Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённого младшего школьника.
статья

Актуальность темы "Тьюторское сопровождение" заключается в  способности обеспечения  доступной эффективной качественной образовательной развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тьюторское сопровождение.20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на   тему:

«Тьюторское сопровождение интеллектуально одарённого младшего школьника»

Подготовила

учитель начальных классов

Финдеева Ольга Александовна

Энгельс

2022

 

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления: «Тьюторское сопровождение  интеллектуально одарённого младшего школьника».

В каждом классе есть группа детей, которых мы называем по  звездочки,  умнички. Из года в год мы слышим о необходимости создавать условия для развития таких детей, о принципе индивидуализации, открытости.

Что понимается под термином «одаренность»?

  Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

Что понимаем под термином тьютер?

Тьютор (англ. tutor — наставник, куратор) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность.

Родоначальниками тьюторской традиции можно по праву считать частные университеты Англии, среди которых первыми, кто создал подобную образовательную систему, были Оксфорд и Кембридж.

Тьютор советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

  Истрически  тьютор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, провести рефлексию.

В современной школе  тьюторское сопровождение строится на взаимоотношениях «тьютор– ученик» как взаимодействие двух личностей. Исходя из этого:

«Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы».

    Ценностно-смысловым компонентом модели тьюторского сопровождения является индивидуальный подход. Его сущность выражается в осуществлении процесса сопровождения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Взаимодействие с ребёнком строится через работу с его запросом. Образовательные задачи, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Причины эффективности тьюторского  сопровождения  одарённых школьников.

1 Ребенок может отлично учиться и даже быть лучшим в классе по всем предметам, и все равно даже близко не дотягивать до своего полного потенциала. Таким детям легко становится скучно и это может привести к серьезному падению темпов развития в учебе.

2.Одаренные дети  могут сделать обычное домашнее задание за секунды, но часто сталкиваются с трудностями, когда им предстоит настоящее испытание их знаний, потому что до этого для них все было легким. Это значит что они часто будут расстраиваться и легко сдаваться, так как у таких ребят не выработана какая либо устойчивость , чтобы решать подобные типы задач, что может негативно сказаться на дальнейшей учебе, если не будет найдет подход к подобному ученику.

  3. Одарённому ребенку на уроке часто бывает скучно и он теряют интерес к школьным предметам, в которых  преуспевают больше всего. Создав тьюторское сопровождение подобным ученикам, появляется  возможность работать в своем собственном темпе, делая уроки, специально подобранные для их уровня знаний. Персональные занятие позволят развить их навыки, а так же их любовь к предмету (вместо того, чтобы вызвать негативные впечатления из-за ощущения скуки.)

4 Некоторые одаренные ученики испытывают проблемы с поведением в школе, потому что некоторые школьные предметы для них слишком легкие и не создают ситуацию ”испытания их знаний и навыков”. Из-за того, что им скучно на уроке они могут вести себя в стиле “ой, я и так все знаю ” или нарушать дисциплину. Подобное поведение негативно влияет не только на самого одаренного ученика, но и вредит остальным. Организовав тьюторское сопровождение такому ученику, тьютор подберет задания, которые ребенку будет интересно выполнять и не захочется отвлекаться.

Задачи тьюторского сопровождения:

- тьютор должен учитывать объективные задатки ребенка, давать испытывать новый образовательный опыт;

- тьютор помогает ребенку правильно сформулировать желания, выстроить алгоритм из целей и задачей;

- тьюторская   помощь с выбором жизненного пути;

- тьютор учит школьника самоорганизации. Он может составлять расписание так, чтобы учеба была продуктивной.

      Компоненты сопровождения интеллектуально одарённого ребёнка.

Важным компонентом модели тьюторского сопровождения является интегративный подход. На основе интеграции строится работа по объединению усилий участников образовательного процесса

Вариативность тьюторского сопровождения заключается в выборе одарённым обучающимся и педагогом-тьютором целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения траектории развития, возможности для выбора интересов и путей их реализации.

