Приёмы формирования осознанного чтения
учебно-методический материал

Архипова Светлана Владимировна

В ходе выступления представляется педагогический опыт,  в которым описаны формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения. Слушатели знакомятся с  приёмами, такими как: иллюстрирование, описание картины, сочинение, отзыв о произведении и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Архипова Светлана Владимировна

МБОУ  «Средняя  школа № 6», учитель начальных классов.

Описание практики

Приёмы формирования осознанного чтения

В ходе выступления представляется педагогический опыт,  в которым описаны формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения. Слушатели знакомятся с  приёмами, такими как: иллюстрирование, описание картины, сочинение, отзыв о произведении и др.

В ходе выступления рекомендуются, выработанные совместно с обучающимися,  критерии оценки используемых видов работ, для учащихся начальной школы. По итогам описанного опыта работы, делается вывод о том, что к каждому произведению, в зависимости от его содержания предлагаются разные критерии оценивания и на каждом уроке разрабатываются новые критерии. В заключении предлагается слушателям выполнить практическое задание по разработке критериев, для некоторых видов работ.  

Современная оценочная деятельность учителя направлена на формирование контрольно-оценочной самостоятельности ребёнка, которая так важна для него не только в учёбе, но и в жизни. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований ФГОС НОО.

Критериальное оценивание – процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующим целям и содержанию образования, способствующий формированию у учащихся умения учиться.

Цель: внедрение системы критериального оценивания учебных достижений учащихся на уроках литературного чтения, для объективного оценивания учебных достижений учащихся и определения индивидуальной траектории обучения каждого ученика.

 Основные задачи:

 - определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;

- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;

- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для достижения ожидаемых результатов обучения;

- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;

- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации учебного процесса.

В результате работы по формированию критериального оценивания на уроках литературного чтения можно выделить следующие положительные результаты:

Для учителя:

1.Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

2.Улучшить качество преподавания;

3.Улучшить качество обучения;

4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и особенностей;

5.Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

6.Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Для обучающихся:

1.Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности;

 2.Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

3.Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

4.Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

5. Каждый может  оценивать свои достижения по тому или иному критерию, увидеть  динамику собственного развития и дает возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык

Для родителей:

1.Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

2.Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3.Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;

4.Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;

5.Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Критерии оценки различных видов деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Авторы: учитель начальных классов  МБОУ «Средняя школа № 6»

Архипова Светлана Владимировна, учащиеся начальной школы

Критерии оценки описания картины

  1. Описание картины соответствует плану.
  2. При описании картины, использован приём сравнения.
  3. Грамматически правильно построены предложения.
  4. Размер описания.

Критерии оценки отзыва о произведении

  1. Отзыв соответствует плану.
  2. Раскрыта основная тема произведения.
  3. Грамматически правильно построены предложения, не односложные.
  4. При описании героев, событий  использованы цитаты из текста произведения.
  5. Размер отзыва.

Критерии оценки описания героя

  1. Описание соответствует плану.
  2. При описании героя, использованы цитаты из текста произведения.
  3. Удалось точно описать характер героя, дать оценку его поступкам.
  4. Грамматически правильно построены предложения, не односложные.
  5. Размер описания.

Критерии оценки составленных вопросов

  1. Каждый вопрос соответствует своему виду.
  2. Вопрос имеет точный ответ.
  3. Вопрос построен грамматически правильно.
  4. Количество вопросов каждого вида. (2-3)
  5. Самостоятельность.

Критерии оценки иллюстраций

  1. Иллюстрация соответствует произведению или предложенному отрывку.
  2. Наполненность рисунка (учтены все детали обстановки, внешность героя соответствует описанию в тексте).
  3. Аккуратность выполнения рисунка.
  4. Законченность рисунка.
  5. Самостоятельность.

Критерии оценки синквейна

  1. Соответствует теме.
  2. Написан согласно правилам.
  3. Точно передаёт настроение, состояние, характер.
  4. Включена цитата или крылатое выражение.

Оценка "5" ставится:

- соблюдены все критерии

Оценка "4" ставится:

- не выполнен один из критериев или имеются замечания по двум критериям

Оценка "3" ставится:

- не выполнено два из критериев или имеются замечания по трём  критериям

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНДИВИдУАЛЬНЫЙ ЛИСТ

Критерии оценки пересказа

Ф.И…………………………………………

дата ………………………..

Показатель

Отметка

Примечания

Автор, название

Пересказ по плану

Ошибки

Выражения из текста

Самостоятельность

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Приёмы обучения осознанному чтению на уроках в начальной школе"

Некоторые приёмы работы над осознанностью чтения на уроках литературного чтения  и математики в начальных классах....

Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...

Формирование осознанного чтения обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы.

Одним из типов уроков чтения, направленных на развитие осознанности чтения обучающихся, являются уроки тематического обобщения. Обобщающий урок проводится в конце изучаемой темы. Подготовка к нему орг...

Задания для формирования осознанного чтения на уроках в начальной школе

Задания для формирования осознанного чтения на уроках в начальной школе...

Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения.

Упражнения, направленные на формирование осознанности чтения....

Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии

Подходы к формированию осознанного чтения путем применения игровой технологии...