"Освоение новых знаний с применением системно-деятельностной технологии на уроке русского языка"
методическая разработка

Квасова Елена Львовна

Выступление на заседании ШМО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О СВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2

СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

Слайд 3

Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 4

УРОК "ОТКРЫТИЯ" НОВОГО ЗНАНИЯ Деятельностная цель Образовательная цель формирование способности учащихся к новому способу действия расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Слайд 5

СТРУКТУРА УРОКОВ "ОТКРЫТИЯ" НОВОГО ЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд

Слайд 6

Тема урока: «Общее грамматическое значение имен числительных» Цель урока: выделить и исследовать новую часть речи Тип урока: постановка и решение частной задачи Оборудование: таблица частей речи, листы А-4, маркеры (по количеству групп)

Слайд 8

УУД, формирующиеся на данном этапе Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действие смыслообразования

Слайд 9

Таблица «Самостоятельные части речи» Часть речи Лексическое значение Грамматическое значение Вопрос Имя сущ. Называет предмет Ч., П., Р Кто? Что? Имя прилаг. Называет признак Ч., П., Р Какой? Глагол Называет действие предмета Ч., Вр., Р. или Л. Что делать? ? ?

Слайд 10

Плюкатая страюшка кидела ба серене. прилаг. сущ. глаг. пр. сущ.

Слайд 11

Познавательные: общеучебные : умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические : анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания); прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). УУД, формирующиеся на данном этапе

Слайд 12

Над крышей летают пять голубей.

Слайд 14

УУД, формирующиеся на данном этапе Познавательные: постановка и формулирование проблемы. III Выявление места и причины затруднения в пробном учебном действии

Слайд 15

Над крышей летают пять голубей. пр. сущ. глаг. сущ. ?

Слайд 16

УУД, формирующиеся на данном этапе Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные : знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Слайд 18

I ГРУППА Найти грамматические значения. 2. Поставить вопрос. 3. Придумать название. II ГРУППА Определить средства грамматической связи. Поставить вопрос. Определить лексическое значение. III ГРУППА Определить грамматические значения. Поставить вопрос. 3. Определить, это имя или нет. 4. Узнать, как пишется.

Слайд 19

УУД, формирующиеся на данном этапе Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Слайд 20

Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические : построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем : самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Слайд 21

К ОЛЛЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ Определить средства грамматической связи. 2. Поставить вопрос. 3. Придумать название. 4. Узнать, как пишется.

Слайд 23

УУД, формирующиеся на данном этапе Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Слайд 24

П. Ч. Л. Р. Вр.

Слайд 25

УУД, формирующиеся на данном этапе Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

Слайд 27

УУД, формирующиеся на данном этапе Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ).

Слайд 29

Таблица «Самостоятельные части речи» Часть речи Лексическое значение Грамматическое значение Вопрос Имя сущ. Называет предмет Ч., П., Р Кто? Что? Имя прилаг. Называет признак Ч., П., Р Какой? Глагол Называет действие предмета Ч., Вр., Р. или Л. Что делать? Имя числит. Называет количество предметов П. Сколько?

Слайд 30

УУД, формирующиеся на данном этапе Познавательные: общенаучные : умение структурировать знания. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция ; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Центр образования № 40 имени Героя Советского Союза

Ивана Андреевича Дементьева»

 «ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

КВАСОВА

ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

учитель начальных классов

высшей категории

г.Тула

     Что такое урок в классе, работающем с применением системно-деятельностной технологии? Зайдем в класс со звонком, присядем за последнюю парту и понаблюдаем...

     Еще только начало урока, а на доске уже нарисованы детской рукой схемы, записи и стоят вопросительные знаки. Учитель предлагает ребятам присесть, встречается с ними взглядом, произносит несколько ободряющих слов, и начинается работа. Оказывается, записи на доске имеют авторов, которые пришли на урок с вопросом и хотят в нем разобраться. Идет проверка домашнего задания... Учитель ведет неспешный разговор с классом; что было сложно? Что не поняли? В чем разобрались? Что уже умеем делать хорошо? Договариваются о том, чем будут заниматься на уроке. Выясняется, что сегодня урок ведут дети. Накануне в группах они обсуждали, каким должен быть этот урок, составляли его план, подбирали задания. Представители одной из групп поочередно ведут урок. Учитель занимает свое место среди детей в классе. Он, бесспорно, участвует в уроке: задает вопросы, высказывает свои предположения, комментирует, дополняет, уточняет. Как и другие школьники. Дети решают задачи, ищут ответы на собственные вопросы. Работают...