Одним из признаков творческого потенциала личности выступает способность к рефлексии. Педагог-тьютор осмысливает,  анализируют свои действия, оценивают их, сопоставляют с реальными успехами, ищет и находит причины недостатков и подходы к их преодолению, поэтому рефлексия является обязательным компонентом модели тьюторского сопровождения.

Важным компонентом модели тьюторского сопровождения является максимальное развертывание творческого потенциала. Тьютору необходимо вместе с сопровождаемым находиться в системе, обеспечивающей полноценное получение опыта и знаний через познание окружающего мира в «зоне ближайшего развития».

Тьюторское сопровождение проектной деятельности одарённого учащегося приводит к развитию творческого потенциала, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.

Технология тьюторства является многоступенчатой. Все части ее взаимосвязаны между собой и представляют определенную систему познавательного развития младшего школьника.

1. Диагностический этап - фиксация или выявление познавательного интереса, предпочтений, интересов и намерений учащихся, их склонности, сильные и слабые стороны.

2. Ориентировочный этап – осознание школьником своих целей, интересов и планов. Для реализации этих целей на этом этапе тьюьор работает  с папкой личных достижений ученика; беседа, консультирование; диагностика, тестирование.

3. Мотивационный этап, служащий для организации сбора и анализа информации по теме, включает в себя следующие способы работы учителя и ученика:

Способы работы учителя: нахождение вопросов в представленном материале; сужение  или расширение темы;  анализ «портфеля»; консультации по «портфелю»; помощь в составлении «карты» интереса.

Способы работы ученика: сбор «портфолио»; анализ «портфолио». Портфолио – это то место, куда учащийся собирает ценные для него материалы, добытые в поиске.

4. Формирующий этап включает в себя организацию представления познавательного интереса.

Основные техники работы тьютора на данном этапе это:

·вопросные техники (приобретая опыт сопровождения индивидуального образовательного поиска, тьюторы создают различные рабочие типологии вопросов);

·образовательный портфель достижений.

5. Этап рефлексии. На нем ученик постарается отметить сильные и слабые стороны своей  деятельности; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть.

6. После анализа выступления, наступает стадия определения планов перспектив развития познавательного интереса.

Советы   для тьюторов

1. Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, но только желающие и готовые что-то узнавать сами (не по программе), т.е. одаренные дети. Мотив к самообразованию может формироваться только в условиях, где может проявляться самостоятельность.

2. Для этого лучше не совмещать уроки и тьюторские консультации, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства, где они должны учиться и где могут это делать, потому что хотят этого сами.

3. Тьютором может стать тот, кто не просто готов поддерживать школьника в разрешении интересующих их вопросов и вместе с ними включаться в поиск ответов.

4 Тьютор  должен уметь структурировать ,уметь анализировать индивидуальные особенности учащегося и возможности преодоления его неуспешности. Владеть рефлексивными методиками и приемами психологической работы.  Ясно выражать свои мысли и уметь слушать других. Уметь общаться с младшими школьниками на позициях диалога, уважения.. Спокойно разрешать конфликты. Уметь доводить дело до результата

                                                                Заключение

В  работе была затронута структура  сопровождения  тьютором  интеллектуально одаренных детей.

Тьюторское сопровождение важное условие при получении качественного образования для одаренных детей. Введение в образовательные учреждения ставки тьютора сможет решить многие вопросы, непосредственно связанные с организацией образовательного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, тьюторство – это практика, которая основывается на построении и реализации персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения с одаренным ребенком, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с его личными интересами.

«Важно, увидев талант ребенка, не пускать его развитие на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Тема: Личностные факторы в становлении одарённости младших школьников. Секция: Методика преподавания в начальных классах. Выступление c элементами презентации видов работ.

Известны слова Л.Н. Толстого о вундер­киндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ни­чему между ними не верю! Пускай наперёд вырастут, и окрепнут, и докажут,...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Развитие одарённости младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках ...

Доклад на тему: «Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности младших школьников»

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - ...