Обощение опыта
статья по теме

Наумова Марина Сергеевна

Дифференцированный подход на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наумова Марина Сергеевна

Управление образования администрации Яковлевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

г. Строитель  Белгородской области»

Дифференцированная работа –

путь к индивидуальному обучению

младших школьников

                                                                         Выполнила:

                                                                         Наумова Марина Сергеевна

                                                                         учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                           школа №1 г. Строитель  

                                                            Белгородской области»

Строитель

2010 год

Содержание:

Информация об опыте…………3

Технология опыта………………6

Результативность опыта……….12

Библиографический список…...14

Приложение ………………… . 15

 

Тема опыта

«Дифференцированная работа – путь к индивидуальному обучению младших школьников».

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.

Информационный раздел.

Условия возникновения, становления опыта 

Возникновение опыта связано с началом работы по программе «Начальная школа XXI». Данная программа ставит перед учителем одну из приоритетных целей «целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого». [9]

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики  изучения личности младших школьников. (Приложение № 1). Диагностика учебной деятельности направлена, прежде всего, на выявление индивидуальных качеств личности ребёнка, нахождение количественного выражения уровня самооценки.

Обработка данных показала, что только   8,3% учащихся с завышенной самооценкой, 50% учащихся класса имеют  адекватную самооценку, 41,7% - с заниженной самооценкой. Также для дальнейшей работы необходимо определить  уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности учащихся. Это один из компонентов общей способности к учению. Таким образом, проведённая диагностика показала расслоение класса на пять уровней. 16,6 % детей принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия (1 уровень), 24,9% принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их (2 уровень), 16,6 %  принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно (3 уровень),33,3 % принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее (4 уровень), 8,3 % совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. Возникла необходимость в использовании технологии дифференцированного обучения, чтобы повысить самооценку ученика и способствовать формированию саморегуляции в учебной деятельности.

Актуальность  опыта

В общеобразовательной школе, несомненно, учителю легче работать с классом, в котором ученики примерно одинакового умственного развития. При этом возможно лучше осуществить индивидуальную работу, избрать темп обучения. Однако практика работы школы показывает, что дети, объединённые в группы с различным уровнем развития в одном классе, имеют возможность развиваться относительно своего уровня обученности и обучаемости. Так, хорошо успевающие дети, интересующиеся тем или иным предметом, могут увлечь отстающих.

Как показывает анализ литературы и практический опыт преподавания, применительно к начальному образованию понятие “дифференцированный подход в обучении” следует рассматривать как «возможность индивидуализации обучения учащихся в условиях класса. Дифференцированный подход при этом направлен на развитие ребёнка, основанный на прошлом и настоящем социальном опыте личности. Развитие школьников происходит в ходе учебной деятельности, что позволяет учитывать реальные возможности при овладении ими приёмами умственных действий». [3]

Эта тема обусловлена наличием противоречий, встречающихся в практике работы:

• между традиционными методами и приемами обучения и необходимостью внедрения новых прогрессивных технологий, реально необходимых на современном этапе развития общества;

• между растущим объёмом изучаемого материала и возможностями школьника в его усвоении;

• между уровнем сформированности функций логического мышления и умением применять их в обучении;

• между рационально-прогматическими потребностями семьи и целями системы образования, направленными на развитие личности ребёнка,

пути разрешения:

дифференцированный подход к учащимся,

психолого-педагогическое просвещение родителей,

создание оптимальных условий для креативной деятельности одарённых детей;

 Ведущая педагогическая идея опыта

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как средство развития индивидуальности личности ученика способствует созданию условий для отработки путей формирования ученика как субъекта деятельности, т.е. строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2005 года, когда начата работа по реализации программы «Начальная школа XXI» в первом классе по 2009 год – год перехода их в среднее звено.

Диапазон опыта.       

 Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.    

 Теоретическая база опыта.

     В основе педагогического опыта лежат идеи: И.П.Волкова, который считает, что развитие индивидуальности – это деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; [2] В.Ф.Шаталова: радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность; [5] Е.И.Ильина: на уроке вместе с учителем ведет поиск ученик; [4] Г.П.Лазаренко: урок – это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя  «технологией урока».  На сегодняшний день накоплен богатый опыт по использованию технологий дифференциации обучения: внутрипредметная дифференциация (автор Гузик Н.П.), уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В.В.), культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор Закатова И.В.).