     Конечно, здесь описан один обычный урок в 4 классе. Значит ли это, что все уроки проходят по этой схеме? Конечно, нет, все уроки строятся по индивидуальным схемам, но на всех уроках дети спорят, обсуждают, доказывают, или работают в группах, объединившись по проблемам. Впрочем, как бы ни протекал урок, удивляет увлеченность детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность.

     Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

     Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

     Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

     Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;        

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

     Остановимся подробней на уроках открытия нового знания.

1. Урок «открытия» нового знания.

     Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

     Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

     Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

     Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

     Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

     Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

     В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

     На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция (если актуализация осуществляется при проверке домашнего задания);

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

3. Выявление места и причины затруднения.

     На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.        

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

     При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

     Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция

8. Включение в систему знаний и повторение.

     На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

     Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Регулятивные: прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

     На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Алгоритм конструирования урока«открытия»  нового знания

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
  7. Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
  8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  9. Определить приёмы организации первичного закрепления.
  10. Подобрать задания на этап повторения по уровням:

А) …. Новое знание + 1 знание

Б) … новое знание + … знание

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести коррективы в план – конспект.     Завершить свое выступление хотелось бы словами Конфуция: «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю».

     А именно понимание учебного предмета и дает высокий уровень качества образования, который и является нашей главной педагогической задачей. Успехов вам, коллеги, новых открытий и побед.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Тема. Общее грамматическое значение имен числительных

Цель урока: выделить и исследовать новую часть речи.

Тип урока: постановка и решение частной задачи.

Оборудование: таблица частей речи, листы А-4, маркеры (по количеству групп).

Ход урока

  1. Создание ситуации успеха.

Задание № 1.

Таблица  «Самостоятельные части речи»

Часть речи

Лексическое значение

Грамматическое значение

Вопрос

Имя существительное

Называет предмет

Ч., П.,

Кто? Что?

Имя прилагательное

Называет признак

Ч., П., Р.

Какой?

Глагол

Называет действие предмета

Ч., Вр., Р. или Л.

 Что делать?

?

?

?

?

У: Ребята, посмотрите на таблицу. Как она называется? (Таблица приведена выше.)

Д.: Части речи. Что мы знаем о частях речи.

У.: Давайте проведем конкурс объяснений. (К доске выходят трое детей. Каждый из них старается четко и правильно охарактеризовать одну из трех изученных частей речи.)

Задание № 2.

У: Спишите предложение: Плюкатая страюшка кидела ба серене. (Предложение заранее записано на доске.)

У: Выделите части речи. (Один ученик — Алеша выполняет задание за доской. Учитель открывает доску.)

У: Рассмотрите запись. Если у вас возникли вопросы, задайте их.

Д.: Как ты действовал, чтобы определить часть речи?

 Алеша: Я определял грамматические значения каждого слова, вспоминал наборы таких значений.

Д.: А почему ты не пользовался вопросами?

Алеша: Вопросы не всегда помогают.

У: Кто действовал точно так же? (Дети поднимают руки.)

У: У кого получилось выполнить задание без ошибок? Кому было легко?

Как вы думаете, зачем я предложила выполнить эти задания?

Д.: Вы хотели, чтобы мы повторили все, что знаем о частях речи, а потом потренировались их выделять на непонятных словах.

У: Почему я давала слова, у которых лексическое значение отсутствует, ведь работать с понятными словами быстрее и легче?

Д.: Но ведь так интереснее! Когда слова непонятны, приходится определять средства грамматической связи. А еще вы хотели, чтобы мы попались.

У: Я дала это предложение, чтобы убедиться в том, что вы действительно умеете пользоваться способом определения частей речи. Думаю, что со следующим заданием вы справитесь с легкостью потому, что все слова в новом предложении имеют лексическое значение.

  1. Создание ситуации интеллектуального конфликта.

У.: Запишите предложение, определите части речи:

Над крышей летают пять голубей.

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Через некоторое время дети оживляются, начинают шепотом переговариваться.)

У: Что случилось? Есть проблема?

