Сказка как средство психолого-педагогической диагностики
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Марина Геннадьевна

Современный педагог должен владеть различными методами психолого-педагогической диагностики, чтобы лучше понимать ребенка, учитывать его индивидуальность, а главное – помочь справиться с трудностями в обучении и общении. В данной работе  проанализированы известные методы работы со сказкой, а также представлен авторский опыт использования сказки, как средства психолого – педагогической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_kak_sredstvo_psihologo.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка как средство психолого-педагогической диагностики»

Пояснительная записка

Успех процесса воспитания во многом зависит от того, насколько хорошо педагог понимает ребенка, от его умения познать личность ребенка. Как отмечал К.Д. Ушинский «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях». Получение знаний о личности учащегося важно как  для общего, так и для дополнительного образования. В настоящее время во многих образовательных учреждениях  успешно действует психологическая служба. Но, как мне кажется, современный педагог должен владеть различными методами психолого-педагогической диагностики, чтобы лучше понимать ребенка, учитывать его индивидуальность, а главное – помочь справиться с трудностями в обучении и общении. В данной работе я хочу проанализировать известные методы работы со сказкой, а также представить свой опыт использования сказки, как средства психолого – педагогической диагностики.

Цель работы – изучить опыт использования сказки, как средства психолого-педагогической диагностики.

Основные термины и понятия

Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Основные методы психолого – педагогического исследования.

Наблюдение – целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.

Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса.

Эксперимент – научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них.

Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры.

Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Как правило, все эти виды используются в одном исследовании в качестве отдельных этапов.

Задачи, которые решает современная психодиагностика в образовании, условно можно разделить на две большие группы:

1) Диагностика готовности ребенка к школе, выявление одаренности, дифференциация обучения, реализация индивидуального подхода, значительная помощь в профориентации и др.

2) Оценка эффективности программ и методов обучения, а также контроль за умственным и личностным развитием учащегося.

Именно личностное развитие учащегося, мне кажется наиболее важным, особенно в системе дополнительного образования. К тому же, именно в этой сфере педагог, не имеющий специального психологического образования, может использовать такие методы, как работа со сказкой.

  1. Гипотезы происхождения сказки

Почему в истории культуры большинства народов возникла необходимость появления такого странного, с утилитарной точки зрения, феномена — детской сказки? Какова ее роль в процессе социализации? И зачем ребенку сказка? Существуют различные версии значения для ребенка сказок, которые в общем сводятся к тому, что сказка является особым средством усвоения ребенком окружающей действительности. Тогда почему ребенок, перед которым открыт мир в его первозданной непознанности, разнообразии, ярких красках, предпочитает ирреальное отображение сказочного мира — реальному? Откуда в нем потребность в небылицах, вымысле, нелепице?  К.Д. Ушинский считал, что легкость и простота сказки, повторяемость отдельных элементов сюжета и словесных оборотов способствуют быстрому запечатлению сказки в памяти ребенка. Эта кажущаяся доступность сказки вкупе с поэтически образной формой, безусловно, способствует ярким впечатлениям и ее запоминанию. Но дело заключается не столько в дидактическом и эстетическом, сколько в психолого-педагогическом воздействии сказки на ребенка.

Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого, ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать (Запорожец, 1948). Особое значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники: Мальчик-с-пальчик, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец Иванушка и другие, т.е. те персонажи, которые проявляют смелость, находчивость, доброту, справедливость.

В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы, нравственные представления в своем предельном выражении — в форме полярных эталонов: хорошего - плохого, доброго - злого, красивого -безобразного.

В любой сказке, идет ли в ней речь о животных, об обыденных предметах, о царях и солдатах, о добрых молодцах и красных девицах и т.п., запечатлены различные модели социальных взаимоотношений, присущих тому или иному сословию, социальной группе, той или иной эпохе. Особенно рельефно в сказке представлены внутрисемейные отношения.

