Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС
проект (4 класс)

Актуальность
          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

          Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sotsio-igrovyh_tehnologiy.docx152.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ризатдинова Л.Д.,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20»

г.Альметьевска РТ

Применение социо-игровых технологий

на уроках русского языка  в начальной школе

МАСТЕР КЛАСС

- Добрый день!

-Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для  установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с игры «Поздороваемся ладошками!».

- Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем по очереди пальцы, начиная с большого со словами:

Желаю (большой)

Успеха (указательный)

Большого (средний)

Во всем (безымянный)

И везде ( мизинец)

Здравствуйте! ( всей ладонью)

Актуальность
          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

        Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

              Соответствовать данному утверждению нам  помогает современная педагогическая технология «Социоигровая педагогика» представленная

авторами социо-игровой технологии - это

Евгений Евгеньевич Шулешко

президент Международной Федерации Свободного Образования, известный московский психолог и педагог

Вячеслав Михайлович Букатов

доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социо – игрового стиля обучения

Анастасия Петровна Ершова

педагог и режиссер

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Цель социоигровой технологии:

оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания;
 воспитать  самостоятельно мыслящую и  социально-активную личность.

Задачи  социоигровой технологии:

- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для учеников;
- способствовать развитию у учащихся активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитывать в школьниках  желание узнавать новое.

Охарактеризуем плюсы социоигрового стиля работы:

  • ученики разного возраста могут общаться друг с другом на равных;
  • педагог является равноправным партнёром учеников;
  • разрушается барьер между педагогом и школьником;
  • ученики ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
  • школьники самостоятельны и инициативны;
  • ученики сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят её решение, договариваются;
  • общение школьников происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
  • ученики помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
  • активные школьники учатся принимать мнение товарищей, а робкие и неуверенные преодолевать свои комплексы и нерешительность.

Составляющие социоигровой технологии:

  1. Работа в микрогруппах.
  2.  «Смена лидерства».
  3.  Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.
  4. Смена темпа и ритма.
  5. Интеграция всех видов деятельности.
  6. Ориентация на принцип полифонии.

 Учитель - партнёр, советчик.

При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе можно отметить, что ученики:

всегда готовы к работе;                                                                                                                                                                       * активны на уроке;                                                                                                                                                                                                                                       * умеют работать в коллективе;                                                                                                                                                        * готовы работать с любым учителем;                                                                                                                                                           * не боятся высказывать своё мнение;                                                                                                                                                     * ходят в школу с удовольствием.

Социоигровые технологии помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно

Чистописание. Буквы-загадки. Буква по воздуху. (Социо-игровые технологии) 

      Учитель приглашает посыльных, проговаривает с ними задание на чистописание.  Посыльные каждой  группы поочерёдно становятся спиной к классу, пишут по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего.

1 группа - строчная буква о

2 группа - строчная буква а

3 группа - строчная буква б

4 группа - строчная буква в

5 группа - строчная буква д

- Какой элемент объединяет эти буквы? (овал - о)

- Поработаем над чистописанием.  Дети прописывают в тетради: о,  о с соединительным элементом, о в соединении с о. Соблюдая закономерность прописывают до конца строки.

А чтобы это произошло, необходимо избегать монотонности (в разнообразии слов и способов написания должны быть интересные неожиданности). Например, воздушные письма выводить по воздуху можно:

 – плечом,

 – головой,

 – ухом,

ногой,

 – коленкой и т. д. Как усложнение, оживляющее интерес к заданию, может быть предложено написание букв в зеркальном отражении.

Словарная работа проводится в форме Социо/игровой технологии «Живой алфавит».

      У каждого из учеников на парте есть буква из алфавита, тренируются перед составлением словарных слов:

Буквы алфавита распределены между всеми учащимися.

1) Учитель задает тренировочные задания по алфавиту: 

http://4detey.ru/wa-data/public/shop/products/29/60/16029/images/21638/21638.750x0.jpg 

- встаём по алфавиту от а до з;

- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие гласные звуки (а, е, ё),

- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие два звука (е, ё), гласные проходят на место;

- шагают вперёд те, у кого буквы обозначающие звонкие согласные звуки (б, в, г, д, ж, з)

- выходят к ним пары по звонкости глухости (п, ф, к, т, ш, с), проходим на место.

