Презентация "Технология развития критического мышления через чтение и письмо"
презентация к уроку

Анастасия Лисоченко

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_rkmchp.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 2

Понятие критическое мышление; История появления технологии РКМЧП; Актуальность технологии РКМЧП; Цели, задачи и результаты технологии РКМЧП; Особенности технологии РКМЧП; Базовая модель технологии РКМЧП Выводы Список использованной литературы

Слайд 3

Цель данной работы -раскрытие сущности технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и возможность ее реализации в педагогическом процессе начальной школы. Задачи: Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по технологии РКМЧП; Выявить существенные отличия критического мышления от мышления обыденного; Рассмотреть базовую модель технологии РКМЧП, включающую различные приемы.

Слайд 4

«Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не критическое мышление » Дж. Дьюи «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете». Л.С. Выготский

Слайд 5

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление-это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения . Понятие критическое мышление

Слайд 6

Сравнение признаков обыденного и критического мышления Критическое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Слайд 7

Один из авторов технологии РКМЧП Д. Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» выделяет следующие параметры критического мышления: 1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 5. Критическое мышление есть мышление социальное .

Слайд 8

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). История появления РКМЧП

Слайд 9

Актуальность

Слайд 10

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а также формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма;

Слайд 11

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации. Задачи технологии РКМЧП

Слайд 12

Что дает технология критического мышления учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Слайд 13

Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими. Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию. Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

Слайд 14

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Особенности технологии РКМЧП:

Слайд 15

РЕФЛЕКСИЯ (что узнал ?) ВЫЗОВ (что знаю ?) ОСМЫСЛЕНИЕ (что хочу знать ?) Трехфазная структура урока Базовая модель технологии РКМЧП

Слайд 16

Структура урока в РКМЧП Первая фаза урока Задачи Приёмы Вызов Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме или проблеме. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы. Верные, неверные утверждения» «Корзина идей» «Дерево предсказаний» Кластер Лови ошибку

Слайд 17

Прием «Верные и неверные утверждения» Используется на стадии вызова с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы. В начале урока учитель зачитывает утверждения, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения.

Слайд 18

Верные или неверные утверждения. Тема урока :«Глагол как часть речи». 3 класс

Слайд 19

-позволяет выяснить все то, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. - Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. - Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных … Прием «Корзина идей»

Слайд 21

Прием «Дерево предсказаний»

Слайд 23

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. (Ученики работают в парах или в группах.) Прием «Кластер»

Слайд 24

Кластер

Слайд 25

Пример кластера

Слайд 26

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Задание содержит в себе ошибки 2 уровней: явные, которые легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. . Прием «Лови ошибку»

Слайд 27

Тема урока «Город на Неве» 2 класс 31.05.22 Санкт-Петербург- один из самых красивых городов мира. Это столица нашей Родины. Санкт-Петербург стоит на реке Волга . Этот город основал князь Юрий Долгорукий более 300 лет назад. В Санкт-Петербурге много достопримечательностей: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Кремль .

Слайд 28

Структура урока в технологии РКМЧП Вторая фаза урока Задача Приёмы Осмысление Получить новую информацию. Осмыслить ее. Соотнести с уже имеющимися знаниями. Чтение с остановками Инсерт "Рыбий скелет" или "Фишбоун" Таблица ЗХУ «Толстые» и «тонкие» вопросы

Слайд 29

Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. Прием «Чтение с остановками»

Слайд 30

Примерные вопросы к рассказу Н. Носова «Фантазеры» 2 класс: По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 31

Инсерт, или условные значки. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы после прочтения текста, заполняют таблицу "Инсерт", где значки становятся заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. V + - ? Прием «Инсерт»

Слайд 32

V + - ? Уже знал Новое Думал иначе Не понял, есть вопросы Строение органов дыхания Клеткам нашего организма постоянно нужен кислород. Без кислорода клетки нашего организма погибают. Лёгкие по размеру одинаковые. Оказывается правое больше, чем левое. Почему человек зевает. Тема урока: «Органы дыхания» 4 класс

Слайд 33

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку Прием «Фишбоун»

Слайд 35

Если вы хотите собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица "знаю - хочу знать – узнал». Дети с помощью таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные. З – что знаю Х - что хочу узнать У - что узнал, и что осталось узнать Прием «Таблица-ЗХУ»

Слайд 36

Познание мира «Откуда пришла книга?»

Слайд 37

Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Слайд 38

«Тонкие вопросы» «Толстые вопросы» Кто….? Что…? Когда…? Где происходит действие? Как звали ? Было ли ? Почему…? В чём различие? Чем объясняется…? Предположите, что будет, если…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Слайд 39

По рассказу В. Драгунского «Что любит Мишка» 2 класс

Слайд 40

Структура урока в технологии РКМЧП Третья фаза Задачи Приёмы Рефлексия (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Эссе Синквейн Бортовой журнал Шесть шляп мышления

Слайд 41

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность , проявление индивидуальности , оригинальность решения проблемы , аргументация . Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления. Прием «Эссе»

Слайд 42

Модель написания эссе: 1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д. 2. Работа над черновиком. 3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена. 4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки. 5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Слайд 43

Прием «Синквейн» Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу. Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное; 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту 5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

Слайд 45

Он позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны Бортовой журнал

Слайд 47

Этот прием обычно используется на стадии обобщения и систематизации . т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. Прием «Шесть шляп мышления»

Слайд 49

Белая шляпа  СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); «Желтая шляпа»  ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты); «Черная шляпа»  НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); «Синяя шляпа»  АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?); «Зеленая шляпа»  ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые креативные идеи и предположения”); «Красная шляпа»  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом

Слайд 51

После раскрытия всех трех фаз технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо», можно сделать вывод, что все этапы данной технологии являются взаимосвязанными-один без другого существовать не может. Также можно проследить, что базовая модель не случайно имеет такую структуру-состоит из трех стадий. Это связано с адаптацией ее к традиционной модели: в ней тоже прослеживаются этапы урока( стадии), на каждом этапе ставятся цели и задачи и идет подведение итогов.

Слайд 52

Список использованной литературы и интернет-ресурсы: Список использованной литературы и интернет-ресурсы: Выводы: В данной работе была раскрыта сущность технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», а также была подробно рассмотрена базовая модель технологии, включающая различные приемы, которые на сегодняшний день реализуются в педагогическом процессе начальной школы. Опыт работы многих педагогов показал, что использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы. Таким образом, технология РКМЧП более эффективна, так как при ней учащийся осознает себя в большой степени как свободно мыслящая личность. Здесь акцентируется внимание не только на познавательной сфере, но и на мотивационной сфере, а главное на самосознании учащихся.

Слайд 53

Список использованной литературы и интернет-ресурсы: Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4 Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с. https://irorb.ru/files/magazineIRO/2014_1/14.pdf ww.s579.ru/materials/kollegy/Lipovizkaya/texnology_kritich_myshleniya.pdf

Слайд 54

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...