"Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал

Рождественский Ю.А. «История общества показывает, что процветание общества зависит не от экономики и техники и даже не от культуры общества, а от культуры слова общества». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx51.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение «Вешковская основная общеобразовательная  школа имени Героя Советского Союза Григория Николаевича Фокина»  Угранского района  Смоленской области

Обобщение опыта

по теме самообразования на тему:

«Формирование коммуникативных  компетенций на уроках в начальной школе»

                                                      Разработано

                                                                                               Масловой Людмилой Николаевной

                                                                                      учителем   начальных классов

2020 год.

д.Вешки

I.Введение.

               В связи с введением ФГОС второго поколения в школе в «портрете выпускника начальной школы» одной из личностных характеристик учащихся является доброжелательность, умение слушать и слышать, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, то есть должны быть сформированы коммуникативные компетенции.

      Практика работы в школе показала, что учащиеся часто не могут чётко выражать свои мысли, их речь недостаточно выразительна, образна. Одни из них боятся вступать в беседу, не могут правильно задать вопрос или аргументировано отстоять свое мнение. Другие – не умеют слушать собеседника.

      Причина этого - огромные возможности использования информационно-коммуникационных технологий. Часто обучающиеся много времени проводят в сети Интернет, которая стирает пространственный барьер, но при этом ограничивает реальное общение.

      Актуальность активизации деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся налицо.

      Потребность в общении обеспечивает высокую мотивацию и ценностное отношение младших школьников к коммуникативной деятельности.

      Именно поэтому в начальной школе должна проводиться работа по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников.

      Для этого в процессе обучения должны быть созданы педагогические средства формирования коммуникативной компетенции. Уроки литературного чтения и русского языка являются наиболее подходящими для этого процесса.

      Следовательно, нужно найти такие дидактические методы и средства, чтобы коммуникативная компетенция формировалась у учащихся начальной школы и на уроках, и во внеурочной деятельности.

      Формирование коммуникативной компетенции становится потребностью системы начального образования, чтобы получить принципиально новые результаты.

      Именно поэтому я взяла тему для самообразования: «Формирование коммуникативных компетенций  на уроках в начальной школе».

      В 2018 учебном году я начала работу над темой самообразования «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы».

      Срок реализации программы: 2017 – 2020 год.

      В соответствии с этим мною были определены цель и задачи моей работы.

Цель работы: определить основные направления развития компетенций обучающихся при изучении русского языка и литературного чтения..

Задачи:

  1. Уточнить структуру, определить содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция» и выявить специфику ее развития у младших школьников
  2. Определить формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции у младших школьников
  3. Спроектировать  модель развития коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.

Диапазон представленного опыта – уроки литературного чтения и русского языка.

II.Основная часть.

         Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из данной концепции, можно утверждать, что  формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.    

Определения понятия компетентности

Уточним видение таких основных понятий, как компетенция и коммуникативная компетенция.

      Компетенция (от лат. Competentis – способный) – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, и проявляемых, как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.

      Компетенциями можно назвать постоянно развивающиеся качества личности, умение применять знания в новой ситуации.

Наиболее употребительным в последние годы стал термин «коммуникативная компетенция». Коммуникативная компетенция предполагает владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности.

     По другой трактовке, коммуникативная компетенция – это:

  • овладение всеми видами речевой деятельности и культурой речи;
  • способность учащихся решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
  • совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

      В начальной школе особую значимость приобретает коммуникативная компетенция. В младшем школьном возрасте окончательно формируется внутренняя речь, монологическая речь, закладываются основы письменной речи. Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе является условием успешности обучения младших школьников.

  Коммуникативный блок входит в состав основных видов универсальных учебных действий.  Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

  • коммуникативная способность;
  • коммуникативное знание;
  • коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

  Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.  Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

  Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

  Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

   Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со  взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники.

      Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

      Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на  будущий профессиональный выбор.

Основные формы учебной коммуникации

  • Монологические формы речевой коммуникации
  • Диалогические формы речевой коммуникации
  • Выступать с заранее подготовленной речью
  • Учебная беседа учителя и ученика
  • Рассказывать
  • Учебная беседа в парах
  • Пересказывать
  • Учебная беседа в группах
  • Спрашивать и задавать вопросы
  • Дискуссия
  • Сообщать
  • Ответы на вопросы
  • Отвечать на вопросы
  • Ролевая игра
  • Критиковать
  • Блиц - турнир
  • Доказывать и опровергать
  • Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

  • через обучение содержанию предмета;
  • через развитие прикладных исследовательских умений;
  • через развитие социально – коммуникативных умений;
  • через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