 Народная сказка в поэтической художественной форме дает общественно-типизированные образцы социально-психологических отношений в семье: супругов между собой, родителей к детям и детей к. родителям и между собой, отношение к старшим членам семьи, другим родственникам. Типы отношений в семье с момента ее возникновения в истории культуры и до наших дней претерпели существенные изменения, что не могло не найти своего отражения в сказке как особой форме выражения общественного сознания. Подобно археологическому культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном "сказочном" пространстве.

Сказка в жизни ребенка

В течение тысячелетий сказка открывает ребенку дорогу в мир. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Представляя себя на месте сказочного героя, и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий.
Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста.  Они интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном, сказочном, волшебном. 
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Приемы работы со сказкой.

Для того, чтобы погрузиться в проблему, я ознакомилась с основными известными приемами работы со сказкой.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии — целостное развитие личности, забота о душе.

У маленьких детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем; с одной стороны ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.

Специалисты утверждают, что в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?».

2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги».

3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.

4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.

5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.

Из опыта работы

Свою педагогическую деятельность я начинала, работая воспитателем в детском саду. Поэтому, тема сказок мне наиболее близка. Как описано в предыдущей главе, существует множество методов и способов использования сказки для познания внутреннего мира ребенка, коррекции его поведения. Некоторое время назад я разработала серию музейных занятий, которые проводила в нескольких классах начальной школы. На одном из таких занятий, посвященном народам Севера, мы говорили о том, что сказках этих народов очень часто главные герои – животные. Причем, люди, живущие в сложных природных условиях, часто наделяли большой силой, хитростью, смекалкой, маленьких животных - например, мышку.  После обсуждения, почему так происходит, детям давалось домашнее задание – сочинить сказку, в которой главные герои – животные, наделенные человеческими качествами. Проверяя задание, я обратила внимание на некоторые сказки. Следует отметить, что все сочинения были достойны внимания, но две сказки особенно выделялись. Приведу их целиком.

«Теплое слово и в мороз согреет».

Случился этот случай зимой, когда мороз достигал минус тридцать градусов. Однажды девочка Надя нагрубила маме. Мама на нее обиделась. Надя хочет у мамы попросить, чтобы она дала ей конфетку, а мама молчит и тихонько плачет. Надя хочет пойти погулять с подружками, хочет у мамы отпроситься, а мама ничего не говорит.

Наступил Надин день рождения. Через час гости должны прийти, а ничего не готово, стол не накрыт. Надя говорит маме: «Через час гости придут, а у нас ничего не готово!». Мама говорит тихо-тихо: «Ты меня обидела, поэтому я с тобой не разговариваю». Надя поняла, что она была не права, поэтому она сказала: «Мамочка, прости меня, пожалуйста!» Мама как услышала эти слова, так и простила дочку. Дочка обещала больше не обижать маму.

«Второе приключение Нади»

Однажды Надя пошла с мамой в парк. Надя подошла к клоуну и попросила у него шарик. Клоун дал ей красный шар, а девочка хотела розовый. Но розового шарика у клоуна нету, девочка начала плакать. Клоун хотел пожалеть ее, но девочка показала ему язык. Клоун обиделся на нее и пошел к другим ребятам. Мама пошла и купила много шариков и дала клоуну. Клоун обрадовался, но мама сказала, чтобы этот розовый шарик он отдал Наде. Клоун подошел к Наде и сказал: «Это тебе». Надя сказала: «Спасибо тебе, клоун! Прости меня». Клоун простил девочку и пригласил ее играть с другими ребятами.

Не трудно заметить, что написавшая эти сказки девочка часто чувствует себя виноватой и очень хочет, чтобы ее простили. Поговорив с учителем, я укрепилась в этой мысли. Оказывается, что учитель тоже замечала, что мама постоянно давит на ребенка, сравнивая ее с другими, более успешными детьми, говорит, что не будет с ней разговаривать, если она будет плохо учиться. Конечно, при учителе это случалось редко.  Написанные девочкой сказки послужили толчком для обращения учителя к психологу. После чего была проведена беседа с мамой. В ходе беседы выяснилось, что мама очень хочет, чтобы дочь была отличницей, поэтому постоянно требует от нее идеального выполнения всех заданий и работ. Работа психолога с мамой и девочкой принесла положительный результат. Постепенно, мама стала отмечать все успехи девочки, сравнивая ее не с другими детьми, а с ней прежней. Учитель также взяла на заметку данную ситуацию, стала поручать девочке отдельные задания, с которыми та могла хорошо справиться. Уже через несколько месяцев был заметен результат проведенной работы. Конечно, не всегда может быть проблема так явно выражена, и не всегда ситуация может решиться положительно. Но в любом случае, внимательный педагог или родитель заметит в сочиненной ребенком сказке его тайные страхи, проблемы. Главное, как мне кажется, здесь действовать чутко и тактично. Совсем не обязательно бить тревогу или обращаться к психологу. Нужно понаблюдать, сопоставить различные факторы, внести коррективы в свое отношение к ребенку.