Для разработки дифференцированной работы были использованы следующие понятия:

дифференциация

личностно-ориентированное обучение

индивидуализация

учебная деятельность

Дифференциация определяется как создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета их контингента, а также как комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.[7]
         
Индивидуализация обучения – это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Поэтому при построении индивидуальных образовательных траекторий приоритетным, на наш взгляд, является субъектный подход к учащимся. [2]

Учебная деятельность – самостоятельная постановка учебных задач, сопоставление разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение всеми видами самоконтроля.[9]

  Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.[10]

Теоретический анализ, проведённый по проблеме исследования  в процессе становления опыта, позволил выделить следующие показатели дифференцированной работы при изучении предметов:

формирование ученика как субъекта деятельности;

создание возможностей решить любую задачу в разных условиях;

обеспечение педагогической поддержки каждого ученика.

На основе выделенных показателей для успешной работы по программе  выделяют, по крайней мере,  три  группы учащихся [7]:

1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.  Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач

2-я  группа – учащиеся со средними способностями.

Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.

3-я группа – учащиеся  с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке.

       При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающих побуждением интереса  к получению знаний в учебе. 

        Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать  такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных  заданий  и исключает  сотрудничество с учащимися. Однако она открывает  огромные возможности для сотрудничества ученика  с учителем. [10] Обязанности  учителя  при этом  не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим  тщательный анализ  содержания учебного материала, на основе  которого  учитель умеет выделить  те же вопросы, которые  доступны отдельным учащимся  для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. [8]

Преимущества такой работы заключаются в следующем:

  появилась возможность более тщательно отбирать методы и приемы дифференцированного подхода при обучении  учащихся;

 темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем

выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала в группах:  в первой группе значительно больше, чем  во второй группе;

работа  с разноуровневыми группами помогает  более эффективно оценить качество знаний выпускников начальной школы.

Новизна опыта

             Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов, направленных на развитие индивидуальности ребёнка.

II.       Технология опыта

Постановка целей и задач данной педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является формирование индивидуальности личности ребёнка через дифференцированную работу.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения предмета, повышающую его способность к обобщению мыслительной деятельности и рефлексии;

использование групповых и индивидуальных учебных заданий с целью развития умений самостоятельно находить пути решения задач в новых условиях;

создание условий для приобретения учебных знаний, необходимых для дальнейшего образования;

использования способов и приёмов, направленных на становление ученика как субъекта деятельности для получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Организация учебно-воспитательного процесса.

        Перед каждым думающим, творчески работающим, учителем возникает необходимость в определении того, как и чему научить. На протяжении педагогической деятельности каждого учителя волнует проблема, что каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей индивидуальности. Дифференцированный подход в обучении обеспечивает развитие личности.

Основой организации уровневой дифференциации в начальных классах явилась самостоятельная работа. Ученики выполняют задания различного уровня сложности, которые позволяют учитывать различия в умственном развитии школьников. Работа с разноуровневыми заданиями проводиться на разных этапах урока. (приложение № 4) Предлагается  на уроках использовать задания, которые подобраны не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее-легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Учащимся обеспечивается педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим.    В практике обучения младших школьников большое внимание следует уделять неуспевающим учащимся: как правило, это педагогически запущенные дети, трудновоспитуемые и испытывающие затруднения в усвоении знаний, умений и навыков, часть из которых имеет некоторые отклонения в нервно-психическом развитии. В ходе работы учителю необходимо изучать не только то, что ребёнок может и умеет, но и то, чего он может достичь с помощью взрослого. Обучение строится на более доступном и интересном для учащихся материале. Предлагаемые формы работы органично вплетаются в существующую программу, дополняя и обогащая ее. Подбираются разноуровневые упражнениям и задания, разрабатываются уроки для учащихся начальной школы, дифференцированный материал использовался на различных этапах уроков.

Слабо успевающим учащимся предлагались задания, в которые включались алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходило не со снижением объёма содержания материала, а им предлагались усложнённые задания за счёт повторения пройденного материала. Это давало возможность повысить степень самостоятельности и находить способы решения задачи, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий положен характер деятельности, необходимый для их выполнения: алгоритм решения, учебные действия, учебная задача, контроль и самоконтроль. 

  Особенно эффективными в плане использования этих заданий являются уроки математики.

При подготовке к уроку были определены пути дифференцированного подхода, разработаны дифференцированные задания и виды помощи.

