Обобщение опыта работы по теме: «Сочинение по наблюдениям»
статья

Локтионова Галина Павловна

Обучение родному языку заключает в себе богатые возможности формирования школьников, как личностей, развитие их гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности, трудолюбия.

Основной целью, которая определят развитие всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, содержательно, орфографически верно передавать их на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ГИМНАЗИЯ№1»

ГОРОДА КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Обобщение опыта работы по теме:

«Сочинение по наблюдениям»

Выполнила: учитель начальных классов

«Гимназия №1» города Курчатова

Локтионова Г. П.

Курчатов, 2020г


1. Развитие речи - развитие личности школьников.

1.1. Цели и задачи работы по развитию речи.

Обучение родному языку заключает в себе богатые возможности формирования школьников, как личностей, развитие их гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности, трудолюбия.

Основной целью, которая определят развитие всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, содержательно, орфографически верно передавать их на письме.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, синтаксические, композиционные (анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения.

Вводится понятие «текст». Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их умственного и речевого развития.

При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека, вводится в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения и т.д. , иными словами проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения (речевому этикету).

В психолого - педагогической системе Эльконина - Давыдова детское литературное авторство направлено на создание художественного высказывания в соответствии с законом выразительной художественной формы. Широкое включение  творчества и его ведущая роль в начальной школе - принципиальное условие развития читателя.

«От маленького писателя к большому читателю», так афористично формулировала это М.А. Рыбникова. Художественное творчество необходимо ребенку для развития воображения, эмоционально - эстетической сферы, для овладенья речью как средством подачи мыслей, чувств (Л.С. Выготский).

Один из важнейших видов авторской работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни (всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков), что развивает видение конкретно - чувственного облика мира.

Но чтобы создать художественный образ, необходимо на просто подмечать какие - то конкретные неповторимые чувственные признаки предмета или явления, но и открывать через них в предмете внутреннюю жизнь, родственную собственной внутренней жизни.

В начале обучения наблюдение за реальностью проводится в форме коллективного этюда - под руководством учителя класс решает одну общую творческую задачу. Следующий этап - индивидуальная письменная работа, классное или домашнее сочинение. Затем происходит обсуждение сочинений: критики оценивают работу авторов, отмечают удачи и неудачи, помогают сделать произведение совершеннее, а авторы улучшают свои работы благодаря сотворчеству.

        В развивающемся обучении отличается несколько условий, способствующих плодотворности этой работы:

1.При выполнении творческих работ нельзя оценивать грамотность. Это условие прямо противоположно требованию традиционной методики, но вполне соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач.

2.В начальной школе следует разрешать взрослым записывать детские сочинения не вмешиваясь в творческие поиски, а выполняя технически трудную для детей работу. Это условие тоже противоречит требованиям традиционной методики, но его соблюдение позволит достигнуть серьезных результатов в развитии детского творчества.

3. Детские сочинения желательно группировать в сборники - журналы в соответствии с видом творческих задач, критика, публицистика, художественные жанры. Все три вида авторства должны быть представлены в течении месяца в классной или домашней, в устной или письменной формах.

Разумеется необходимы и три урока обсуждения для каждой темы (в зависимости от типа сочинения и задач обсуждения за урок можно обсудить 5-8 детских работ). Такая регулярность является необходимой и достаточной для серьезного развития авторской работы.

1.2 Связь устной и письменной речи.

Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом способствуем умственному речевому развитию детей. Исходя из того, что большинство умений в области письменной речи вырабатывается на основе развития устной, письменное упражнение часто предваряется устной работой, в ходе которой учитель оказывает помощь учащимся в передаче содержания, раскрытия темы, настроений, речевом оформлении высказываний, предупреждает возможные орфографические и пунктуационные ошибки.

Пересказ и изложение текстов должны подготавливать детей к самостоятельному изложению результатов наблюдений, обобщению прочитанного. Для этого учитель выбирает тексты по тематике и структуре близкие к будущим сочинениям. Сочинения проводятся как обучающие работы. Они должны быть по преимуществу повествовательного характера. В рассказы постепенно включаются элементы описания (природы, внешности, процессов труда) и рассуждений (ответы на вопросы). Элементы описаний и рассуждений не могут быть большими, не более двух - трех предложений. Прежде,  чем давать элементы описаний в своих рассказах, дети предварительно должны составить короткие (2-3 предложения) устные и письменные зарисовки описательного характера, хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека и др. В целях обеспечения обучения детей сочинению,  нужны коллективные работы под руководством учителя, по образцу которых они затем свободно выражали свои впечатления и мысли.

Темы для сочинений предлагаются детям на основе читаемых ими произведений,  рассматриваемых под руководством учителя картин, личных наблюдений учащихся.

При выборе тем необходимо учитывать их жизненный характер, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность композиционного и речевого оформления.

Творческие работы письменного характера должны способствовать формированию у младших школьников умения жить и работать в коллективе, направлять свои усилия на полезные, нужные обществу дела.

2.Сочинение как основное упражнение в развитии связной речи учащихся.

2.1. Сочинение - высшая речевая форма.

Среди речевых упражнений, как устных,  так и письменных серьезное внимание отводится задачам речи учащихся. Программа ориентирует учителя на развитие речи учащихся, на общее умственное и творческое развитие их. Ведь в школе не только учат «вычитать и умножать, тонким перышком писать», но и как говорил В.А. Сухомлинский в ней идет сложнейшая работа, «воспитание души, формирования строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека».

Сочинение - высшая речевая форма обращено к имеющимся у ребенка творческим силам, которые нужно пробудить, активизировать.

В сочинении ученик излагает мысли, появившиеся у него в результате непосредственного или организованного учителем жизненного опыта, трудовой деятельности, наблюдений, знаний приобретенных в процессе обучения, выражает свои мысли, свои чувства, свои переживания. «Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысли словом» - так В.А.Сухомлинский, определил главную задачу начальной школы.

В своей работе учителя часто используют сочинение как один из видов творческой работы над детской речью. Дети при написании сочинений проявляют инициативу, самостоятельность, можно написать свое сокровенное. При написании сочинений по наблюдениям велик воспитательный эффект, у детей формируется любовь к родной природе, родному краю, к Родине.

2. 2. Сочинение по наблюдениям.

Сочинение по наблюдениям способствует развитию  речи, четкому оформлению собственных мыслей,  учатся наблюдать.

Элементы эмоционального описания по наблюдениям я включаю в сочинения постепенно.

Дети составляют на первых порах 2-3 предложения. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания по наблюдениям в свои творческие работы нужно предварительно составлять короткие устные и письменные зарисовки описательного характера наблюдаемых предметов и явлений.

На уроках русского языка мои ученики составляют и записывают предложения природоведческого характера: о березе, муравьях и охране муравейников, о начавшемся листопаде, о солнечных днях золотой осени и т.д. Пишут сочинения - миниатюры по наблюдениям «Погода сегодня» и на другие темы.

При подготовке к сочинению дети много читали, делились впечатлениями от прочитанного, делали выписки из книг, читали  свои записи в классе вслух.  Учащиеся анализировали, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, образы, пословицы, поговорки, народные приметы, загадки, выписывали в свои черновые альбомы.

Приведу пример некоторых народных примет, пословиц и поговорок по теме «Осень»:

СЕНТЯБРЬ-ЛЕТОПРОВОДЕЦ

Ласточек и горихвосток, журавлей и пеночек провожают люди в теплые края. Еще говорили, что СЕНТЯБРЬ - РЮЕНЬ или РЕУН. Олений рев и вой первых холодных ветров слышится в этом забытом слове.

В сентябре дождь припадает к земле, ненастье на дворе. Сентябрь холоден, да сытен.

От осени к лету, поворота нету.

Гром в сентябре предвещает теплую осень. Лето со снопами, осень с пирогами. Октябрь- грязник..

Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Октябрьский дождь - не проедешь, не пройдешь. Называли октябрь Листобоем.

Примечали, если нечисто лист с деревьев падает, будет строгая зима, если падает лист лицом к верху, жди недорода в следующем году.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

Ноябрь - ледовый кузнец, его забота - землю заковать, нанести ледовые мосты меж берегами рек.

Большое значение при проведении подготовки к сочинению по наблюдениям имеет правильная организация экскурсий. Научить детей видеть, слышать, осознавать наблюдаемое, уметь устанавливать простейшие связи и зависимости между явлениями, развивать у школьников наблюдательность.

На каждой экскурсии я ставлю познавательные цели, а также стараюсь добиться воспитательного развивающего эффекта. Для того, чтобы наблюдения детей на экскурсии не были хаотичными, импульсивными, я четко продумываю организацию наблюдений.

Например: во время экскурсий в осенний парк я даю детям листок с памяткой инструкцией.

ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЙТЕ!

1.Какая сегодня погода? Какого цвета небо, как оно выгладит? (Солнце?) Есть ли ветер!

Сравни сентябрьские дни с летними.

2.Как изменить краски осеннего парка по сравнению с летом?

3.Начался ли листопад? Как падают листья? В какую погоду листьев опадает больше?

Почему?

4.Научись различать деревья, кустарники, травы. Знаешь ли их название?

5.Научись отличать лиственные деревья от хвойных. Знаешь ли их название?

6. Каких насекомых увидел? Много ли их сейчас?

  1. Каких увидел птиц?
  2. Что тебе особенно понравилось, запомнилось на экскурсии?

В конце экскурсии я прошу детей поделиться своими впечатлениями, задать интересующие их вопросы.

По время наблюдений большое значение имеет вариативность заданий.

  1. Рассмотри по плану.
  2. Опиши по виду.
  3. Сравни.
  4. Сделай вывод по наблюдениям.

Экскурсия, как живая, непосредственная форма общения, развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика учащихся.

Сочинениям предшествует большая кропотливая работа: экскурсии, посещение выставок, прослушивание музыкальных произведений, наблюдение за природой, работа по картине и т.д. Работу над сочинением я провожу с 1 класса. Небольшие устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию. Учу детей рассказывать на данную тему, правильно строить предложения, выбирать слова. Во 2, 3 и 4 классах эта работа продолжается и усложняется. На уроках русского языка провожу разнообразную творческую работу по личным наблюдениям и впечатлениям детей:

1. Напишите сочинение - миниатюру. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Погода сегодня.

Погода сегодня пасмурная, ___________

Воздух чистый, ________, щиплет щеки.

Ветер_______ ее страшной силой,         листья.

Но не очень холодно.

2. Опишите литься дуба и липы, какие они бывают осенью и летом. Используйте слова

продолговатый, узорчатый, красивый, темно - зеленый, плотный, почти круглый, с небольшими зубчиками, с длинными черенками, светло - зеленый, желтый, оранжевый, ярко - красный, темно - красный, розовый.

 

Листопад.

1. Где ты наблюдал листопад?

2. Как падали листья?  

3. Какие они?

4. Что ты сделал из листьев?

                                                                                 

открывались, кружились, падали медленно, опускались плавно, сыпались дождем легкие, золотые, пестрые, сухие, желтые, красные

3. Спишите текст с доски, вставляя пропущенные буквы и слова. Используйте слова для справок.

а) Нарядилась в красный сарафан         .

6) Почистила свою белую юбочку         .

в) Надел кр. савец ж.лтую руб. ху.

г) Стройная . . . расправила складочки на з.леном нарядном платье.

Слова для справок: осинка, березка, толь, елочка.

4. Озаглавь текст, вставляя пропущенные буквы и слова.

Тонкий туман    . . .     над ж . лтыми п.лями.

В мя.ком воздухе ... осени. арома ..

Сквозь обнаженные сучья деревьев . . . небо .

Слова для справок: видно, расстилается, разливается.

5. Даю задание ранней осенью: наблюдать за окружающим миром во время дождя  и после этого записать в свой черновой альбом 3-4 предложения. Вот некоторые из них.

Голубой клочок неба затерялся в тучах. Капли на ветках висят как сережки. После дождя стало свежо и прекрасно!

6. После проверки я предлагаю детям вспомнить, какие бывают дожди. Одни  ученики  говорили, что дожди бывают долгие, мелкие, холодные, осенние, другие - легкие, весенние, летние, теплые, грибные, слепые и т.д. Затем послушали пьесу В.Косенка «Дождик». Перед прослушиванием дети получают задание определить, какое настроение вызвала музыка и, про какой дождь рассказывалось в пьесе. Ребята определили, что музыка звучит легко, быстро. Она рассказывает о дожде, который бывает ранней осенью. Высокие звуки будто прыгают и звучат, как быстрые капли дождя. От музыки веет теплом и радостью.

Прослушивание музыки дает возможность учащимся эмоционально, творчески сравнивать наблюдаемое с услышанным, открывать в наблюдаемых картинах для себя что-то привлекательно, интересное, заставляющее думать, переживать.

7. Запишите предложения - ответы на вопросы.

Что можно сказать о сегодняшнем дне? Какой сегодня день?

Что было вчера?

Что вы заметили сегодня, когда шли в школу? Какой дул ветер?

Что он делал с листьями?

8. Коллективное составление рассказа об осени по опорным словам:

желтые, багряные, золотые листья, яркие гроздья рябин, оранжевые фонарики осин, золотые рыбки ив, косяки перелетных  птиц, холодные зори.

9. Составление предложений об осени на основе прочитанных произведений. Во время прогулки в осенний парк я обращаю внимание детей на приметы осени (пожелтели и стали опадать листья, небо часто закрывают серые облака, стало холодным утром и т.п.). В классе я помогаю детям подбирать образные слова к наблюдениям из прочитанных на уроках чтения произведений Паустовского, Пришвина, Майкова, Скребицкого, Тютчева, Пушкина, Бунина и других авторов. Записываем все в свои черновые альбомы.

10. Прочитайте, найдите в тексте образные слова.

Чарующе прекрасна русская осень. Но почему мы называем осень грустной? Так ли это?

Оглянись вокруг! Ведь лес осенью прекраснее, чем летом. Недавно еще шумел он зеленой листвой. А теперь посмотри: вот дерево вытянуло корявые руки вслед за солнцем, словно хочет задержать его. А вокруг пламенно - красные осины, светло - желтые березки, бурый палый ЛИСТ.

Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе.

11. Из слов каждой строчки составьте предложения.

осень наступила, золотая

но, плывут, небу, облака, легкие, в, лес, осень, забрала, на

молоденькие, накинула, березки, легкие, она, сарафаны, трепетные на,

накинула, ярко - красные, осинки, шаль, хорошо, в, осень, лесу

Эти творческие упражнения я включала в уроки на подготовительном этапе работы к сочинению «Листопад». Приведу некоторые виды заданий, которые можно предложить на подготовительном этапе проведения других творческих работ по наблюдениям.

1. По вопросам и опорным словам составьте и напишите рассказ.

Как мы ходили в лес за грибами.

1.Куда вы ходили за грибами?

2.Какие грибы там растут?

3 .Где вы их находили?

4.Что вам понравилось в лесу?

в лес, в березовую рощу

рыжики, опята, маслята, грузди, подосиновики

на опушках, полянках в чаще, под деревьями, на дорогах

2.Прочитайте. Стрелками соедините предложения парами. Подчеркните слова, с помощью которых второе предложение присоединяется к первому.

В лесу ребята собирали землянику, бруснику, костянику.

В саду поспели яблоки, груши, сливы.

Из этих фруктов получаются замечательные компот.

Из лесных ягод бабушка сварит вкусное варенье.

3. Опишите березу по своим наблюдениям.

Дереза красивое дерево?

Какого цвета у нее ствол?

Какие у нее ветви?

Какой формы и цвета листья?

4.Составьте текст о любой птице по аналогии.

Орел сизокрылый всем птицам царь. Вьет он гнезда на скалах да на старых дубах. Летает высоко, видит далеко. Нос у орла серпом, когти крючком.

(К.Ушинский)

5.Составьте и напишите рассказ по его началу.

Первый мороз.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, посыпал____________________________________________

зернистым инеем крыши, захрустел под ногами________________________

6.Прочитайте. Составьте и запишите начало и конец рассказа, озаглавьте его.

За лето щенок очень вырос. Это был черный с белыми пятнами песик. Глаза у него блестели, как два ярких уголька. Мы щенка назвали Барсик. Собака очень привыкла к нам.

7. Составьте рассказ по его концу. Озаглавьте текст.

Все успокоились. Рыбки спокойно плавали в аквариуме. Кот Барсик лежал на кухне под СТОЛОМ.

8. Отредактируйте текст, заменив слова: береза и дятел синонимичными.

Оказал помощь.

Однажды случилась беда с березой. Треснула и прижалась к земле большая ветка___________. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину. ______на _________глазах стала гибнуть.

На помощь к ней пришел дятел______, стал березу обследовать своим крепким клювом, словно врач. Шаг за шагом____________осмотрел большой сук, избавил его от недуг.

9. Редактирование текста. Вспомните синонимы к глаголу смеяться, используйте их в тексте, чтобы избежать повтора.

____________молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками,

________добрые старушки, __________         старые зайцы побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной!

(по Д.Мамину - Сибиряку).

Такая работа обогащает словарь учащихся, развивает их художественный вкус.

Свои творческим зарядом сочинения оживляют ум школьников, возбуждают их эмоции, прививают интерес к урокам русского языка.

Я опишу то, как в течении ряда уроков готовила третьеклассников к работе над сочинением на тему «Листопад».

На каждом уроке русского языка, чтения и природоведения уделяла 5 – 7 минут подготовке к сочинению по наблюдениям. Во внеурочное время провела экскурсии на наше любимое место наблюдения. Объяснила третьеклассникам, как выглядит лес ранней осенью, чтобы на основании этого написать сочинение. Во время экскурсии некоторые важные моменты дети записывали в тетрадь. Экскурсия проходила по плану.

1. Сначала рассмотрели деревья. Ответили на вопросы:

Что вам сразу бросилось в глаза? Какая окраска у лиственных деревьев? Какой цвет преобладает? Какого цвета литься у березы, у осины, у боярышника? Почему осень называют

золотой? Какие предложения используют поэты и писатели в своих произведениях для описания леса в это время года?

 Вместе со мной составили предложения: Лес весь разукрашен в желтые, красные, золотые краски осени. Трепетная осина стоит вся золотая. Осень золотой краской тронула листья. (последнее предложение дети записали в свои альбомы)

2.Дети наблюдали, как плавно и медленно падает на землю лист березы. Некоторые дети заметили, что листок опускается «как парашютик», «мотылек», «винтик».

3. Обратила внимание на траву. Третьеклассники отметили, что трава пожелтела, увяла.

Про такую траву обычно говорят, что она поблекла. Эти наблюдения обобщали в предложение. «Трава пожелтела, увяла, поблекла».

4.Рассмотрели небо. Ученики сказали: «Небо голубое, чистое, как будто прозрачное или хрустальное». Голубой цвет - холодный цвет, поэтому говорят, что осенью холодный цвет неба. В тетради появилась запись: «Холодный цвет неба».

5 .Затем я провела беседу:

- Есть ли в лесу цветы?

- Какие вы видите цветы?

- Имеют ли они запах?

Составьте предложение о цветах. - А есть ли в лесу грибы?

- Есть ли у них запах?

Составьте предложения о грибах.

Пахнет лесными цветами, последними осенними грибами. 6.Слышны ли в лесу голоса птиц? Каких птиц вы услышали? Запись:

Лесную тишину нарушает стук дятла. Певчий дрозд откликнулся - просвистел свою песню. Затенькала пеночка. Это прощальные песни птиц.

На следующий день дети вспомнили, что они увидели, почувствовали, пережили на экскурсии, читали свои записи. Ответы детей были интересными. Вот как они звучали:

«Хочется обнять весь лес».

«Хочется побегать по опушке, загребая листья ногами».

«Я бы в лесу просто помолчала, послушала о чем шепчут листья».

Приведу фрагменты уроков.

На уроке ознакомления учащихся с повествовательным,         вопросительным,

восклицательным предложениями провела небольшую беседу об осени.

«Стоит чудесный день. В теплом воздухе вьется тонкая паутина. Земля покрыта ярким ковром. Деревья - задумчивы, как человек перед отъездом в дальний путь. Они ловят последний свет и тепло, которое дарит им солнце. Что они чувствуют? Наверное, что скоро здесь начнут хозяйничать стужа и морозы».

Задание. Найдите в тексте 2 повествовательных предложения, 1 вопросительное. Есть ли в тексте восклицательное предложение?

На втором уроке по этой теме, прошу детей распознать предложения по интонации на слух.

«Наступила золотая осень. Вам нравится эта осенняя пора? Как красив осенний наряд леса! Все кругом сверкает золотом.

Вы бывали в осеннем лесу? Какая удивительная тишина вокруг».

Перечитайте текст. Назовите  слова  с безударными проверяемым звуком.  Подберите к ним проверочные слова.

При повторении ударных и безударных гласных даю задание: вставить пропущенные буквы и подходящие по смыслу слова.

Осенью д .еревья д . рят з . леной елочке подарки. Осина п.дарила . . . . Клен роняет . . . .

Ива засыпает елочку . . . .

Слова для справок: оранжевые звездочки, красные фонарики, тонкие золотые рыбки.

Найдите яркие образные сравнения. На уроке природоведения я предложила детям сюжетные картинки об осени. После их рассмотрения я спросила у детей: «Почему мы говорим «Золотая осень»? Можно ли назвать золотой всю осень? Почему нельзя? В каком месяце обыкновенно бывает пора, которую называют золотой осенью?

В группе продленного дня дети наблюдают за листопадом, а в классе записали свои наблюдения под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Осенняя песнь». Музыка не отвлекала учащихся, а наоборот, создавала условия для того, чтобы более эмоционально, творчески представить себе картину осени.

На уроке чтения уделяю 10 минут беседе по картине И.Левитана «Золотая осень». Исаак Ильич Левитан замечательный русский художник. Он говорит с нами языком красок. С помощью красок художник рисует картину золотой осени. Посмотрите внимательно на картину. Левитан очень достоверно подметил русское раздолье,  простор лесов и полей. От картины веет спокойствием. Даю задание:

Расскажите, что изображено на переднем плане картины. Опишите кустики у берега, осинку. Какие краски сочетаются в картине? Какие краски использовал художник для изображения второго плана? Вспомните, наблюдали ли вы подобное?

Последующие уроки русского языка включали приведенные мною ранее упражнения  и работу с черновыми альбомами.

3.Заключение.

Для моих учащихся уроки, на которых они пишут сочинения, самые радостные. Именно на этих уроках создается атмосфера способствующая творческому подъему, вызывающая в детях духовную окрыленность. Работа над сочинением пробудила у детей интерес к наблюдениям. Они с большой осторожностью и любовью стали относиться к природе. Это помогло детям и в работе с книгой, научила их собирать материал к сочинениям. Учащиеся стали внимательно относиться к слову. Читая работы своих учеников я убедилась в том, что стихи А С.Пушкина, Ф. Тютчева, И.Бунина, рассказы М.Пришвина и К.Паустовского, картины И.Левитана, музыка П.И.Чайковского разбудили в детях радостные ощущения открытия от встречи с прекрасным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...