2) Работа по составлению словарных слов.

- Кто из вас может составить слово?..

Посыльные проверяют правописание по словарю.

Учитель задает слово – ученикам, после этого по сигналу к доске должны выйти те ученики, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. После чего последний ученик  диктует классу и сам записывает слово на доске, отмечая ударение и безударную гласную.

- Снежинки, которые образуются из водяных паров и оседают на поверхности предметов (иней).

- Второй месяц весны (апрель).

- Многолетнее травянистое растение, употребляемое в пищу (щавель).

- Самая вкусная, душистая ягода (земляника).

- Плетёное изделие из прутьев для хранения вещей (корзина).

- Второй месяц осени (октябрь).

- Крупное хищное животное из семейства кошачьих (лев).

-Вид верхней одежды (пальто).

- Значительная возвышенность над окружающей местностью (гора).

- Какие слова мы называем словарными? (Правописание которых мы запоминаем и  проверяем по словарю).

- Все ли слова, написанные вами слова,  соответствуют этим требованиям?

- Нет ли среди записанных слов, слов с проверяемым написанием? (Есть: лев –львы, гора-горы).

- собираем алфавит на место, на доску от а до ж, от з до о, от п до ч, от ш до я.

      Объединение в малые группы (деление на команды).

      В классе ученики известны друг другу, но не все близки между собой. Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игровых командах — дистанция между разными детьми уменьшается. Сверстники находят подходы друг к другу, в некоторых случаях открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).

Но если учитель сам будет формировать состав временных команд, то многими учениками это будет ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда для них работа в такой назначенной «свыше» компании может восприниматься даже негативно. Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными вариантами жребиев и считалок. На уроках полезно использовать те виды жеребьёвок, которыми ученики пользуются во время своих игр во дворе. К ним может быть добавлен и такой вариант: разрезанная открытка.

       Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников собственноручно вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно — оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» — книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т.п.). Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своём названии и посыльный выводит его на доске. После того, как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать). Инструкцию о предстоящей работе чаще всего полезнее задавать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу. Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное, а по ходу объединения все ученики получают возможность размяться (что особо необходимо гиперактивным детям), что приятно разнообразит жизнь как учеников, так и учителя. Особо подчеркнём, если упростить приём и разрезанные многоцветные открытки заменить примитивными карточками, помеченными цифрой или цветом, то такой способ «деления на команды» в глазах детей потеряет игровую привлекательность и будет восприниматься как навязывание учителем своей воли и каких-то своих дидактических ожиданий. Что, к сожалению, приводит некоторых учеников к негативному настрою.

Постановка учебной задачи в форме социо/ игровой технологии «Видимо-невидимо»

       Учитель показывает на интерактивной доске приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом, "вдоль» и "поперек" написано девять слов  на орфограммы «Правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных». По стечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат закрывается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем компании учеников обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным уже для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные" другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются прежней команде для "проверки проверяющих" и выяснения возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях, оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

Дождинка, денёк, смешной, травка, дождь, берёзка, местность, сердце, грустно.

- На какие две группы можно распределить данные слова? (Слова с безударными гласными и  парными согласными)

Ученики читают слова по группам, с проверочными словами.

- Все ли слова распределены в эти группы? (Остались слова местность, сердце, грустно).

- Где можно найти информацию по правописанию данных слов? Какая это орфограмма?

- Сформулируйте  тему урока? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

- Какую поставим задачу? (Повторим написание слов с изученными орфограммами и будем учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.) 

- Откройте учебники на стр.114 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

- Итак, вы абсолютно правы. Тема и цель нашего урока:  Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне

- Где можно найти информацию по правописанию данных слов?

Ищут информацию по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке русского языка

Данный файл содержит один из отзывов о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка....

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка начальной школы

Основные положения и понятия об орфографии и путях повышения орфографической зоркости учащихся....

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

Стендовый доклад "Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3-В классе"

Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в 3 классе....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...