I этап - подготовка учащихся к письменной работе. На этом этапе предусматриваются дифференцированные задания и виды помощи при выполнении подготовительных устных упражнений. (Приложение № 2)

II этап - проведение письменной работы. На этом этапе планируются задания, требующие различной степени самостоятельности от учащихся. (Приложение № 3)

III этап - совершенствование написанного, анализ письменных работ. На этом этапе предусматриваются различные виды помощи при анализе ошибок, совершенствование написанного, взаимопроверки работ учащихся.

Для этого были выбраны следующие задания и виды помощи:

задания с целью выработки навыков самоконтроля (исправление в черновике ошибок подчеркнутых, но не исправленных учителем),

задания с целью организации взаимопомощи учащихся в классе (сильный помогает слабому ученику),

задания, направленные на организацию взаимоконтроля в обучении (обмен тетрадями и взаимопроверка).

Предлагаемая система дифференцированного подхода способствует вовлечению всех учащихся в общую работу класса и повышению качества письменных работ учащихся.

        На уроках математики предлагается  некоторым учащимся выполнить  небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые  допустили дети  в контрольных, классных или домашних работах.  Для повышения интереса используются разнообразные работы,  в виде игр «Почта»,  «Помоги Незнайке»,  «Проверь Незнайку», когда учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев.

        Каждый ученик заранее оформляет на карточке задание, которое он приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания,  составленные не учителем, а учеником. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества учителя и ученика.

          Деление класса на группы помогает организовать  взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке  тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в  зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Кроме того,  используются индивидуальные классные и домашние задания. А учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе. Так, на уроках математики в 3 классе  предлагается детям решить одно из 3 уравнений на оценку, причем эти уравнения неоднозначны: усложненные уравнения на нахождение множителя, уравнения на нахождение делимого с  многозначными числами и уравнения на нахождение делителя с двузначными числами. Каждый ученик   выбирает уравнение, посильное для себя.

        Часто на уроках даются опережающие задания поискового характера для группы сильных учащихся.  Так в 1 классе предлагает  не только решить неравенства, состоящие из двух примеров, но и самим придумать такие задания. (Приложение № 4)

        Индивидуальные самостоятельные работы имеют большое значение. Во-первых, возрастает роль  самого ученика  в определении содержания работы,  в  выборе способов ее выполнения. Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками   заданий творческого характера. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью. Начинать работу надо с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовятся  к уроку заранее, записываются на доске, карточках. Их делят на два вида:

- обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

дополнительные задания.    

Они рассчитаны для  тех детей,  которые справились с обязательными заданиями  и у них есть время  для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности  на применение изученного материала,  требующие сравнения,  анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным  для усвоения правила на данном этапе урока.

        Для успешного усвоения нового материала важны подготовленные упражнения. Это и математические диктанты, и игры, и самостоятельная работа.  Важно при их выполнении и проверке повторить  то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.

        При изучении темы по математике «Прибавление  числа к сумме»  подготовительные упражнения и нужные выводы  выполняются со всеми детьми класса. Они целевые. Особенное внимание уделяется их прочности и логичности. Формы проведения их разнообразны.

При первом объяснении свойства или правила участвует весь класс. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения,  другим необходимо еще раз повторить. Поэтому  отделяют группу детей, которые самостоятельно смогут, сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. С остальными учащимися еще раз повторяется правило, выделяя главное. Затем все дети самостоятельно выполняют обязательные задания. (Приложение № 3)

     Существуют различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке, на его различных этапах. Они полагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. (Приложение № 5)

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий, например:

преобразование знакомого математического объекта в новый;

задания с недостающими или лишними данными;

выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений.
2.     Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

-        усложнения  математического материала;

- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;

- использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр.

3.     Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 1-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельное предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все  учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается  дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске)

Дифференцированная работа по форме учебных действий.

Различные способы дифференциации обычно используются в сочетании друг с другом. Наиболее целесообразной  считается  следующая организация работы.

 Дети со средним уровнем обучаемости выполняют тренировочные упражнения из учебника самостоятельно.

 Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же упражнение под руководством учителя или самостоятельно с использованием карточек – помощниц.

 Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое  задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника. (Приложение № 4)

Таким, образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует  подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

Вся эта работа позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а  в целом – повышать индивидуальность каждого ученика.

 Содержание образования.