Д.: Ну не совсем проблема, но со словом "пять" надо разобраться. Это и не имя существительное, и не имя прилагательное, и не глагол. Это, наверное, какая-то другая часть речи.

У.: Хорошо, давайте сначала проверим, как вы выделили известные части речи, а потом вернемся к нашей проблеме.

(Один ученик выходит к доске и надписывает названия частей речи.)

  1. Постановка частной задачи.

У.: Сформулируйте, пожалуйста, четко проблему, с которой вы столкнулись.

Д.: Мы не можем определить, к какой части речи относится слово «пять».

У: Поставьте над этим словом вопросительный знак.

IV. Анализ условий частной задачи и ее решение. 

1. Организация групповой работы.

У.: Как мы будем действовать?

Д.: Надо понаблюдать за этим словом.

У.: Хорошо. На три минуты соберитесь в группы и составьте план дальнейшей работы.

2. Обсуждение результатов групповой работы.

Результаты групповой работы на больших листах вывешиваются на доску.

I группа:

1. Найти грамматические значения.

2. Поставить вопрос.

3. Придумать название.

II группа:

1. Определить средства грамматической связи.

2. Поставить вопрос.

3. Определить лексическое значение.

III группа:

1. Определить грамматические значения.

2. Поставить вопрос.

3. Определить, это имя или нет.

4. Узнать, как пишется.

У.: Прочитайте внимательно все планы.

Д.: Планы похожи между собой.

У: Выберите план, которым мы будем пользоваться вместе.

Д.: Так не получится. В каждой группе есть такой пункт, который больше ни у кого не встречается. А без него нельзя работать. Давайте составим один общий план.

3. Составление коллективного плана работы.

В результате обсуждения получается такой план:

1. Определить средства грамматической связи.

2. Поставить вопрос.

3. Придумать название.

4. Узнать, как пишется.

V. Моделирование.

У.: Раз у нас теперь есть план действий, соберитесь в группы и исследуйте слово «пять». Зафиксируйте результат исследования в удобной для вас форме.

Модели, которые предложили все группы, оказались одинаковы-

Они имели такой вид:

        П.

                                           Ч.

                                           Л.

                                           Р.

                                           Вр.

У: Что вам удалось выяснить?

Д.: Мы выяснили, что это все-таки новая часть речи.

У нее всего одно средство грамматической связи. Это падеж.

Теперь мы точно знаем, что это какое-то имя.

У.: Вы определили вопрос, на который отвечает эта часть речи?

Д.: Сколько?

У.: Какое лексическое значение у этого слова? На что оно указывает?

Д.: Сколько голубей летало.

У.: Как сказать об этом по-другому?

Д.: Какое количество голубей летало.

У.: Совершенно верно. Лексическое значение этой части речи — называть количество.

У.: Как же назвать эту часть речи?

Д.: Имя «сколько». Имя количественное. Имя числа.

У: Вы почти угадали. Эта часть речи называется имя числительное.

Д.: Давайте запишем эту часть речи в таблицу. (Учащиеся заполняют таблицу)

Часть речи

Лексическое значение

Грамматическое значение

Вопрос

Имя существительное

Называет предмет

Ч., П.,

Кто? Что?

Имя прилагательное

Называет признак

Ч., П., Р.

Какой?

Глагол

Называет действие предмета

Ч., Вр., Р. или Л.

 Что делать?

Имя числительное

Называет количество предметов

П.

Сколько?

?

?

У: Посмотрите, как интересно у нас получилось: имя существительное называет предмет, имя прилагательное называет признак предмета, глагол называет действие предмета, а имя числительное называет количество предметов (при перечислении учитель намеренно выделяет голосом слово «предмет»).

Д.: Хорошо предмет устроился, все части речи ему служат! Может, и не все. Мы же не все части речи знаем. А бывают такие части речи, которые называют признак признака, признак действия, количество признаков, количество действий?

У.: Замечательный вопрос! Вы предлагаете прямо сейчас искать на него ответ?

Д.: Нет. Его нужно записать в «Уголок вопросов».

 У.: Договорились. Кто может подвести итог урока?

VI. Итоговая рефлексия.

Рефлексию проводят  учащиеся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о применении современных педагогических технологий на уроке русского языка

Данный файл содержит один из отзывов о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка....

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современ...

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...

Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС

Актуальность          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...