Современные педагогические технологии в преподавании предметов филологического цикла
статья (4 класс)

В статье раскрываются современные педагогические технологии в преподавании предметов филологического цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в преподавании предметов  филологического цикла

Современные  педагогические  технологии - совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Совершенно очевидно, что рассмотрение вопросов методики обучения  невозможно без использования новых технологий. По нашему мнению, на предметах филологического блока  следует использовать следующие технологии:

  • обучение в малых группах сотрудничества;
  • дискуссии;
  • мозговые атаки;
  • игры проблемной направленности;
  • метод ситуативного анализа;
  • метод проектов;
  • „Портфолио ученика" (развитие).

Следует заметить, что ни один из указанных видов технологий не является универсальным. Целесообразно использовать отдельные виды в зависимости от материала, особенностей учащихся и т.п. Ошибочным было бы злоупотребление каким-либо одним из указанных видов.

Обратимся к рассмотрению отдельных видов современных педагогических технологий.

Инновации как теоретически обоснованные, целенаправленные и практико-ориентированные новшества неизбежны: они порождены изменениями в обществе и логикой развития современного образования.

Технический прогресс существенным образом влияет на все стороны современной жизни. Сегодня компьютер является одним из технических устройств, активно проникающим во все области человеческой деятельности. Практически любая компьютерная программа является мультимедийной. Она способна воспринимать, воспроизводить и перерабатывать информацию самой разнообразной природы. Все это приводит к тому, что современные информационные технологии находят все более широкое применение в образовании, качественно изменяют его как в плане новых форм обучения, так и новых видов достижения цели.

Использование инновационных технологий в учебном процессе способствует повышению качества образования младшего школьника и активизации роли самостоятельной работы. Обычно к основным инновационным технологиям в образовании относят:

•информационные технологии, позволяющие увеличить эффективность преподавания (технологии, основанные на использовании компьютеров, компьютерные обучающие и контролирующие программы);

• интернет-ресурсы;

•информационные методы преподавания, способствующие повышению качества образования.

Рассмотрение новых технологий было бы неполным, если бы мы не коснулись интернета и его роли в обучении языку, дистанционного обучения.

Содержательная сторона информации выражается в форме мультимедиа (звук, графика, видео), что намного обогащает и содержание, и форму хранения информации. Интернет превосходит все другие источники информации по организации информации и способу отбора и поиска, чему способствуют системы поиска, которые также активно используются в процессе обучения.

Таким образом, инновационные подходы в преподавании русского языка базируются на эмоциональной памяти учащегося, на формировании коммуникативной и профессиональной компетенции, на регулярной тренировке творческой деятельности. При этом наибольшее распространение получают инновации, связанные с организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий в образовательный процесс.

Использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как это способствует модернизации общего образования, повышает культуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся. Учащиеся в игровой форме через компьютерные технологии отрабатывают грамматические, разговорные навыки, навыки письма и чтения.

Новизна ИКТ – в совершенствовании оптимизации учебного процесса, в обогащении арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для школьников. Уроки с использованием ИКТ в полной мере способствуют формированию познавательного интереса школьников.

Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Групповое решение коммуникативных задач способствует созданию на уроке атмосферы взаимодействия, взаимоподдержки, взаимоконтроля.

Творческие работы, сочинения, проекты, контрольные и тестовые работы, карточки  для индивидуальной работы - средства для усвоения и контроля знаний. По окончании обучения – апробация полученных знаний – сможет ли учащийся рассказать материал  по рисунку, опоре, плану без подготовки.

Выбор перечисленных форм и  методов используемых технологий не случайный, а основывается на анализе образовательных потребностей учеников. Выявить же эти потребности позволяет диагностика, которая является необходимым условием успешной педагогической деятельности.

Постоянное отслеживание результатов каждого ребенка делает процесс обучения более эффективным, т.к. обеспечивает своевременную коррекцию и отбор содержания, приемов, методов и т.д.

Таким образом, использование современных технологий на уроках филологического цикла  позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися собственных продуктов в...

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

    Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися со...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...