Обощение передового опыта
опыты и эксперименты

Сабанова Инга Руслановна

Материал для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обощение передового опыта62.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Казенное  Общеобразовательное  Учреждение  Средняя   Общеобразовательная  Школа    города   Дигоры РСО -Алания  имени  Героя Советского Союза  А.Н. Кесаева

Обобщение передового опыта:

«Использование  современных педагогических  технологий в обучении младших школьников как средство повышения мотивации обучения и эффективности образовательного процесса»

    

 

                                                Сабанова   Инга  Руслановна,                                                                                                                          учитель  начальных  классов

                                                                   первой  квалификационной  категории

                                                        2022 год

                                              Содержание

1. Информационный  лист  автора опыта………………………………………..3

2. Аннотация ……………………………………………………………………..  3

3. Тема и цель опыта…………………………………………………………… 4-5

4. Объект  педагогического опыта ……………………………………………     4

5. Актуальность и  перспективность опыта …………………………………..    5

6. Научно – методическое  обоснование опыта ………………………………...6-7

7. Ведущая идея и сущность педагогического опыта ………………………….7-8

8. Применение  современных педагогических технологий на уроках и внеурочное время в начальных классах ……………………………………………………..8-                    

9. Пропаганда опыта (РМО, ММО, открытые уроки и мастер классы)……..17

10. Результативность  педагогического  опыта………………………………...17

11. Заключение ………………………………………………………………….17

12. Список литературы ………………………………………………………….18

13. Приложения

2

Информационный лист автора педагогического опыта

ФИО                      Сабанова  Инга  Руслановна

Должность             учитель  начальных  классов

Место  работы       МКОУ СОШ №2 г.Дигоры

Образование          высшее

Стаж работы         19 лет

Категория              первая

Аннотация

Передовой педагогический опыт по теме «Использование  современных педагогических  технологий в обучении младших школьников как средство повышения мотивации обучения и эффективности образовательного процесса» представила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ СОШ №2 г.Дигоры  Сабанова  Инга  Руслановна. В представленной работе раскрываются актуальность и перспективность обозначенной темы, дано научно – методическое обоснование опыта.

Значительное место в работе занимает описание  современных педагогических технологий и их применение в работе с учащимися. В работе представлены результаты  учебной деятельности. Показана динамика достижений учащихся. Имеются приложения, которые отражают результаты учащихся и продукт их деятельности. Данная работа может быть полезна для учителей начальных классов.

3

«Использование  современных педагогических  технологий в обучении младших школьников как средство повышения мотивации обучения и эффективности образовательного процесса»

                                                    «Сильным, опытным становится педагог, который                                           умеет анализировать свой труд».

                                                                                                   (В.А. Сухомлинский)

                                                       Введение

    Концепция  модернизации  российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.

    Главной и второстепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной на повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися  определённой  суммы  знаний, но и на развитие его личности его познавательных и созидательных способностей.    Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

     Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. С середины прошлого столетия в педагогический лексикон прочно вошёл термин «педагогические технологии». Однако в понимании самого термина «педагогическая технология» и в его употреблении до сих пор  существуют  разногласия.                                                                                          Педагогическую  технологию  рассматривают и как науку о наиболее рациональных путях обучения, и как систему принципов обучения, и как технику реализации процесса обучения.

     Термин «педагогическая технология» иногда употребляют в качестве синонима термину «педагогическая система», а иногда приравнивают к методикам.

     Именно это обстоятельство послужило поводом для анализа существующих трактовок термина «педагогические технологии» с целью более чёткого определения сущности  данного понятия.

4

Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

        3. Тема моего  опыта: «Использование  современных педагогических  технологий в обучении младших школьников как средство повышения мотивации обучения и эффективности образовательного процесса».

Цель опыта:  повышение качества обучения младших школьников через развитие познавательной активности учащихся посредством применения современных педагогических технологий.

Для достижения  этой  цели ставлю следующие задачи:

  1. Изучить педагогические технологии, способствующие повышению мотивации и эффективности образовательного процесса;
  2. Раскрыть сущностные характеристики понятия «педагогическая технология»;

         3.  Активизировать познавательную деятельность и интерес к предметам с        помощью современных технологий.

 

       4.Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

        5.Актуальность и перспективность опыта:

Почему возникла необходимость обобщения опыта именно по этой проблеме?