Этапы

 Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

  • Готовность учащихся участвовать в  общении на уроке
  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
  • Комментировать вопросы и ответы
  • Делать сообщения
  • Рассказывать логично и последовательно

2 этап

  • Простота и чёткость речевого высказывания
  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
  • Умение использовать риторические вопросы
  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

  • Умение вести беседу в паре, в группе
  • Умение поддерживать беседу
  • Умение вести конструктивный диалог
  • Умение построить дискуссию и вести её
  • Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

            Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой  объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,-писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

Создание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках литературного чтения и русского языка  в начальных классах

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке литературного чтения использую:

  • игровые приёмы;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

1. «Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица лисы о том, как она угощала журавля

- повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

- придумать другое окончание сказки, рассказа

Виды заданий

Серьёзное внимание уделяю развитию устной речи учащихся. С этой целью предлагаю такие задания.

  • Найди речевые ошибки и исправь их.

1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождения. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивиться!

2. Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что ихняя учительница очень строгая.

  • Исправь ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный ответ напиши рядом на строчке.

Сколько времени? -----------

Вы сходите на следующей остановке? ----------

Кто крайний? -----------

  • В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

А. Родились они в снежном облаке над землёй.

Б. Жили – были снежинки.

В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.

Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.

А, Б, В ,Г       3. Б, А, В, Г

Б, В, Г, А       4. Б, В, Г, А

      В своей работе широко применяю творческие игры, способствующие формированию коммуникативных умений.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

Она падает с небес,

Ручейком бежит сквозь лес.

Бьёт из-под земли ключом,

Лежит снегом под окном.

Ходит, бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл, там пыли нет.

Пыль и сор – его обед.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Скакалка-палка». Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).

Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

Цель– раскрепостить детей, научить их не бояться говорить.

      На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

В итоге учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение.

Правила ведения диалога.

  • Любое мнение ценно;
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;
  • Хочешь говорить - подними руку;
  • Обращение начинается с имени;
  • Критика должна быть тактичной;
  • Голос - твой божественный дар, умей им владеть

Способствуют развитию коммуникативных умений творческие игры.

Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.игры учебного характера

Типы коммуникативных игр

Игры учебного характера

Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

«Авторская сказка»

«Цветик - семицветик»

«Угадай, кто я?»

«Испорченный телефон»

«Фраза по кругу»

«Магазин»

«От первого лица»

Предметная игра «Что? Где? Когда?»

«Цепочка»

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)

• Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.

• Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёстная.

• Катерина, Кот Кеша кушал кусок красной кеты. (Ксюша М.)

Мыслительные упражнения:

задания на анализ и синтез;

задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)

Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Обычно игры организуются от коллективных(участвуют все ученики) к групповым(какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.

Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы:

На уроках использую вопросно–ответную форму, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

 Тренинговые вопросы

Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий.

Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

 Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ

После изучения басен И.А.Крылова и Л.Н. Толстого ребята сочиняли синквейны.  Синквейн (от французского слова «cing» – пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

  • (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
  • (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
  • (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
  • (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  • (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

            Мышь.                                                              

 Добрая, благодарная.

 Пробежала, умоляла, спасла.

 Она освободила сильного льва.

 Спасительница.

           Ворона.

 Доверчивая, глупая.

 Нашла, взгромоздилась, уронила.

 Она поверила хитрой лисе.

 Простофиля.

Большое значение в развитии коммуникативных компетенций младших школьников имеет проектно-исследовательская деятельность.

Одним из видов групповой работы учащихся на уроках литературного чтения является создание творческих проектов.

И такую возможность предоставляет курс литературного чтения в УМК  «Школа России»

Задачи проектов:

1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников;

2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию;

3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.

В первом классе по литературному чтению мною проведены следующие проекты:

«Живая азбука»

«Создаём музей «Город букв»

 «Составляем азбуку загадок».

Во втором классе:

 «Пишем статью в школьную стенгазету»

«День Победы-9 Мая»

В третьем классе:

«Сочинение докучных сказок.»

 «Сочиняем волшебную сказку».

 Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

В четвертом классе: 

« Природа и мы»

«Они защищали Родину»

      В проектах представлены пословицы, стихи, песни афоризмы, сказки ,статьи, сочинения-миниатюры, литературные композиции, рисунки, кроссворды и оригинальные творческие находки детей и родителей.

Творчество – сложный психологический процесс, затрагивающий непосредственно мышление, воображение. Основными видами деятельности по развитию творческих способностей являются:

  • Работа над сочинениями
  • Сочинение сказок
  • Драматизация и словесное рисование
  • Сочинение стихотворений.

  Развитие коммуникативной компетентности младших  школьников на уроках русского языка

В своей работе я  уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, анализирования, сопоставления. С этой целью используются следующие задания:

  • разбор слов по составу;
  • выделение группы слов с одинаковым корнем;
  • нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение  их в группы;
  • нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
  • объяснение лексического значения слов.

Можно использовать следующие приёмы работы над значением слова:

  •  словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В начальных классах обычно задаётся вопрос: «От какого слова образовано это слово?»
  •  сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землянка;
  •  показ предмета, беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ним);
  •  подбора синонимов: хороший – прекрасный, большой - огромный;
  •  подбор антонимической пары: старт – финиш, хорошо – плохо.
  •  работа с многозначными словами: идут часы – идут дети – идёт строительство.

      Большое внимание уделяю  практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с  детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной  деятельности.

1.Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ

2.Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

3.Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук  [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.

МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

4.«Распутайте» слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КАСЫНКА, МОСАВАР,МОСАЛЕТ.

 5. «Договори слово».

СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).

6. Назови действия (перекидывая мяч):

МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,

ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….

Назови другой предмет с тем же признаком:

МЕЛ БЕЛЫЙ (И СНЕГ БЕЛЫЙ), ПОЯС УЗКИЙ (И ЛЕНТА УЗКАЯ), ДЫНЯ ЖЁЛТАЯ (И ТЫКВА ЖЁЛТАЯ).

7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.

ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;

ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ;

СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.

8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:

СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА;

ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, РУЧНАЯ ГЛАДЬ, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ.

9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.

ПРИЕХАЛ, ПРИБЫЛ, ПРИКАТИЛ;

ПРИШЁЛ, ПОЖАЛОВАЛ, ЗАЯВИЛСЯ;

БРОСИЛСЯ, РИНУЛСЯ, НАКИНУЛСЯ;

10. Вставь в пословицы пропущенные словаБОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.

…ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….

…   ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.

11. Укажи оба значения каждого словаОбразец: шашки – игра, шашки – оружие.

КОЛОННА;

ОВСЯНКА;

       Обучение письменной речи состоит из этапов подготовительного и словесного творчества. Первоначально формируются умения задавать вопросы, конструировать слова, словосочетания и предложения, составляются загадки, записки, рецепты, телеграммы, короткие письма. На этапе словесного творчества применяются нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи - создание сказок и сказочных историй. Эта работа включают в мыслительную деятельность воображение и фантазию, хорошо развитые у младших школьников. С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, проекты, мини-сочинения,  работу с пословицами и фразеологизмами.

В первом классе по русскому языку мною проведены следующие проекты:

«Скороговорки»

«Сказочная страничка»

Во втором классе:

 Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку .

Проект «Пишем письмо».

Проект  «Рифма».  

Проект «В словари — за частями речи!».

В третьем классе:

«Рассказ о слове»

«Семья слов»

«Тайна имени»

«Составляем орфографический словарь».

«Зимняя страничка»

«Имена прилагательные в загадках».

В четвертом классе: 

«Похвальное слово знакам препинания»

«Говори правильно»

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина».

Курс русского языка предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем ученики читают свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети  вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание.

Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему. Таким образом, у учащихся появляется потребность в высказывании, достаточно уверенное владение монологической и диалогической речью, умение передавать на письме собственные мысли и чувства, способность размышлять. Учащиеся умеют сотрудничать друг с другом и с учителем.

III.Заключение

      На начальном этапе исследования  входящие диагностики показали, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития  был очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных компетенций  в уроки литературного чтения  и русского языка количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.

      Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников

      Значительно увеличился процент учащихся, победителей школьных конкурсов различного уровня. Они активные участники на общешкольных праздниках.

      Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников

     

Литература:

1.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества -М; «ВАКО»-2009

2.Никитина М.И. Чтение и развитие речи- С-П; «КАРО»-2009

3.Винокурова Н.К «Развитие творческих способностей»М 2009
4.Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования ЖНШ № 7,2000
5.Львова С.И. Язык и речь. Москва, изд. «Просвещение», 2000

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.

7.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.

8. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе»

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных компетенций на уроках  в начальной школе...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

В данной работе обобщён и представлен мой практический опыт формирования коммуникативных УУД на уроках в начальной специальной (коррекционной) школе I и II видов....

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе (выступление на педсовете + презентация)

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока и внеурочной деятельности....

Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетенции на уроках в начальной школе». (Диагностическое занятие в форме решения проектной задачи для учеников 4 классов «Поющие дороги»)

Участники мастер- класса получат знания о формировании коммуникативных УУД на уроках в начальной школе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или  сопостовля...

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе

формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе...

Презентация "Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе"

Презентация предназначена для выступления на педагогическом совете школы....