Игровые технологии
консультация (3, 4 класс)

Мироманова Светлана Ивановна

Игровые технологии в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

( из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

                                                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                         ГБОУ «С(К)ОШИ № 2», г Улан-Удэ

                                                           С.И. Мироманова

Огромные социально-педагогические возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с нарушением интеллекта в школьном образовательном процессе имеет широкая и целенаправленная игровая деятельность, которая не исчерпала свой огромный потенциал воздействия на снижение различных нарушений в развитии учащихся. Воздействие происходит через различные формы игровой деятельности, игровые технологии, игры-тренировки, игры-задания, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать и корректировать недостатки в развитии, социально адаптировать  детей с  интеллектуальной недостаточностью к жизнедеятельности в обществе.

             Глубокий и всесторонний анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школьной образовательной среде позволил выявить следующие противоречия между: необходимостью создания широких и разносторонних организационно-педагогических условий в школьной среде, ориентированных на гармоничное становление и коррекцию субъективных свойств и качеств учащихся и недостаточное обоснование необходимости разработки современных игровых педагогических технологий для коррекции детей с нарушениями в умственном и физическом развитии;

На основании выявленных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске и разработке продуктивных технологий основанных на игровых тренингах в обучении детей в специальных коррекционных общеобразовательных школах.

Объект исследования: обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в школе-интернате № 2.

Предмет исследования: структура и содержание педагогической технологии игрового тренинга в обучении  детей с интеллектуальной недостаточностью  в школе-интернате № 2.

Цель исследования: теоретическое обоснование содержания и опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.

Гипотеза исследования: обучение детей с  интеллектуальной недостаточностью, в школе-интернате № 2,  будет более гармоничным, продуктивным и способствовать благоприятной социальной адаптации в обществе, если:

-разработать педагогическую технологию игрового тренинга в обучении детей с  интеллектуальной недостаточностью;

-структурировать содержание педагогической технологии игрового тренинга по следующим блокам задач: образовательные, оздоровительные, воспитательные и социальные: что будет способствовать стимулированию и коррекции умственной деятельности детей через различные познавательные и логические игры и игровые упражнения, формированию здорового образа жизни и навыков социализации и адаптации в обществе;

Всё это в совокупности позволит интегрировать эмоциональную, физическую и интеллектуальную составляющую развития детей  с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения, что в итоге будет способствовать гармоничному формированию и развитию детей, имеющих нарушения в развитии.

Для достижения цели исследования и проверки научной гипотезы были сформированы следующие задачи исследования:

1.Провести анализ состояния проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в современном образовательном процессе.

2.Обосновать и разработать содержание и структуру педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей.

3.Разработать методику диагностики результатов обучения детей.

4.В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогической технологии игрового тренинга в обучении учащихся начальных классов.

Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные представления о проблеме обучения и воспитания умственно отсталых детей (Л.C. Выготский, Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф и др.

            Методы исследования: для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной научно-методической зарубежной и отечественной литературы; анализ документальных материалов врачебно-контрольных карт, и др., анкетирование, педагогические наблюдения; тестирование  ЗУН; педагогический эксперимент; экспертная оценка; математико-статистический анализ.

База исследования: исследование проводится  на базе специальной (коррекционной) школы-интерната №2, среди учащихся 1-4 классов. Объем выборки составил 58 человек.

             Этапы организации исследований: Первый этап: поисково-теоретический (2017-2018 гг.). На этом этапе проводился анализ психолого-педагогической (специальной) литературы по проблеме, были определены объект, предмет, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования, конкретизирована база исследования. В то же время проводилась работа по изучению процесса обучения  в специальных (коррекционных) школах-интернатах.

           Игровой подход - более естественная форма обучения в начальной школе.  В нашем случае, дети сами создают игру и играют в нее. Познание через игру-это новый принцип начальной школы. Новые требования  в обучении младших школьников направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его возможностей и способностей. Что бы было интересно соревноваться, дети делятся на группы.

           Можно играть, подсказывать, направлять, корректировать действия учеников, обсуждать с ними тему.  Здесь важно все: внимательность, организованность, умение убеждать, мотивировать, коммуникабельность. Это и есть качества будущего лидера, а умение работать в группе позволит им слаженно работать в других коллективах.

          Например,  игра «лото» создается  по выученным правилам написания орфограмм. Ученикам раздается игровое поле, в котором написано несколько слов, на доске пронумерованы выученные правила. Поставлена задача: найти в словах орфограммы, после - найти цифру правила, записать цифры в игровое поле. Затем следует взаимопроверка: группы обмениваются игровыми полями и проверяют друг друга. После чего один ученик разрезает верхнее поле - слова,  другой раздает каждому из группы и себе по одному (два) слову,  их переворачивают, что бы  никто не видел. Суть игры - как можно быстрее « пристроить» свое слово на верное окошечко с соответствующими ему правилами.                                                                                                                                                                                   Победителей может быть несколько человек.

на поляне

Поля

поле

поливать

полевой

                                

Орфограммы:

1.название          2.название            3.название              4.имена                   5. предлоги

предмета              действия                признака                 собственные

Второй этап: опытно-экспериментальный (2018-2019 гг.): на данном этапе проводится опытно-экспериментальная работа по реализации теоретико-методологических положений педагогической технологии игрового тренинга в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. В процессе опытно-экспериментальной работы, корректировались содержание, средства, методы и формы реализации игрового тренинга в обучении детей.

Третий этап: обобщающий (2019-2020 гг.). Этот этап будет направлен на теоретический анализ результатов опытно-экспериментальной работы, где поведется систематизация и обобщение результатов исследования, формулируются  выводы и разработаются рекомендации для педагогов, работающих с детьми в ГБОУ «С(К)ОШИ №2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...