Возвращаясь к сказкам, сочиненным детьми, отмечу, что авторов некоторых из них можно было определить, не читая подпись, а другие были явным откровением. Казалось, что эту сказку не мог сочинить именно данный ребенок. Это говорит о том, что  на уроках, занятиях, мы видим только одну грань, а на самом деле большая часть личности ребенка от нас скрыта. И именно сочиненные сказки помогают увидеть ребенка совсем с неожиданной стороны.

Приведу еще несколько приемов работы со сказкой, которые могут послужить материалом для психолого – педагогической диагностики. Данные приемы я использовала, работая руководителем кукольного театра, в первую очередь для развития фантазии, творческого потенциала детей. Ведь именно сказка являлась  литературной основой, по которой мы ставили свои спектакли и этюды. Но и здесь некоторые моменты помогли выявить психологические проблемы, имеющиеся у некоторых детей.

«Сказка на новый лад». Детям предлагается изменить сюжет сказки, поместив героев в другое время, изменив характеры героев, наделив их другими способностями и т.д.

«Коллективное сочинение». Сказку начинает сочинять один человек. В любом месте он может остановиться и передать слово другому игроку, который продолжит сочинение.

 «Сказка по серии картинок». Дети наугад вытягивают картинки с изображением различных персонажей и сочиняют про них сказки. Интересно данное задание проходило, когда детям предлагалось вытянуть картинки с эмоциями. У нас была серия картинок из настольной игры, на которых были изображены люди или животные, выражающие злость, радость, удивление, испуг и т.д. Картинки, которые достались, можно  использовать в любом порядке.

Неоконченные сказки. Совсем недавно в группе для родителей и педагогов «В контакте» мне встретился еще один интересный прием работы со сказкой.  Мне он показался интересным, поэтому приведу запись целиком.

Как узнать, что чувствует и думает ребёнок. Используйте неоконченные сказки! Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное — внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую — не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу. В таких случаях можно использовать сказку. Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»? Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет. Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки остроты проблемы. Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.

 СКАЗКА ПРО ЧАСЫ  «Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А, между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно... Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?..

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

 СКАЗКА «ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА» 

«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы...» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы. 

 СКАЗКА «САДОВНИК И КУСТИК»  

«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день... Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?» 

В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

 СКАЗКА «ВОРОН»  

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу...» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»

С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, не решающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

 СКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)» 

«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали? В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения? 

СКАЗКА «ЖУРАВЛИ»  «Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место... Как ты думаешь, что там произошло?»Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.

 Заключение

В ходе изучения материалов по данному вопросу, я  пришла к выводу, что сказку можно и нужно использовать как один из приемов психолого – педагогической диагностики. Данный вид диагностики  в комплексе с другими методами поможет педагогу или родителям лучше понять внутренний мир ребенка, мотивы его поступков, понять и принять его точку зрения, встать на его место. Именно такое понимание личности ребенка будет способствовать успешности диалога с ним, а значит – будет способствовать решению воспитательных и учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ – СРЕДСТВО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче...

Психолого – педагогическая диагностика детей

Общие сведения о ребенке. Ф.И. ребенка:Возраст:Дата рождения:Диагноз: ОНР 3 уровняАдрес:Мать:Бытовые условия: однокомнатная квартираМатериальные условия: средниеД/с:Анамнез. Сведения о прена...

Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями

Доклад на тему "Танцевально-двигательная терапия как средство психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями"...