Содержание образования в данном классе определяет учебно- методический  комплект «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта Н.Ф.Виноградова).   Авторы комплекта («Начальная школа XXI века») уделили особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, то есть строили процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъектный» характер обучения проявляется на всех этих этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Изменен и содержательный подход к дифференцированному обучению. В его основу положен учет сформированности компонентов учебной деятельности школьника (принятие учебной задачи, развитие учебных действий, построение алгоритма решения, контроль и самоконтроль). При этом исходили из того, что изменение только объема предлагаемого материала  («сильным» – больше, а «слабым» – меньше) не решает проблему развития школьников, а касается лишь затраченного учебного времени. В этом случае способные дети задерживаются в своем развитии, а отстающие не могут преодолеть возникающих при решении учебной задачи трудностей. [9]

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся в каждом классе,  дает возможность увидеть, насколько прочны знания и умения учащихся, продвижение в обучении каждого ученика, что позволяет учителю осуществлять дифференциацию обучения.

Проведенные     исследования     позволяют     сделать     следующие выводы:

1. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. Технология  дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки и мотивации к обучению

2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь
значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной
деятельности и формированию познавательных интересов учащихся;
взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна
удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех,
кто стремился непосредственно видеть результат своих практических
материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу
развитию ума, творчества школьника;

 3.Реализуя дифференцированный подход в обучении, мы получаем нового выпускника начальной школы, имеющего навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.

III. Результативность

Критерием результативности опыта является  методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы.  [2] Сравнительный анализ проводился в конце каждого класса начальной школы. В ходе мониторинга выявлялась динамика типов самооценки учащегося. Авторы выделяют три типа самооценки: завышенная самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка. Данные мониторинга представлены на диаграмме:          

Методика “Изучение саморегуляции” позволяет определить уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания, качество самоконтроля при оценке результатов деятельности.

          Таким образом, результативность деятельности по обеспечения положительной динамики уровня успешности обучения в учебно-познавательной деятельности учащихся, достигнутая посредствам использования дифференцированной работы при изучении математики.

Следовательно, можно сделать вывод о перспективности применения разноуровневых заданий с целью повышения уровня развития младших школьников.

Библиографический список.

Беседы с учителем. Методика обучения/ Под ред. Л.Е.Журова- 2-е изд., дораб. и доп., М.: Вентана-Граф, 2001.

Гаврилычёва Г.Ф. Диагностика изучения личности младших школьников. \\ Начальная школа, 1994 № 1, № 8.

Индивидуальный подход к слабоуспевающим учащимся при изучении физических величин / И.П. Волков // Интеллектуальное развитие учащихся в процессе обучения физике. - Екатеринбург, 1994. - С. 42-46

Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988

Педагогическая технология и педагогическое мастерство: статус педагога-преподавателя в различ. пед. технологиях / Е.И.. Ильин // Новые знания. - 1999. - N 4. - С. 31-35

Психологические контакты / В.Ф. Шаталов ; Науч.-метод. об-ние "Твор. педагогика", МП "Новая шк.". - М. : Б.и., 1992. - 72с. - (Библиотечка учителя-шаталовца / Под общ. ред. В.Ф. Шаталова).

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии

     в системе образования. – М. 2002г.

Рекомендации по организации разноуровневого мониторинга качества знаний, умений и навыков обучающихся в условиях внешней и внутренней дифференциации / А. А. Королев, Л. Я. Граблева, Л. А. Котова [ и др.] // Практика административной работы в школе : журнал. - 2006. - № 5. - C. 29-33.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.1998

     «Народное образование».

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».-3-е изд., дораб. и доп., М.: Вентана-Граф, 2009.

Якимская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.1998г.

        Приложение

Приложение № 1 - Диагностика изучения самооценки личности младшего школьника.

Приложение № 2 - Подготовительные упражнения.

Приложение № 3 - Дифференцированные задания

Приложение № 4 - Схема урока

Приложение № 5 - Урок математики во 2 классе

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Обощение знаний об имени существительном"

Урок для учащихся  3 класса  с использованием занимательного материала....

Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс

Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....

Обощение опыта по формированию семейных традиций

Как важно воспитывать в семье уважение к старшему поколению. Празднуя дни рождения бабушек и дедушек, всячески подчёркивайте их авторитет в семье, их участие в воспитании внуков.  ...

Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Обощение опыта работы по теме "Формирование индивидуального портфеля достижений школьников".

Представлены материалы по формированию индивидуального портфеля достижений школьников. Имеются образцы бланков....

Обощение передового опыта

Материал для учителей начальных классов...