Актуальность моей темы определяется требованиями ФГОС НОО: внедрение  инновационных технологий призвано улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Я считаю, что это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.  Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Необходимо добиваться того, чтобы каждый

 урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и

творческих способностей, а это является главным в моей педагогической деятельности.

5

      6.Научно - методическое обоснование опыта

У меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.

А что такое технология?

    Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).

    С помощью технологии интеллектуальная информация  переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

    Современные технологии в образовании  рассматриваются как средство, с помощью  которого может быть реализована  новая  образовательная  парадигма. Тенденции  развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией  образования, способствующей  самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии  обучения», ибо он  подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

    В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть.

    Педагогические  технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

    Сегодня в образовании  активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков  его получения, что предполагает особую методическую нагруженность  образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином  обозначают методологические  инновации в образовании, которые получают все большее  распространение в образовании.

Сущность образовательных  технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное  развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию  учителя и ученика в образовании: они выступают

6

как равноправные участники  образовательного процесса.

 Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная  методологическая, философская позиция авторов.

      Технологическая  цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми  установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

Органической  частью  педагогической технологии являются  диагностические процедуры, содержащие  критерии, показатели инструментарий измерения результатов деятельности.

     Элементы технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой - гарантировать достижение  планируемых  результатов всеми школьниками.

Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

Г. М. Коджаспирова  дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность  представлена  процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное  воплощение  компонентов  педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

По определению М.В.Кларина педагогическая технология - направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися  запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации  образовательного  процесса путем анализа  факторов, повышающих образовательную  эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых  методов.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

       7.Ведущая идея и сущность педагогического опыта.

В настоящее время в реальной школьной практике возрастает количество детей, которые испытывают трудности в учёбе, требуют особого внимания педагога. И всё это негативно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и

личностном развитии ребёнка. У меня в классе 2 детей с ОВЗ.  Для меня

7

главное – всё, что делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я

учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни.

    Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе для всех учащихся моего класса было интересным и радостным, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

8. Применение  современных педагогических технологий на уроках и внеурочное время в начальных классах

                    8.1.Технологии  проблемного обучения

Как  обычный  урок  сделать необычным, как  неинтересный  материал представить интересным, как с современными детьми говорить на  современном языке?  Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс. Учитель должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе.  Развитие  современной  личности  учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие  и информационно-коммуникативные.

Однако, в своей работе  я чаще всего использую технологии  проблемного обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ, портфолио, здоровьесберегающие, технологии  деятельностного  метода.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная  потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

8 

    Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития

коммуникативных способностей детей, развития их  индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

    Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

    Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например:

1. Определение  темы  урока:

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Правописание  мягкого  знака  после шипящих  на конце  существительных»

- Прочитайте слова на доске:  душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж,  ключ.

  • Чем все эти слова похожи?
  • А чем слова отличаются?

- Над какой темой будем работать?

(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)

Русский язык. Тема: «Имя существительное»

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы.

Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.

    Вывод.

-проблемное  обучение  активизирует  мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению

9

предметов, познавательный  интерес;

-возрастает эффективность развития  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

              8.2. Технологии  деятельностного метода

     В данной  технологии  синтезированы  не  конфликтующие между собой идеи из концепций  развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов  с  позиций  преемственности  с традиционной  школой.

       При  эффективном использовании  деятельностного  метода  формируются метапредметные  результаты  образования,  заданные ФГОС НОО (организационно-рефлексивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД), развивается логическое и вариативное мышление, обеспечивается высокая результативность  участия  школьников  в  конкурсах и олимпиадах разных уровней.

                     8.3. Информационные образовательные технологии

   Урок с использованием  информационных  технологий  становится  более интересным  для учащихся, в  результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается  уровень  наглядности  на  уроке.

     Повышение  эффективности урока за счет наглядности. Конечно,  достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

     Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов  Интернет.

     Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении  увиденного.

    Для уроков окружающего мира   презентация  просто  находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

      Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области

10

коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

                     8.4. Проектные технологии

    Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,  формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

    При  выполнения  каждого нового  проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной  жизнью  задач. От ребенка требуется умение  координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их по Я обязательно учитываю следующие этапы работы над проектом:

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача в моей работе. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младших  школьника ограниченна.

Правило 5.Выбираем с детьми те темы, которые им  доступны и соответствуют их возрастным  особенностям.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, я должна учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

11

Правило 7. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Я работаю по программе «Школа России». Занимаюсь проектной деятельностью с учениками, начиная с I класса. На родительских собраниях рассказываю о результатах проектной деятельности, изучаю запросы детей и родителей. Осуществляю проектную деятельность и в учебной деятельности, и во внеклассной работе. Темы проектов выбираю из содержания учебных предметов и близких к ним областей. Результатами проектной деятельности стали:

Классный  час «Маленькие  Герои большой  войны», стенгазета «Хлеб всему голова!», проектная работа «Откуда берется правильный мед?», проект

 « Роботы в нашей жизни» и др.

Во внеурочной деятельности реализую программу духовно-нравственного  направления «Уроки доброты». Кружок создается при участии всего класса, занятия проходят в подгруппах.

Использую разные виды проектов: личностные, парные, групповые, творческие. Ребята сами выбирают вид проекта во внеурочной деятельности, предлагают тематику проектов. Например, «Этикет и правила этикета»,  «О культуре общения», «Что такое обещание и как его сдержать » и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.

Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только обще-учебными  умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Под моим руководством учащимися были разработаны исследовательские проекты по русскому языку «Сказка о Глаголике»,  «Письмо родителям», «Рассказ о слове», по литературному чтению «Дружба в пословицах и поговорках», «Азбука загадок», по окружающему миру «Моя семья».

 8.5. Игровые технологии

    Игра одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения  понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

    Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать  разные  ситуации  жизни, искать  выход. Игра важна как сфера реализации  себя как личности, это деятельность коммуникативная.

    Игровая  деятельность — это особая  сфера человеческой активности, в которой

12

личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления  физических и духовных сил.

     Природа создала детские игры для  всесторонней  подготовки  к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами  деятельности  человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда  и  названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры,  художественные, игры-драматизации,  подвижные, спортивные...

   Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

    Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

    Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана.

     Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей особенно в младшем  школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

    Специалисты отмечают, что основные особенности  подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный  характер. В них проявляется умение  действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях.

   Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

    Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

    В этих играх на основе жизненных или  художественных впечатлений свободно

и самостоятельно  воспроизводятся  социальные  отношения и  материальные

объекты или разыгрываются  фантастические ситуации, не имеющие пока аналога

 

13

  в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

    Остановимся подробнее на рассмотрении так называемых дидактических, или обучающих, игр.

     Дидактические  игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

     В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими  игрушками,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • псевдосюжетные  игры.

    Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

   Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).

   Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое,

14

 необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

   Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

    Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

    Игра-путешествие может быть и с использованием ПК, так называемые заочные экскурсии.

    Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая  задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

   Игры-предположения «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Например:  Ребята, сегодня  мы  с вами продолжим  знакомство с буквами и

Звуками  русской  азбуки, познакомимся с особенной буквой.

- Сегодня с нами на уроке будут работать Емеля, он приехал к нам… на чём? Правильно, на печке.

(Выставляется слайд или рисунок Емели на печке)

Он предлагает вам игру «Дополни предложение»:

1) Звуки бывают... (гласные и согласные; твердые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы... (пишем).

3) В слове столько слогов, сколько... (гласных).

15

4) После твердых согласных пишутся гласные... (а, о, ы, у).

5) После мягких согласных пишется гласная... (и).

Как отличить согласный звук от гласного?

Дети отвечают. Знакомство ребят со стихотворением  Валентина  Берестова о гласных и согласных:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

      Дидактическое   содержание  игры  заключается в том, что перед  детьми ставится  задача и создается  ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы...?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

    Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

   Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

    В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

   Основным признаком загадки является замысловатое  описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание — это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических  задач  различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям  нравятся  игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—

16

доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

  Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

   Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

   Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации  эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

   Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.  Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

   Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

   Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

   Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит «игровые технологии» применять как средство обучения.

17

У меня на уроках игра присутствует и как обучающий элемент, и как полноценный урок. Хочу поделиться своим опытом и приведу примеры педагогических игр, которые использую на своих уроках.

Итак, мотивирование к учебной деятельности - начальный этап урока, он призван сконцентрировать внимание учащихся в самом начале урока, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От него во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Я стараюсь с первых минут урока вызвать у детей интерес, например, необычным приветствием.

Даю ребятам домашнее задание придумать необычное приветствие к следующему уроку, вместе выбираем самое необычное, автор данного приветствия демонстрирует и просит всех и меня в том числе повторить это приветствие, радостно начинаем урок.

На этапе актуализация знаний будет уместно поиграть в «Корзину идей». Игру применяю как индивидуально, так и фронтально. Узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на уроке, их предположения на этот счет. На доске рисую или прикрепляю макет корзины, в которую дети помещают все, что им известно по обсуждаемому вопросу.

Этап открытия нового знания является важным в структуре урока, его главная цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Игра "Починить цепочку».

На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.

Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы и выявить недостающие звенья.

Детям сейчас  нравится играть в профессии, примерять, например, роль учителя. В игре «Корректор» нужно найти ошибки в заданиях. Применять можно и на уроке русского языка, и на уроке математики.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону направлена на то, чтобы ребёнок самостоятельно выполнить задание по изученной теме.

Закрепление знаний требует внимательного подбора заданий. Эти задания должны быть интересными, кроме того они должны принести пользу.

        Рефлексия показывает результат. Детям 3-4 классов можно предложить игру.«Глаголы наши – фразеологизмы ваши», ученики должны подобрать фразеологизмы к тем глаголам, которые показывают их работоспособность на уроке. Получается весело и поучительно. Работал хорошо – работал не покладая рук. Бездельничал – бил баклуши.

Игра «Радуга настроения» нравится всем. Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики - смайлики на радугу.

Уроки в игровой форме существенно повышают интерес учащихся к

18

творчеству, позволяют им лучше запомнить теоретическую часть учебного занятия, а соответственно это дает положительный результат и на практике. Комплексом игр я делилась на заседании учителей МО.

        8.5.Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие  технологии применяются  мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход   прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

   Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как  охранить и укрепить здоровье?

Для этого использую приемы  здоровьесберегающих технологий.

1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

  • Вхождение в рабочий день.

     Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

     При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

  • Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

  • Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем хочется поразмышлять?

19

- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использую проведение физкультминуток.

3.Провожу родительские собрания.

Вывод:

Комплексное  использование  здоровьесберегающих  технологий  в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

    В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

9.Пропаганда педагогического опыта.

Свой опыт работы я неоднократно представляла на заседаниях РМО  учителей начальных классов, учителей, преподающих курс ОРКСЭ. Опытом  работы делилась с вожатыми на летнем пришкольном лагере, будучи  начальником  лагеря.

10.Результативность педагогического опыта.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

1.Повышение учебной мотивации, познавательного интереса учащихся.

2.Повышение уровня сформированности метапредметных  результатов у обучающихся  класса по итогам комплексных  работ.

3.Результативность участия  детей в олимпиадах, творческих конкурсах.

4.Повышение качества знаний учащихся.

Заключение

  Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности  технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

20

    Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.

    Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

    Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

- Стабильно качество знаний по предметам (65-70%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю.

- Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.

    Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою  работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

    Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы средствами инновационных технологий, я добиваюсь высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.

 Литература

1.Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

2. Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках  // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7.

3.Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. 

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

 5.Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.

6.Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин. – М.: Москва.

7. Электронные ресурсы.

21

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная анкета обобщения передового опыта.

Работая классным руководителем на протяжении 19 лет, я пришла к выводу, что одним из основных направлений в воспитательной работе является духовно - нравственное воспитание....

Обощение опыта

Дифференцированный подход на уроках математики...

Обощение опыта по формированию семейных традиций

Как важно воспитывать в семье уважение к старшему поколению. Празднуя дни рождения бабушек и дедушек, всячески подчёркивайте их авторитет в семье, их участие в воспитании внуков.  ...

Модульная анкета обобщения передового опыта

Модульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 «Общие сведения» 1.1. Адрес передового опыта Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2...

Пропаганда передового опыта семейного воспитания

Опыт воспитания в семье Алферьевых ( Юля Алферьева- воспитаница группы продлённого дня . Воспитатель- Каспарова Седа Сероповна)...

Пропаганда передового опыта семейного воспитания

Опыт воспитания в семье Лобжанидзе  ( Этери Лобжанидзе- воспитаница группы продлённого дня . Воспитатель- Каспарова Седа Сероповна)...

Внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания

Заседание методического объединения классных руководителей по теме:"Внедрение в практику передового опы­та работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания". Презентацию к ...