

1. Какое умение развивали при выполнении задания?

2. Каков был уровень задания?

3. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Вариант 3

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор).

4. Кто из учителей не встречался с проблемой «глупых» ошибок? Причиной таких ошибок я считаю плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок, работая у доски и комментируя все свои действия, может не допустить ни одной ошибки.  Важным средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.

5. На уроках использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность.

1-ый способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты.

2-ой способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

3-ий способ: За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте. Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать, формирую желание к самопознанию и ответственность за свои знания.

В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.

6. Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В. был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:

Критерии оценки «устный ответ»:

1. Правильность ответа

2. Его полнота.

3. Наличие примеров.

7. «Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу. После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.

8. Говоря о системе контроля и оценки нельзя не упомянуть о комплексных работах. Для того, чтобы дети успешно справились с итоговой комплексной работой, мы готовимся к ней заранее. Начинаю с себя: изучаю материалы комплексной работы, анализирую, какие предметные и метапредметные умения формируются в результате выполнения каждого задания, анализирую задания учебника с этих же позиций   и далее, планируя каждый урок, прописываю   какое задание учебника формирует умение. Эта работа позволила акцентировать внимание детей на выполнении этих заданий, чтобы их решение не было неожиданным, ознакомила учащихся с правилами их выполнения и оформления.    

       Иными словами, подготовка к работе начинается уже на этапе проектирования учебного процесса, составления тематического планирования и продолжается в ходе изучения всех тем на всех этапах учебного процесса. По ходу изучения тем    включаю непосредственно в учебный процесс различные типы проверочных и диагностических заданий, способствующих формированию самостоятельной оценочной деятельности учащихся.

На уроках используем оценивание в парах, самооценивание. Учащиеся быстро запоминают, как оценить работу и какую отметку поставить.

Чтобы ребёнок чувствовал свой рост, задаю разноуровневые задания, используя оценку. Например, на «3» нужно списать текст и определить падежи имён существительных;

на «4»- выписать предложения, где имя существительное употреблено в И. п и В. п.; на «5» - самостоятельно составить предложения, чтобы имена существительные употреблялись в И. п. и В. п. Учу своих учеников и родителей, что успехи свои нужно сравнивать только с самим собой, а не с другими.

Обязательно веду «Портфолио» учащихся. Собранный материал наглядно показывает, как проходит образование каждого учащегося.

При работе с тестами использую бальную оценку. Это позволяет мне ставить баллы не только за сложность заданий, а и за отношение к выполнению заданий. Один учащийся (может не самый способный) внимательно прочитал все инструкции к заданиям и приложил старание к выполнению работы. А второй (способный) – выполнял небрежно и был невнимательный. Первому ученику прибавляю балл «За отношение к работе».

5 б.- Демонстрирует свои максимальные возможности.

4 б. - Старается, но не показывает своих максимальных способностей.

3 б. - Выполняет упражнения не в полную силу, хотя и показывает неплохие результаты.

2 б.- Выполняет упражнения не в полную силу, что отражается на результате.

1б. - Выполняет упражнения без желания.

0 б.- Не выполняет упражнения.

                                                       Методы оценивания

В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:

1. Тест.

2. Экспресс-опрос («летучка»).

3. Расширенный опрос.

4. Игровые методы оценивания.

5. Контрольное упражнение.

6. Наблюдение.

7. Самооценка.

8. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

             Методы оценивания, используемые при без отметочного обучения:

 - лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

 - волшебные линеечки («Оценка без отметки» Г.А. Цукерман);

 - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

 - листы наблюдений и т. д.

                                                Формы оценивания

1. Устный опрос

2. Письменная самостоятельная работа

3. Диктанты

4. Контрольное списывание

5. Тестовые задания

6. Графическая работа

7. Доклад

8. Изложение

9. Творческая работа

10. Диагностическая контрольная работа

11. Итоговая комплексная работа

12. Контроль техники чтения

Формы оценивания во внеурочной деятельности

1. Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

2. Активность в проектах и программах

3.Творческий отчет

Виды контрольно-оценочных действий учащихся:

1 Входной контроль (стартовая работа)

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в оценочном листе.

 2. Диагностическая работа

Направлена на проверку знаний, умений, которыми необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (линеечки, лист умений).

 3. Проверочная работа

Проверяется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой задания разного уровня сложности. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия.

4.Проектная работа

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей. Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.

5.Итоговая проверочная работа        

Главным правилом в своей оценочной работе считаю, что не нужно скупиться на похвалу. Всегда находить, за что похвалить ребёнка. Даже в море неуспеха, можно найти островок успешности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...